Формирование и развитие стратегического планирования в агропромышленном комплексе на примере Амурской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Лисовенко О. Е., Гончарук О. В. Формирование и развитие стратегического планирования в агропромышленном комплексе на примере Амурской области // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 216-219. — URL https://moluch.ru/archive/259/59643/ (дата обращения: 21.07.2019).



Ключевые слова: АПК, Амурская область, сельское хозяйство, национальная безопасность, стратегическое планирование, государственная программа, экспорт.

Формирование плана стратегического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ) осуществляется на высшем законодательном уровне.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под стратегическим планированием понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности [1].

Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных планов, включая планы социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование осуществляется путём разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов и планов устойчивого развития России с учётом задач обеспечения национальной безопасности.

28 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О Стратегическом Планировании в Российской Федерации», который направлен на формирование современной системы государственного стратегического планирования. В соответствии с данным нормативным актом, стратегическое планирование отраслей экономики осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.

Выбор идеи или миссии будущего плана развития на федеральном уровне осуществляется с учетом ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [3].

В настоящее время общая стратегия развития АПК в России формируется в рамках обеспечения национальной безопасности РФ в целом и регулируется рядом нормативно правовых актов:

– Федеральным законом от 29.12. 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства»;

– Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

– Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;

– Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р «О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г».;

– прочими федеральными и ведомственными целевыми программами, связанными с решением проблем развития агропромышленного комплекса страны и обеспечения ее продовольственной безопасности.

Проведенный анализ нормативно — правовых актов, касающихся развития АПК в РФ, позволяет сделать выводы, что соблюдены все этапы процесса стратегического планирования, а именно:

– определена миссия и цели развития АПК;

– проводится анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон, а также анализ потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации;

– выбраны стратегии;

– определены этапы и сроки реализации стратегии;

– проводится оценка и контроль выполнения (соответствие целевым индикаторам).

Согласно предварительным данным Федеральной службы государственной статистики за 2018 год, Амурская область в Дальневосточном федеральном округе занимает первое место (в стоимостной оценке произведенной продукции 22,8 % от общего объема), в том числе за счет значительной доли растениеводства — 29,8 % (таблица 1).

Таблица 1

Продукция сельского хозяйства в 2018 году вхозяйствах всех категорий, млн. рублей [6]

Наименование

субъекта

Всего с/х

В том числе

Отчетный год в% кпредыдущему году (в сопоставимых ценах)

Растениеводство

животноводство

сельское хозяйство

в том числе

растениеводство

животноводство

Дальневосточный федеральный округ

194937,7

100560,0

94377,7

98,0

96,8

99,4

Республика Бурятия

16538,1

5402,4

11135,6

106,9

125,4

99,5

Республика Саха (Якутия)

26377,2

9134,6

17242,6

103,3

110,5

99,6

Забайкальский край

22600,8

7146,8

15454,0

99,1

114,7

93,4

Камчатский край

8275,1

3302,9

4972,2

100,5

88,0

112,1

Приморский край

41181,4

26071,9

15109,4

95,4

94,1

97,8

Хабаровский край

16446,0

8828,4

7617,6

99,7

104,8

93,7

Амурская область

44514,2

29958,9

14555,3

91,7

88,1

100,8

Магаданская область

2531,1

1245,9

1285,2

98,5

96,9

100,2

Сахалинская область

10605,0

5693,1

4911,9

106,0

94,7

124,8

Но, в то же время, доля продукции АПК, произведенной в Дальневосточном федеральном округе, самая низкая в целом по Российской Федерации и составляет всего 3,8 %, что конечно обусловлено высокими транспортными расходами, влиянием неблагоприятных климатических факторов, потребностью в большем объеме удобрений по причине низкого естественного плодородия дальневосточных земель, а также рассредоточенностью сельскохозяйственного производства и его очаговым характером в северных территориях.

Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей агропромышленного комплекса Амурской области в 2018 году включает в себя 571 участника различной организационно — правовой формы собственности [7]. Согласно представленным данным валовая продукция сельского хозяйства в фактических ценах 2018 года к аналогичному периоду 2017 года снизилась на 6179,6 млн. рублей или 8,3 %, в том числе в основном за счет продукции растениеводства на 11,9 %. Основной причиной снижения показателей как в 2017 г. к уровню 2016 г., так и в 2018 г. к уровню 2017 г., являются погодные условия, а именно подтопление и переувлажнение почвы. Данный фактор, безусловно оказал негативное влияние и на сферу животноводства в 2017 году по причине роста стоимости кормов (таблица 2).

Таблица 2

Показатели развития АПК Амурской области

Наименование показателя

Ед. изм.

