Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 738 раз

Библиографическое описание:

Бурдуковская, Л. Н. Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы / Л. Н. Бурдуковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 490-492. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59680/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Ключевые слова: образовательная услуга, качество образования, муниципальная система образования, образовательная организация, основные образовательные услуги, дополнительные образовательные услуги.

Образовательная услуга — это основная составляющая образовательного процесса. В настоящее время существует множество определений термина «образовательная услуга». Этому вопросу посвящены работы многих отечественных и зарубежных учёных. В сфере маркетинга образовательных услуг следует отметить труды А. П. Егоршина, М. А. Баранника, Н. В. Литвиновой. Трактовки различны, но практически все исследователи сходятся в том, что образовательная услуга — это продукт образовательного производства, отвечающий потребностям личности и общества в целом. А. С. Беляков выделяет несколько основных признаков образовательной услуги:

– нематериальность;

– неотделимость от субъекта, оказывающего услугу;

– возможность потребления услуги [1].

Можно добавить, что образовательная услуга непостоянна, имеет длительную протяжённость во времени и её результат проявляется не сразу.

Насколько допустимо применительно к сфере образования употреблять формулировку «образовательные услуги» в настоящее время ведутся многочисленные дискуссии. О том, что образовательные организации предоставляют именно образовательные услуги, свидетельствует Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которому «бюджетным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения…» [3].

Сегодня любой гражданин выступает в роли заказчика и имеет право на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Таким образом, образовательная услуга приобретает товарную форму и имеет свою потребительскую стоимость. Рынок образовательных услуг постоянно развивается, а значит, возникает необходимость поиска инновационных подходов в управлении образовательной деятельностью, в реализации новых форм оценки качества образования на всех уровнях системы образования.

Муниципальная система образовательных услуг формируется на основе федеральной и региональной, но имеет ряд отличительных особенностей. При её моделировании учитываются педагогическая, методическая и управленческая деятельность. Они, безусловно, связаны с реализацией традиционных и инновационных образовательных программ, повышением профессионального мастерства педагогов, ресурсным и материально-техническим обеспечением деятельности образовательных учреждений муниципалитета. От всех этих составляющих зависит стабильность муниципальной системы образования и её эффективность.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» каждому обучающемуся предоставляются основные образовательные услуги и дополнительные. Основные образовательные услуги реализуются в пределах основных образовательных программ и в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Они должны быть исполнены в полном объёме, качественно и в установленные сроки. На их качество влияет множество внешних и внутренних факторов. Если внешние факторы влияют на качество образования лишь косвенно, то внутренние оказывают на него прямое воздействие. И главная роль в обеспечении качественного образования отводится педагогу. Его квалификация, компетентность, мобильность и коммуникабельность — основа качественного образования. В связи с этим всё более актуальной становится проблема дефицита педагогических кадров в сельской местности. Молодые специалисты не едут работать в сельские школы. Это обусловлено низким уровнем жизни, неразвитой инфраструктурой, небольшой заработной платой, отсутствием жилья. Как следствие — недостаточная кадровая укомплектованность вносит нестабильность в работу образовательного учреждения, сказывается на качестве образовательных услуг. В 2020 году в России планируется запустить многофункциональную программу «Земский учитель», которая ориентирована на снижение кадрового дефицита в сельской местности. Программа позволит улучшить ситуацию с образованием детей в небольших сельских посёлках и повысить престиж сельского учителя.

Дополнительные образовательные услуги должны реализовываться в целях всестороннего удовлетворения потребностей. Именно здесь развиваются личностные качества учащихся и пересекаются интересы всех участников образования. Что иногда совершенно невозможно в силу отсутствия на территории муниципалитета необходимого количества центров дополнительного образования, спортивных школ, школ искусств, станций юных техников и т. д. Как правило, вся муниципальная инфраструктура дополнительного образования сосредоточена в районных центрах, что просто неприемлемо для сельских школьников. Некоторые поселения находятся в большом отдалении от районного центра, и это затрудняет посещение школьниками учреждений дополнительного образования.

Не каждое муниципальное учреждение дополнительного образования детей способно полностью удовлетворить социальный заказ населения. Недостаточное материально-техническое оснащение сказывается на том, что перечень дополнительных программ однообразный. В силу отсутствия современного оборудования и необходимого ресурсного обеспечения, не предоставляется возможным вводить ИТ-направления, робототехнику, авиамоделирование, а также программы, способствующие социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Отсутствие на территории муниципалитетов театров, музеев, а в отдельных случаях библиотек, делает невозможным реализацию совместных интегрированных творческих проектов. В данном случае образовательная услуга не получает масштабного географического распространения, снижается охват детей дополнительным образованием. Именно поэтому в рамках реализации Национальной технологической инициативы делаются акценты на интеграции системы общего и дополнительного образования, внедрении дистанционного дополнительного образования.

