Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Бурдуковская Л. Н. Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 490-492. — URL https://moluch.ru/archive/259/59680/ (дата обращения: 21.07.2019).



Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Ключевые слова: образовательная услуга, качество образования, муниципальная система образования, образовательная организация, основные образовательные услуги, дополнительные образовательные услуги.

Образовательная услуга — это основная составляющая образовательного процесса. В настоящее время существует множество определений термина «образовательная услуга». Этому вопросу посвящены работы многих отечественных и зарубежных учёных. В сфере маркетинга образовательных услуг следует отметить труды А. П. Егоршина, М. А. Баранника, Н. В. Литвиновой. Трактовки различны, но практически все исследователи сходятся в том, что образовательная услуга — это продукт образовательного производства, отвечающий потребностям личности и общества в целом. А. С. Беляков выделяет несколько основных признаков образовательной услуги:

– нематериальность;

– неотделимость от субъекта, оказывающего услугу;

– возможность потребления услуги [1].

Можно добавить, что образовательная услуга непостоянна, имеет длительную протяжённость во времени и её результат проявляется не сразу.

Насколько допустимо применительно к сфере образования употреблять формулировку «образовательные услуги» в настоящее время ведутся многочисленные дискуссии. О том, что образовательные организации предоставляют именно образовательные услуги, свидетельствует Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому «бюджетным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения…» [3].

Сегодня любой гражданин выступает в роли заказчика и имеет право на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Таким образом, образовательная услуга приобретает товарную форму и имеет свою потребительскую стоимость. Рынок образовательных услуг постоянно развивается, а значит, возникает необходимость поиска инновационных подходов в управлении образовательной деятельностью, в реализации новых форм оценки качества образования на всех уровнях системы образования.

Муниципальная система образовательных услуг формируется на основе федеральной и региональной, но имеет ряд отличительных особенностей. При её моделировании учитываются педагогическая, методическая и управленческая деятельность. Они, безусловно, связаны с реализацией традиционных и инновационных образовательных программ, повышением профессионального мастерства педагогов, ресурсным и материально-техническим обеспечением деятельности образовательных учреждений муниципалитета. От всех этих составляющих зависит стабильность муниципальной системы образования и её эффективность.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» каждому обучающемуся предоставляются основные образовательные услуги и дополнительные. Основные образовательные услуги реализуются в пределах основных образовательных программ и в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Они должны быть исполнены в полном объёме, качественно и в установленные сроки. На их качество влияет множество внешних и внутренних факторов. Если внешние факторы влияют на качество образования лишь косвенно, то внутренние оказывают на него прямое воздействие. И главная роль в обеспечении качественного образования отводится педагогу. Его квалификация, компетентность, мобильность и коммуникабельность — основа качественного образования. В связи с этим всё более актуальной становится проблема дефицита педагогических кадров в сельской местности. Молодые специалисты не едут работать в сельские школы. Это обусловлено низким уровнем жизни, неразвитой инфраструктурой, небольшой заработной платой, отсутствием жилья. Как следствие — недостаточная кадровая укомплектованность вносит нестабильность в работу образовательного учреждения, сказывается на качестве образовательных услуг. В 2020 году в России планируется запустить многофункциональную программу «Земский учитель», которая ориентирована на снижение кадрового дефицита в сельской местности. Программа позволит улучшить ситуацию с образованием детей в небольших сельских посёлках и повысить престиж сельского учителя.

Дополнительные образовательные услуги должны реализовываться в целях всестороннего удовлетворения потребностей. Именно здесь развиваются личностные качества учащихся и пересекаются интересы всех участников образования. Что иногда совершенно невозможно в силу отсутствия на территории муниципалитета необходимого количества центров дополнительного образования, спортивных школ, школ искусств, станций юных техников и т. д. Как правило, вся муниципальная инфраструктура дополнительного образования сосредоточена в районных центрах, что просто неприемлемо для сельских школьников. Некоторые поселения находятся в большом отдалении от районного центра, и это затрудняет посещение школьниками учреждений дополнительного образования.

Не каждое муниципальное учреждение дополнительного образования детей способно полностью удовлетворить социальный заказ населения. Недостаточное материально-техническое оснащение сказывается на том, что перечень дополнительных программ однообразный. В силу отсутствия современного оборудования и необходимого ресурсного обеспечения, не предоставляется возможным вводить ИТ-направления, робототехнику, авиамоделирование, а также программы, способствующие социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Отсутствие на территории муниципалитетов театров, музеев, а в отдельных случаях библиотек, делает невозможным реализацию совместных интегрированных творческих проектов. В данном случае образовательная услуга не получает масштабного географического распространения, снижается охват детей дополнительным образованием. Именно поэтому в рамках реализации Национальной технологической инициативы делаются акценты на интеграции системы общего и дополнительного образования, внедрении дистанционного дополнительного образования.

При определении качества образовательных услуг важная роль отведена трансляции их эффективности, диссеминации положительных опытов. В связи с этим хочется отметить один из внешних системообразующих факторов — информативность. Потребитель образовательных услуг должен знать их перечень, алгоритм предоставления и качество. Это значительно сложнее сделать в условиях муниципальной системы образования. Зачастую на территории муниципалитета функционирует одно районное печатное издание, которое не в силах широко осветить все мероприятия и происходящие события.

Во многих муниципальных образовательных учреждения до сих пор отсутствует высокоскоростной интернет, что затрудняет полноценную работу сайтов, делает невозможным проведение онлайн-опросов и голосований.

Не смотря на ряд проблем, управление образованием, в том числе муниципальным, в последние годы активно реформируется и модернизируется. Обобщая, обратимся к исследованиям Серединой О. А., которая выделяет три направления развития муниципальной системы образования: реформирование, коррекция, модернизация традиционной системы. Все они, безусловно, направленны на улучшение ее функционирования, на её эффективность. Для реального повышения качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципальной системы образования необходим постоянный научно-прогностический анализ развития системы и оперативное реагирование на образовательный процесс, его результативность. На их основе должны приниматься управленческие решения, разрабатываться планы и программы по развитию качества образования и повышению уровня предоставления образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования.

Литература:

  1. Беляков, С. А. Лекции по экономике образования: учебник/ С. А. Беляков.- М.:МАКС Пресс, 2007.-424 с.
  2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  3. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-Ф // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  4. Середина, О. А. Особенности управления образовательной системой муниципального образования/ О. А. Середина. Особенности управления образовательной системой муниципального образования//Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова.- 2016- С.148–159.
  5. Скоробогатова Ю. А. Об определении понятия «образовательная услуга»/ Ю. А. Скоробогатова// Известия Иркутской государственной экономической академии.-2010.-№ 5. — С.254–257


Задать вопрос