2016 год

2017 год

2018 год

2018г. к 2017г., в%

Валовая продукция сельского хозяйства в фактических ценах

всего:

в том числе:

млн. р.

52776,5

50693,8

44514,2

91,7

растениеводство

млн. р.

37252,9

36388

29958,9

88,1

животноводство

млн. р.

15523,6

14305,8

14555,3

100,8

Помимо снижения показателей эффективности развития АПК в регионе, можно отметить отсутствие самостоятельности органов местного самоуправления в решении ключевых, наиболее важных вопросов, которые затрагивают непосредственно участников АПК Амурской области.

Так, один из крупнейших производителей мяса птицы ООО «Амурский бройлер», столкнулся с отсутствием государственной поддержки со стороны местных властей и вынужден был перейти с 01.01.2019 года с упрощенной системы «ЕСХН» по ставке 6 %, на общую систему налогообложения (таблица 3). Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в статьи 145 и 346.1 Налогового кодекса (НК) РФ, с 1 января 2019 года плательщики ЕСХН признаются плательщиками НДС (п. 5 ст. 9 Закона № 335-ФЗ). В соответствии со статьей 346.8. НК РФ законами субъектов Российской Федерации разрешено устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости.

Таблица 3

Система налогообложения ООО «Амурский бройлер»

Наименование налога

До 01.01.2019г.

После 01.01.2019г.

ЕСХН

6 %

х

НДС

х

20 %

Налог на имущество

х

2,2 (исходя из кадастровой стоимости)

Налог на прибыль

х

20 %

НДФЛ

13 %

13 %

Страховые взносы

30,2 %

30,2 %

В качестве примера можно привести практику других регионов РФ, так в Московской области в отношении всех налогоплательщиков ЕСХН ставка налога составляет 0 % на срок 2 года (Закон Московской области от 27.08.2018 г. № 145/2018-ОЗ), в Кемеровской области на указанный период ставка установлена в размере 3 % (Закон Кемеровской области от 23.11.2018 г. № 91-ОЗ), в Свердловской области — 5 % (Закон Свердловской области от 06.11.2018 г. № 114-ОЗ).

Одним из бесспорных конкурентных преимуществ Амурской области является расположение региона, а именно приграничное с Китайской Народной Республикой расположение, а соответственно это бесспорный карт-бланш пред многими регионами РФ в части реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года. «Наше естественное преимущество (я думаю, что все с этим согласятся) — это огромные природные возможности, их нужно использовать для наращивания производства именно экологически чистой продукции. Поручаю Правительству создать защищённый бренд отечественной чистой, «зелёной» продукции, он должен подтверждать, что в её производстве используются только безопасные для здоровья человека технологии, заслужить гарантии высокого качества и на внутреннем, и на внешнем рынке. На внешнем пойдёт всё влёт, уверяю вас, там ничего чистого вообще не осталось» [5]. То есть необходимо сосредоточить все усилия на разработке новых направлений, ориентированных на расширение ассортимента экспортируемых товаров и выходе на новые внешние рынки за счет популяризации бесспорных конкурентных преимуществ сельского хозяйства РФ, а именно экологичности произведенной продукции.

Таким образом, основные усилия стоит сосредоточить на создании отраслевой системы поддержки и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции и обеспечении соответствия продукции, производимой в Амурской области, требованиям регулирующих органов рынка КНР, а также за счет регулирования ставок вывозных таможенных пошлин на экспортируемую сельхозпродукцию, в частности зерно, сою и мед.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/;
  2. Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;
  3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Правовая система Консультант Плюс;
  4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]: Правовая система Консультант Плюс;
  5. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года http://kremlin.ru/events/president/news;
  6. Продукция сельского хозяйства. Федеральная служба государственной статистики//www.gks.ru/free_doc/doc_2018/bul_dr/sx/SborVal_pr18.xls;
  7. Основные организации пищевой и перерабатывающей промышленности. Министерство сельского хозяйства Амурской области//http://agroamur.ru/2/osnovniepredpr.html;
  8. Обзор внешнеэкономической деятельности Амурской области за 2018 год. Дальневосточное таможенное управление // dvtu.customs.ru/attachments/article/25891/Амурская %20обзор.doc;
  9. Экспорт из Амурской области в Китай // https://ru-stat.com/date-M201608–201708/RU10000/export/CN/;
  10. Информация, касающаяся вывоза продукции с территории Российской Федерации. федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору// http://www.fsvps.ru/fsvps/importExport/china/export.html;
  11. Шаляпина И. П. Стратегическое планирование деятельности предприятия АПК: учебное пособие, 1-е изд./ Шаляпина И. П., Анциферова О. Ю., Мягкова Е. А. СПб.: Лань, 2017.- 140 с.


Задать вопрос