Понятие, виды и сущность политической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Симонова Т. С. Понятие, виды и сущность политической культуры // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 456-458. — URL https://moluch.ru/archive/259/59685/ (дата обращения: 23.07.2019).



Как и другие элементы изучения общей культуры, термин политической культуры берёт своё историческое начало в трудах зарубежных мыслителей. Известный американский политолог Габриэль Алмонд в ходе структурно-аналитического разбора понятия «политическая культура», рассматривал ее как психологический феномен политического действия, акторы которой исходили из своих индивидуальных и ориентационных позиций данной системы. Данное понятие интерпретируется в черте модели общественно-политического поведения, которое, в свою очередь, направлено на определенное политическое действие в зависимости от индивидуальных личностных позиций участников. Можно привести в сравнение, схожее по смыслу, другое понятие политической культуры, определенное Д. Дивайном: «Историческая система широко распространённых, фундаментальных поведенческих политических ценностей, которых придерживаются члены данной общественно-политической системы» [1].

В отечественной истории философской мысли о роли политической культуры рассуждал Иван Алексеевич Ильин. Несмотря на то, что автор излагал свои идейно-политические мысли в прошлом столетии, актуальности они не теряют, так как приводятся в сравнение с текущей политической ситуацией в современной России. Говоря о роли политической культуры в жизни общества, автор рассуждает о сущностной цели человеческого бытия.

Ильин отводит роль политической культуре не как конечной цели человеческой жизни, а, скорее, как инструменту реализации первостепенной цели — культурному развитию человека [2]. Следовательно, закладывание основ общей культуры, по мнению автора, способствует формированию политической культуры. Исходя из данных положений, мы можем полагать, что современная политическая культура не влияет на ход политических процессов, а лишь способствует их проявлению в политическом сознании граждан. Соответственно, исходя из индивидуальных соображений о сущности государственного аппарата и его деятельности, человек непосредственно уже на подсознательном уровне создает постулаты своей политической культуры. И в дальнейшем это предопределяет его политическое поведение по линии течения внутриполитических процессов государства.

Политическое поведение человека формируется под воздействием не только его убеждений и взглядов, симпатии и антипатии к тому или иному политику или к государственной власти в целом, но и подсознательных стереотипов и привычек, которые выработались под сильным влиянием окружающей среды длительное время. Поэтому, когда мы анализируем современное состояния общества, приходим к проблеме политической культуры, т. е. совокупности устоявшихся в стране политических норм, принципов, обычаев и устоев, складывающиеся на протяжении длительного исторического развития. Природа политической культуры также состоит в том, что нельзя строго обозначить и выявить определенные ее элементы у всего общества в целом, поскольку у каждого человека свои политические установки, идейно-политические и нравственные ориентиры, ценностно-нормативные взгляды [3].

Ключевой спецификой политической культуры России является антиномичность, двойственность и иррационализм [4]. Можно сказать, что граждане стремятся в будущее, без обращения к прошлому. У них нет осознанного стремления к традициям, чувствительности к новым веяниям. В этой связи для общественно-политической культуры Российской Федерации свойственен недостаток национального единства и согласия, как следствие, происходит существенный разлад между социальными группами. Все это приводит к потерe идентичности политической культуры, исчезновению ее самобытности и отсутствию значимости в современном обществе.

Политическая культура современной России, по мнению Д. В. Гудименко, тяготеет, скорее, к либерально-демократическому типу, чем к авторитарно-коллективистскому. И это подтверждается тем, что государство занимает доминирующее положение в общественной жизни каждого россиянина. На протяжении многих веков не государство естественным путем вырастало из гражданского общества, а общество развивалось под жестким влиянием государства, которое всегда было двигателем общественного развития.

Классическое структурирование ценностных воззрений сформулировал Г.Алмонд, и оно состоит из следующих компонентов: познавательные (знания о политической системе, ее строении и механизмах функционирования), эмоциональные (отношение и определенные чувства людей к тем, кто олицетворяет власть и стоит во главе государства) и оценочные (суждения, которые выступают как критерии оценки политических явлений).

