Выбор оптимальных информационных технологий для повышения эффективности работы компрессорной станции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Варибрус А. В., Бардин А. К. Выбор оптимальных информационных технологий для повышения эффективности работы компрессорной станции // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 92-95. — URL https://moluch.ru/archive/259/59633/ (дата обращения: 18.07.2019).



Газпром — крупнейший поставщик нефти и газа как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Для обеспечения конкурентоспособности и стабильного поступления прибыли компания должна обеспечивать своевременную и бесперебойную поставку газа его потребителям. Повышение эффективности работы газотранспортной системы является одной из важнейших задач предприятия.

В то же время, газотранспортная система включает в себя сеть трубопроводов и обслуживающих их компрессорных станций. Повышение эффективности каждой такой станции позволяет обеспечить повышение эффективности всей газотранспортной системы. Одной из таких станций является компрессорная станция «Краснодарская».

Информационные технологии, используемые для управления и взаимодействия между специалистами станции, а также для контроля ее оборудования отражены в таблице 1.

Таблица 1

Информационные технологии, используемые на станции

Функции управления и взаимодействия

Используемая информационная технология

Обмен информацией между специалистами станции

Электронная почта

Контроль и управление оборудованием станции

SCADA-система, включающая в себя программный пакет STEP 7, программный SCADA-пакет CS7 и систему визуализации WinCC

Из приведенной таблицы следует, что в качестве системы обмена информацией между специалистами используется электронная почта, с помощью которой реализуются основные функции управления. Например, с помощью электронной почты при необходимости ремонта или выполнения регламентных работ руководство станции дает заявку на обслуживание оборудования сменным начальникам служб, а начальники служб распределяют заявки между сменными инженерами. После выполнения заявки сменные инженеры составляют отчет в произвольной форме и отправляют его начальнику своей службы по электронной почте.

Изучение литературных источников не выявило исследований, связанных с повышением эффективности работы компрессорных станций на основе оценки работы ее информационной системы. Поэтому доказательств того, что использование электронной почты — это наиболее эффективный метод взаимодействия специалистов газокомпрессорной станции нет.

В данной статье приведены результаты исследований, посвященных выявлению информационных технологий, обеспечивающих наиболее эффективное управление работой газокомпрессорной станции с учетом особенностей функций ее управления.

В качестве методики проведенного исследования авторами использована методика компании META Group [1, с. 9].

Выбор технологий для поддержания процесса управления станцией, согласно META Group, дает возможность обеспечить миграцию архитектуры в сторону ее желаемого состояния. Отметим, что для реализации указанной методики авторы использовали формализованные шаблоны [2, с. 9]. В таблице 2 показана взаимосвязь формализованных шаблонов и их характеристик, а также системы и технологии, с помощью которых может быть воплощена система на уровне заданного шаблона.

Таблица 2

Формализованные шаблоны иих характеристики

Шаблон

Характеристики

Учет

Ввод, обработка и хранение обрабатываемых вручную данных.

Автоматизация бизнес-процессов

Бизнес-процессы предприятия обеспечиваются средствами автоматизации. Пример: система документооборота

Коммуникатор

Использование информационных технологий для неформального общения между пользователями системы. Пример: система электронной почты.

Сотрудничество

Использование информационных технологий для взаимодействия специалистов в процессе частично формализованной деятельности. Пример: система управления закупками.

Планирование

Использование информационных технологий для создания планов. Пример: система бюджетирования.

Фундаментальный анализ

Использование информационных технологий для создания планов деятельности по внешним для предприятия данным. Пример: система маркетингового анализа.

Оптимизация операций

Использование информационных технологий для повышения эффективности выполнения бизнес-процессов предприятия. Пример: система оптимизации прямого маркетинга.

Кастомизация по запросу

Использование информационных технологий для планирования частично формализованной деятельности. Пример: система производства под заказ.

Система поддержки принятия решений

Использование информационных технологий для принятия решений. Пример: механическая трендинговая система.

Самоорганизующаяся система

Использование информационных технологий для самоорганизации бизнес-процесса в сообществе. Пример: электронная торговая площадка.

