Проблемы реализации права традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Кривошапкин К. Ю. Проблемы реализации права традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 346-348. — URL https://moluch.ru/archive/259/59594/ (дата обращения: 21.07.2019).



В статье рассматриваются актуальные проблемы законодательства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации, а именно реализации права на традиционное природопользование на примере Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, территории традиционного природопользования, традиционный образ жизни, проблемы законодательства, Республика Саха (Якутия)

In this article considered actual issues of legislation in the field of protecting the rights of small indigenous ethnic communities of the North of the Russian Federation, namely the realization of the right to traditional nature management in The Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: the traditional nature management territories, small indigenous ethnic communities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation, the traditional life-style, legislation issues

Законодательство о праве традиционного природопользования на федеральном уровне носит декларативный и отсылочный характеры. Отсутствует дефиниция права на традиционное природопользование, отсутствует конкретика полномочий государственных органов, регулирующих отношения коренных малочисленных органов, отсутствует четкая регламентация лимитов на виды традиционного природопользования. В виду этого широкий пласт нормотворчества и толкования законодательства предоставляется субъектам Федерации. Однако зачастую существуют и случаи элементарного дубляжа федерального законодательства. К примеру, некоторые положения статей и норм Закона Республики Саха (Якутия) «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности» от 2006 года являются дубликатом ФЗ «О ТТП». Однако опыт правотворчества субъектов имеет и положительную сторону. К примеру, на данный момент, в эпоху промышленного освоения районов Севера весьма остро стоит вопрос отношения недропользователей и представителями коренных малочисленных народов Севера. В виду этого, стоит отметить действительно важный, имеющий практическую и научную значимость Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З N 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Федеральный законодатель, давая понятие этнологической экспертизы в федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» не принимает отдельного акта, который бы конкретизировал цели, задачи, принципы процедуру проведения этнологической экспертизы. Федеральное агентство по делам национальностей — компетентный орган, разрабатывающий государственно-национальную политику аргументирует отсутствие подобного нормативного акта наличием обязательного характера проведения этнологической экспертизы, т. е. оценивая его как административный барьер для ведения хозяйственной деятельности, так же подвергаются сомнениями компетентность состава экспертной комиссии. На данный момент этнологическая экспертиза — это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

По результатам этнологической экспертизы принимаются решения о согласии проведения хозяйственных работ на территории традиционного природопользования, либо решение об отказе. Решения имеют юридическую силу. На данный момент в Республике Саха (Якутия) проведено 13 этнологических экспертиз.

Самой важной проблемой законодательства и юридической практики в Российской Федерации и ее субъектов является отсутствие четкого механизма определения национальной принадлежности. Возникает вопрос: кто обладает правом на традиционное природопользование.

Идентификация гражданина к определенному малочисленному этносу создает определенные льготы. К примеру, осуществление охоты свободно, без каких-либо разрешений возможно для коренных малочисленных народов Севера в границах территорий традиционного природопользования. Такой подход устраняет административные барьеры и облегчает доступ к охотничьим ресурсам, но, в то же время, добыча охотничьей продукции без каких-либо ограничений, без квот добычи с целью реализации добытой продукции создает благоприятную почву для злоупотреблений и бесконтрольности в сфере оборота охотничьей продукции.

В настоящее время сложилась следующая ситуация:

  1. Выдача вкладышей к паспорту со сведениями о национальной принадлежности не производится с 2015 года.
  2. По существующему положению установление юридического факта национальной принадлежности возможно только в судебном порядке. Для этого каждый гражданин лично обращается в суд с заявлением об установлении юридического факта национальной принадлежности.

Встает вопрос о компетентности судов в опрделении национальности. Основываяется ли суд исключительно на свидетельских показаниях, прописке, знании языка. При желании злоумышленники могут легко пройти данный барьер для национального определения.

Для решения данного вопроса предлагается следующее:

− внесение дополнения в п.5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 8.07.1997 г. № 828 добавить «при желании гражданина производится отметка о национальной принадлежности»;

− разработать четкую процедуру национального определения, где будут учитываться: свидетельство о рождении, прохождение языкового экзамена, с привлечением квалифицированных специалистов, данные о месте проживания гражданина. При этом детей, родившихся в семье, где оба родителя или один из родителей относится к коренным малочисленным народам, до достижения возраста получения паспорта (14 лет) автоматически относить к коренным малочисленным народам;

− расширить полномочия органов местного самоуправления в области определения национальности того или иного человека, тем самым убрав судебный порядок установления национальности.

Подобный подход поможет сохранить особый статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и реализовать должным образом право на традиционное природопользование, поскольку лица, собирающиеся злоупотрепить данным правом и не относящиеся фактически к коренным малочисленным народам Севера, должны быть отсеяны от льгот.

Таким образом, отметим следующие выводы:

1) в законодательстве РФ и ее субъектов существуют определенные проблемы, связанные с механизмом определения национальности, которые можно разрешить путем внесения поправок в положение о Паспорте;

2) Выделяется значимость этнологической экспертизы как наиболее эффективного механизма защиты при реализации права на традиционное природопользование. Автором поддерживается инициатива разработки законопроекта об этнологической экспертизе РФ на основе закона Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе»;

3) Подчеркиваются недействующие статьи Федерального закона РФ от 2001 года «О территориях традиционного природопользования». В частности, статья 5, которая предусматривает ТТП федерального уровня;

4) порядок образования территорий традиционного природопользования определен в ряде нормативно-правовых актов, а именно в ФЗ «о территориях традиционного природопользования», законах субъектов РФ о ТТП, Положения о ТТП субъектов РФ; полномочия компетентных органов власти по координации образования ТТП определены в положениях к ним; первоочередным основанием образования является обоснованное обращение представителей коренных малочисленных народов Севера о необходимости создания ТТП в адрес уполномоченных органов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398;
  2. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах от 27.06.1989;
  3. Декларация Организации Объединенных Наций «О правах коренных народов» от 13.09.2007 года
  4. Федеральный закон от 7.05.2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 01.04.2015); www.pravo.gov.ru;
  5. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013); www.pravo.gov.ru;
  6. Федеральный закон от 30.04. 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015);www.pravo.gov.ru;
  7. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 4.04.1992 г. (ред. от 8.08.2012 г) www.sakha.gov.ru
  8. Закон Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1220-З N 1327-IV «Об Уполномоченном по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)" www.sakha.gov.ru;
  9. Закон Республики Саха (Якутия) от 25.06.2006 “О северном домашнем оленеводстве”; www.sakha.gov.ru;
  10. Закон Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 370–3 № 755-III (ред. от 15.10.2009) «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия); www.sakha.gov.ru;
  11. Закон Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 897–3 N 121-III (ред. от 10.06.2014) «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия);www.sakha.gov.ru.


Задать вопрос