При определении качества образовательных услуг важная роль отведена трансляции их эффективности, диссеминации положительных опытов. В связи с этим хочется отметить один из внешних системообразующих факторов — информативность. Потребитель образовательных услуг должен знать их перечень, алгоритм предоставления и качество. Это значительно сложнее сделать в условиях муниципальной системы образования. Зачастую на территории муниципалитета функционирует одно районное печатное издание, которое не в силах широко осветить все мероприятия и происходящие события.

Во многих муниципальных образовательных учреждения до сих пор отсутствует высокоскоростной интернет, что затрудняет полноценную работу сайтов, делает невозможным проведение онлайн-опросов и голосований.

Не смотря на ряд проблем, управление образованием, в том числе муниципальным, в последние годы активно реформируется и модернизируется. Обобщая, обратимся к исследованиям Серединой О. А., которая выделяет три направления развития муниципальной системы образования: реформирование, коррекция, модернизация традиционной системы. Все они, безусловно, направленны на улучшение ее функционирования, на её эффективность. Для реального повышения качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципальной системы образования необходим постоянный научно-прогностический анализ развития системы и оперативное реагирование на образовательный процесс, его результативность. На их основе должны приниматься управленческие решения, разрабатываться планы и программы по развитию качества образования и повышению уровня предоставления образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования.

Литература:

  1. Беляков, С. А. Лекции по экономике образования: учебник/ С. А. Беляков.- М.:МАКС Пресс, 2007.-424 с.
  2. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  3. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 № 7-Ф // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
  4. Середина, О. А. Особенности управления образовательной системой муниципального образования/ О. А. Середина. Особенности управления образовательной системой муниципального образования//Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова.- 2016- С.148–159.
  5. Скоробогатова Ю. А. Об определении понятия «образовательная услуга»/ Ю. А. Скоробогатова// Известия Иркутской государственной экономической академии.-2010.-№ 5. — С.254–257
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная система образования, образовательная услуга, услуга, дополнительное образование, Российская Федерация, качественное образование, качество образования, муниципальное образование, образовательный процесс, сельская местность.


Похожие статьи

Муниципальная система образования как объект управления...

Ключевые слова: муниципальная система образования, образование, управление

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на получение

Согласно закону, образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...

Особенности муниципального управления образованием и его...

В нашей стране управление системой образования происходит на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Первые два уровня мы в своей работе не затрагиваем. Управление системой образования на муниципальном уровне осуществляют органы...

Совершенствование системы управления дополнительными...

В статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы платных\дополнительных образовательных услуг, и пути их решения. Приводится анализ системы дополнительного образования детей г. Владивостока...

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

Качество образования, как залог становления человека в обществе и успешного развития его

«Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.

– задачи и меры по развитию системы оценки качества образования закреплены в федеральных и...

Управление качеством образования в образовательном...

…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет… Ю. А. Конаржевский.

Особенности организации дополнительных образовательных...

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10, ст. 75) говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и...

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в...

Удовлетворенность детей качеством образовательных услуг...

Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности, является целенаправленным процессом воспитания и обучения с помощью реализации дополнительных общеобразовательных программ...

Специфика образовательных услуг в системе общественных...

На современном этапе экономического развития образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающим экономический рост и социальную стабильность. Формирование многоукладной системы образования актуализирует проблему становления и развития рынка...

Похожие статьи

Муниципальная система образования как объект управления...

Ключевые слова: муниципальная система образования, образование, управление

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на получение

Согласно закону, образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...

Особенности муниципального управления образованием и его...

В нашей стране управление системой образования происходит на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Первые два уровня мы в своей работе не затрагиваем. Управление системой образования на муниципальном уровне осуществляют органы...

Совершенствование системы управления дополнительными...

В статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием системы платных\дополнительных образовательных услуг, и пути их решения. Приводится анализ системы дополнительного образования детей г. Владивостока...

Качество дошкольного образования и формирование подходов...

Качество образования, как залог становления человека в обществе и успешного развития его

«Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества.

– задачи и меры по развитию системы оценки качества образования закреплены в федеральных и...

Управление качеством образования в образовательном...

…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет… Ю. А. Конаржевский.

Особенности организации дополнительных образовательных...

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10, ст. 75) говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и...

Система образования в Российской Федерации

в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в...

Удовлетворенность детей качеством образовательных услуг...

Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности, является целенаправленным процессом воспитания и обучения с помощью реализации дополнительных общеобразовательных программ...

Специфика образовательных услуг в системе общественных...

На современном этапе экономического развития образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающим экономический рост и социальную стабильность. Формирование многоукладной системы образования актуализирует проблему становления и развития рынка...

Задать вопрос