Данные элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными и общественно-историческими факторами, которые носят долговременный характер. Они характеризуются относительной стабильностью и определенной степенью устойчивости.

В России существуют все типы политической культуры и ее субкультуры: патриархальная (приходская) (характерна полным отсутствием интереса к политике у населения, слепым подчинением власти), подданническая (присутствует пассивное отношение граждан к политической системе), активистская (отличается активным участием граждан в политике вне зависимости от отношения к политической системе). Однако, по мнению исследователей, доминируют патриархально-подданническая и подданническо-активистская [5].

Рассматривая политическую культуру, А. В. Богданов выделяет следующий ряд характерных для нее черт:

  1. Закрепляет устоявшиеся связи, отношения между составными частями политического процесса, сохраняет стабильный политический опыт;
  2. Политическая культура является итогом исторического формирования общества и становления политического коллективного труда.
  3. Характеризует политическое поведение людей и сознание большей части населения и не сводится к совокупности политических субкультур [6].

Мы полностью разделяем данную характеристику. Действительно, политическая культура современной России сохраняет и передает стабильный политический опыт. Благодаря этому имеет место быть тенденция к более активному участию людей в политике и присутствию интереса к политическим процессам, происходящим в стране. Также формируется гражданское правосознание на основе опыта политического участия.

Нельзя не согласиться с теми традиционными характеристиками государственной власти и политической культуры общества, которые в своих работах определяет Ю. С. Пивоваров [7]. Также, продолжая линию рассуждений автора, мы считаем, что в современной российской действительности представляет сложность создания гражданского общества, преодоления исторического разрыва между государством и общества [8]. Главным образом, вопрос существования гражданского общества в России до сих пор является спорным среди современных исследователей. А ведь именно разрешение этого вопроса и постановка четкого ответа на него может способствовать установлению именно активистской политической культуре, которая является необходимым условием успешного функционирования нынешней политической системы.

Подобным образом в современной политической науке сформировалось большое количество подходов. Это свидетельствует о том, что сущность данной культуры не раскрыта до конца имеет необходимость в собственном последующем исследовании. В качестве основного направления в изучении политической культуры следует избрать исследование отдельных ее положений через призму политики и поведения граждан в социуме.

Политическая культура помогает понимать процессы, происходящие в политике, и воздействовать на них, способствует тому, чтобы граждане стремились реализовывать свои права. Ведь низкий уровень политико-правой культуры не дает проявляться в полной мере активной гражданской позиции. Современный политический процесс характеризуется отсутствием заинтересованности в решении социально-политических задач. Но граждане должны быть уверены в поддержке государства и только тогда российская политическая культура будет на том уровне, который диктуют современные политические реалии.

Литература:

  1. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку // 16.4. Составные элементы политической культуры // М.: Логос, 1999. — 544 с.
  2. Ильин И. Почему сокрушился в России монархический строй // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи. 1948–1954 гг. В 2-х тт. Т. 2. М., 1992. — С. 100–103.
  3. Девятов, В. Я. Политическая и правовая культура современной России / В. Я. Девятов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2008. — Выпуск 11 (67). — С. 372–375.
  4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990.
  5. Баранов Н. А. Политическая культура, как часть культуры общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nicbar.ru/politology/study/kurs-politicheskaya-kultura/123-lektsiya-1-politicheskaya-kultura-kak-chast-kultury-obshchestva
  6. Богданов А. В. Особенности политической культуры современной российской молодежи: традиционные и модернизационные ценностные политические ориентации. — С.: Издательство «Амирит», 2016 — С.15–16.
  7. Пивоваров Ю. С. Русская политика в ее историческом и культурном отношениях. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (ЮССПЭН), 2006. — С. 17.
  8. Богданов А. В. Особенности политической культуры современной российской молодежи: традиционные и модернизационные ценностные политические ориентации. — С.: Издательство «Амирит», 2016 — С.30.


Задать вопрос