Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Шапошникова А. Ю. Противодействие коррупции органами прокуратуры Российской Федерации посредством проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 440-441. — URL https://moluch.ru/archive/259/59584/ (дата обращения: 19.07.2019).



Статья посвящена проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации. На основании теоретического анализа выявлены особенности проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации.

Ключевые слова: органы прокуратуры, антикоррупционная экспертиза, противодействие коррупции, нормативно-правовые акты.

Противодействие коррупции представляет собой деятельность государства, которая направленна на нейтрализацию и снижение уровня коррупционных элементов в Российской Федерации. Важная роль в системе средств противодействию коррупции принадлежит профилактическим мерам, среди которых наиболее действенной выступает антикоррупционная экспертиза нормативно — правовых актов и их проектов.

В настоящее время проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов регламентируется Федеральным законом от 17.07.2009 № 172 — ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1].

Данный Федеральный закон в статье 3 закрепляет круг субъектов, обязанных проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов, в частности данные полномочия, возлагаются на органы прокуратуры Российской Федерации.

Анализ правоприменительной практики свидетельствуют о значимости проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры Российской Федерации в борьбе с коррупцией. К примеру, органами прокуратуры Саратовской области в 2017 году на предмет коррупционности было изучено 11 962 нормативных правовых актов и 11 485 проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Саратовской области, в связи с чем было принято 767 акта прокурорского реагирования [2]. На важную роль органов прокуратуры Российской Федерации в противодействии коррупции посредством проведения антикоррупционной экспертизы указывалось и Президентом Российской Федерации. Так, в 2010 году на расширенной коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации он отмечал, что в настоящее время работа органов прокуратуры Российской Федерации по проведению экспертизы нормативных актов на коррупционную составляющую абсолютно востребована и эффективна.

Во исполнение положений Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» были приняты ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность органов прокуратуры Российской Федерации в данной сфере. К числу таких нормативных актов следует отнести Приказ Генерального Прокурора Российской Федерации № 400 от 28.12.2009 года «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов», а также Методику проведения антикоррупционной экспертизы, принятую Правительством Российской Федерации.

Существуют определенный круг нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, которые могут быть подвергнуты антикоррупционной экспертизе со стороны органов прокуратуры Российской Федерации. К примеру, это могут быть акты, принятые федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иными государственными органами и организациями, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Так, прокуратурой Ростовской области были выявлены коррупционные факторы в Областном законе Ростовской области «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области». Согласно п. 8 ст. 47 рассматриваемого закона по решению муниципальной комиссии в средства массовой информации могут быть направлены сообщения о допущенных нарушениях при формировании и расходовании средств избирательных фондов кандидатов. Данная формулировка нормы права подразумевала установление по своему усмотрению органами государственной власти возможности совершения действий в отношении кандидатов, позволяла должностным лицам избирательно применять подход при реализации своих полномочий, выборочно сообщать общественности через СМИ о допущенных нарушениях при формировании и расходовании средств избирательных фондов, создавая условия для электоральной коррупции. В данном случае прокуратурой Ростовской области было внесено требование об изменении закона Ростовской области.

Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определяет в ч. 2 статьи 3 предмет антикоррупционной экспертизы, осуществляемой органами прокуратуры Российской Федерации. Однако в случаях проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации по вопросам, которые не указаны в ч. 2 ст. 3 вышеуказанного ФЗ, органы прокуратуры Российской Федерации лишь информируют соответствующий орган и должностное лицо о наличие в нормативно-правовых актах коррупционных факторов.

Антикоррупционная экспертиза, в частности проводимая органами прокуратуры Российской Федерации, проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принятой Правительством Российской Федерации.

В ходе проведения антикоррупционной экспертизы прокурорскому работнику необходимо решить ряд следующих вопросов:

1) наличествуют ли в данном нормативно-правовом акте дискреционные полномочия;

2) в данном нормативно –правовом акте выступают ли дискреционные полномочия необходимыми;

3) юридико-техническое качество закрепления дискреционных полномочий обеспечено ли надлежаще;

4) какие негативные правовые последствия могут возникнуть при злоупотреблении дискреционными полномочиями;

Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов органами прокуратуры Российской Федерации выступает неотъемлемым элементом противодействия коррупции. Проведение органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы освобождает нормативно-правовые акты и их проекты от захламления положениями, которые идут в разрез с антикоррупционной политикой Российской Федерации, что будет способствовать в свою очередь снижению уровня коррупции в Российской Федерации.

Литература:

  1. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон РФ от 17.07.2009 № 172–ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
  2. Прокуратура Саратовской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.sarprok.ru/content/antikorrupcionnaya-ekspertiza-normativnyh-pravovyh-aktov-organami-prokuratury (дата обращения 20.01.2019).


Задать вопрос