На первом этапе в соответствии с методикой META Group осуществлен выбор типа стратегии. Для определения типа стратегии, оптимального для компрессорной станции, построена матрица стратегий и характерных для них признаков (таблица 3). В таблице приведены признаки, соответствующие трем наиболее распространенным типам стратегий. Одним плюсом отмечено соответствие признаков типам стратегий. Анализ особенностей работы компрессорной станции позволил выявить характерные для нее признаки. Эти признаки отмечены двумя плюсами. Исходя из полученных результатов, отметим, что наиболее оптимальной для станции является стратегия управления «лидерство по издержкам».

Таблица 3

Матрица стратегий иих признаков

Признак

Тип стратегии

Дифференцирование

Лидерство по издержкам

Фокусирование

Свободные действия, высокий уровень координации между отделами

+

Высокий потенциал в научных исследованиях

+

Творческое чутье, оригинальные идеи

+

Развитые маркетинговые способности

+

Поощрение инноваций

+

Централизованное руководство, жесткий контроль над издержками

++

Приоритетность стандартных процедур

++

Использование в производстве простых в освоении технологиях

+

Высокая эффективность системы закупок и распределения продукции

+

Контроль деятельности сотрудников, ограничение их полномочий

++

Частые и детальные контрольные отчеты

++

Использование комбинации нескольких выше перечисленных характеристик

+

Поощрение гибкости и устойчивых связей с покупателями

+

Соответствие издержек уровню сервиса и уровню лояльности покупателей

+

Сотрудники, которые контактируют с потребителями, имеют дополнительные полномочия

+

С помощью шаблонов, показанных в таблице 2, осуществлен переход от характеристик системы управления предприятия, в соответствии с его классификацией, к выбору технологий, необходимых для реализации данной системы (таблица 4).

Таблица 4

Признаки ишаблоны стратегии

Лидерство по издержкам

Признак

Шаблон

Централизованное руководство, жесткий контроль издержек

Планирование (ERP-система)

Приоритетность стандартных процедур

Автоматизация бизнес-процессов (система документооборота)

Использование в производстве простых в освоении технологиях

Высокая эффективность системы закупок и распределения продукции

Оптимизация операций

Контроль деятельности сотрудников, ограничение их полномочий

Автоматизация бизнес-процессов (система документооборота)

Частные и детальные контрольные отчеты

Из таблицы 4 следует, что в качестве технологий реализации стратегии «лидерство по издержкам» применительно к особенностям рассмотренного предприятия наилучшим образом подходят: система документооборота и система планирования. Эти технологии позволяют оптимизировать бизнес-процессы предприятия и осуществить планирование его деятельности.

Результаты исследования демонстрируют, что технология электронной почты в системе управления компрессорной станцией не является эффективной при организации информационного взаимодействия и управления. Для повышения эффективности работы компрессорной станции в соответствии с методикой META Group предлагается внедрить систему документооборота и планирования. Это позволяет автоматизировать выполняемые вручную бизнес-процессы, создать единую форму отчетности, отражающую процесс обслуживания оборудования станции, а также упрощает контроль работы персонала.

Реализация данной системы возможна с использованием большинства языков программирования.

Методика META Group позволила определить соответствие используемой информационной технологии особенностям организации управления компрессорной станции и осуществить выбор наиболее эффективной технологии.

Использование электронной почты в качестве основной технологии информационной системы компрессорной станции «Краснодарская» не способствует ее эффективному управлению. Внедрение системы документооборота и планирования позволяет исправить эту проблему и повысить эффективность работы станции, а значит и всей газотранспортной системы.

Литература:

  1. Любушин Н. П., Бабичева Н. Э., Карпычев В. Ю. Архитектура предприятия. —: Кнорус, 2018. — 354 с.
  2. Шаблоны информационных технологий как механизм реализации стратегии компании // ppt4web.ru. URL: https://ppt4web.ru/ehkonomika/shablony-informacionnykh-tekhnologijj-kak-mekhanizm-realizacii-strategii-kompanii.html (дата обращения: 23.05.2019).


Задать вопрос