К вопросу об истории формирования особых экономических зон в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Коростелев Н. Ю. К вопросу об истории формирования особых экономических зон в России // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 206-207. — URL https://moluch.ru/archive/259/59638/ (дата обращения: 19.07.2019).



В статье рассмотрена история формирования особых экономических зон в России. Обозначены проблемы и проведен анализ исторической динамики развития ОЭЗ.

Ключевые слова: особые экономические зоны, ОЭЗ, Россия, инвестиции, экономика.

Первые попытки создать территории с особыми экономико-правовыми условиями в границах России относятся еще ко времени существования СССР, когда были сформированы близкие к современным особым экономическим зонам организационные форматы.

Так, были приняты постановления Верховного совета РСФСР от 14 июля 1990 г. № 106–1 и от 13 сентября 1990 г. № 165–1 с идентичными названиями: «О создании зон свободного предпринимательства» [4; 5]. Данные документы объявили зонами свободного предпринимательства территории в границах Зеленограда, Ленинграда и Выборга, а также Алтайского и Приморского края, Кемеровской, Новгородской, Калининградской, Сахалинской и Читинской области, Еврейской автономной области.

При этом в планах было реализация около 60 подобных проектов, но вместе с тем данные показатели не выглядели достаточно реалистично и несмотря на все усилия указанные мероприятия не были осуществлены. Большинство сформированных зон не вызвали значительного интереса ни со стороны зарубежных инвесторов, ни со стороны отечественных организаций.

В целом исследователи отмечают, что для общего состояния экономических зон с особыми экономико-правовыми условиями начала 1990-х гг. было характерно отсутствие перспективного видения целей и задач данных территорий, недостаточный уровень проработанности законодательной основы их функционирования, отсутствие консолидированной работы регионов и центра по данному направлению, когда региональные органы управления пытались посредством экономических зон увеличить степень суверенитета и т. д. [2].

Отдельные вопросы формирования специальных экономических зон регулировались нормами Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1545–1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», где было сказано, что «в целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РСФСР на ее территории создаются свободные экономические зоны». Здесь устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями [6].

После прекращения существования Советского Союза нормы и положения законодательства РСФСР продолжили свое действие в Российской Федерации, однако отсутствие дальнейшего развития представлений формировании и управлении свободными экономическими зонами привели к трансформации СЭЗ в сложно контролируемые пространства, имеющие много общих черт с оффшорными территориями, число которых на протяжении 1990-х гг. увеличилось на 24 СЭЗ [2].

Недостаточная проработанность вопросов СЭЗ, недочеты при их организации способствовали тому, что, стараясь привлечь иностранный капитал, и в рамках этой работы наделяя регионы полномочиями создавать СЭЗ в срочном порядке, высшие правительственные органы страны по сути формировали необходимые условия для возникновения многочисленных оффшоров. Подобная обстановка была связана с отсутствием в нормативном поле положений, регламентирующих СЭЗ, отличающиеся упрощенными режимами налогообложения, существующей инфраструктурной средой, не говоря уже о масштабе территории. Также стоит отметить, что создание транспортной, логистической, коммуникационной и иной среды нуждалось в масштабных инвестициях, которое государство не способно было выполнить [1].

Вместе с тем, стоит обозначить, что в рассматриваемый временной период отдельным СЭЗ на Сахалине и в некоторых городах, таки как Калининград, Находка, Магадан, удалось открыть реальные двусторонние организации с привлечением зарубежных инвестиций.

С 2005 года по 2016 год на территории России осуществляли деятельность 36 ОЭЗ, расположении в пределах 31 субъекта Федерации. При этом на слабые места данной работы указывали как российские эксперты, так и зарубежные исследователи. Так, профессор из Финляндии Кари Лиухто отметил, что маркетинговая стратегия менеджмента российских ОЭЗ недостаточно эффективно работала на внутреннем рынке и почти не использовалась на рынках иностранных государств [1]. Эти выводы также были подтверждены и контрольными мероприятиями со стороны Правительства России, по результатам которых между 2010 и 2016 году было осуществлено досрочное прекращение работы 10 ОЭЗ.

Недостаточная эффективность деятельности ОЭЗ с учетом полученных бюджетных ассигнований стала причиной реализации ряда мер, нацеленных на корректировку сложившейся ситуации. Так, осуществлено принятия некоторых уточнений в системе налогового законодательства. Например, с 27 ноября 2017 года вступил в действие Федеральный закон № 348-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который устанавливает размер налоговой ставки на прибыль компаний, осуществляющих деятельность в ОЭЗ, который подлежит уплате в бюджет в размере 2 % [6].

Таким образом, рассмотренный генезис феномена особых экономических зон позволяет сделать вывод о наличии нескольких этапов в развитии данных организационных форматов на территории России. На современном этапе осуществляется трансформация системы ОЭЗ, нацеленная на применение данного механизма для совершения экономического и технологического прорыва и развитие социально-экономической системы.

Литература:

  1. Жериборов Д. С. Особые экономические зоны в СССР и Российской Федерации (1980–2018) // URL: http://www.nauka-dialog.ru/assets/userfiles/5868/246–260_Zheriborov_Knyazeva_ND_2019_3.pdf (дата обращения: 23.05.2019).
  2. Коробова О. В., Наумов Н. В. История создания СЭЗ в России: проблемы и перспективы // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya-svobodnyh-ekonomicheskih-zon-v-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 23.05.2019).
  3. Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1545–1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=22061&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2102768138379778#09092129904715207 (дата обращения: 23.05.2019).
  4. Постановление Верховного совета РСФСР от 14.07.1990№ 106–1 «О создании зон свободного предпринимательства» //. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3655#018194532617870185 (дата обращения: 23.05.2019).
  5. Постановление Верховного совета РСФСР от 13.09.1990 № 165–1 «О создании зон свободного предпринимательства» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3661#0506081801247916 (дата обращения: 23.05.2019).
  6. Федеральный закон от 27.11.2017 № 348-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-27112017-n-348-fz-o-vnesenii-izmenenii/ (дата обращения 15.04.2019)


Задать вопрос