Проблемы отечественной системы контроля высшего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 24.05.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Подушков С. А., Сидорова А. А., Яцык И. В. Проблемы отечественной системы контроля высшего образования // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 242-243. — URL https://moluch.ru/archive/259/59528/ (дата обращения: 18.07.2019).



Современная система высшего образования постоянно подвергается изменениям и стандартизации управления. Такой подход называют бюрократическим. С точки зрения контроля всех функций он, несомненно, оправдывает свои минусы и дает четкое понимание принципов функционирования всей системы. Однако, реальная картина такова, что стремление лучше контролировать систему высшего образования приводит к снижению его качества управления. Вместе с этим страдает не только качество управления, но также и организация процессов обучения в высших учебных заведениях.

Данная проблема не является новой. Еще в 1950 году американским учёным Фейгенбаумом была сформулирована концепция тотального управления качеством TQC. Впоследствии в 1970–1980 годах начался повсеместный переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качеством. Такой подход получил название принципов TQM — всеобщего управления качеством. TQM — это управление целями и требованиями, в которые также включается обеспечение качества, трактуемое как система мер, гарантирующих уверенность потребителя в качестве продуктов и услуг.

На данном этапе развития системы высшего образования становится очевидным, что наиболее успешными являются учреждения, которые строят управление по принципу TQM (всеобщего управления качеством). Соблюдение данного подхода делает выпускников таких вузов более конкурентоспособными, вместе с этим, повышается и уровень заинтересованности потребителей данными учреждениями.

Современный же подход к управлению качеством можно назвать ординарным, так как основные усилия сосредотачиваются не на управлении подразделениями, а на стремлении к управлению процессами. Конечно, можно рассматривать любую работу как процесс со своими входами и выходами, и, таким образом, можно понять, что поступает в процесс на входе, что получается на выходе, и какие действия по управлению процессами необходимы. Ключевая идея данного подхода заключается в том, что качество необходимо закладывать в процесс во время его осуществления, а не выявлять на этапе контроля. Вместе с этим система качества рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов.

В свою очередь менеджмент процессов обычно включает в себя проектирование процессов, управление процессов и улучшение процессов.

Главная задача современного управления качеством состоит в том, чтобы все процессы и все составляющие их элементы находились под контролем, а все несоответствия качеству выявлялись и устранялись своевременно.

Нормативной основой достижения обозначенной цели служит закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с последним «формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)» и ФГОС ВО, утвержденных до 1 июля 2016 года, подлежит приведению в соответствии с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 до 1 июля 2017 года.

Но на данный момент выявление несоответствий и улучшение качества контроля и организации образования сводится к выявлению таких несоответствий на этапе контроля. Это приводит к тому, что процесс, работающий неисправно, корректируется через значительный период времени. А его функционирование приводит к снижению показателей эффективности и, по факту, нарушает правильное функционирование всех элементов системы.

Следствием этого становится бюрократизация образования. Ценность человека как индивидуальной рабочей единицы теряет свою значимость и переводит все взаимодействие к постоянному документообороту.

Основным процессом в вузе является, в первую очередь, образовательный процесс подготовки конкурентоспособных специалистов. Проблемы же качества подготавливаемых кадров возникают в силу ряда определенных причин:

– Было упразднено государственное распределение выпускников вузов.

– Снижение престижности специальностей приводит к снижению уровня мотивации к овладению специальными знаниями.

– Снижение рабочей эффективности преподавателей вследствие дополнительной нагрузки, связанной с ненужной бумажной волокитой.

– Нехватка практических знаний у выпускников по окончанию вузов.

– Постоянное изменение учебных образовательных планов.

С другой же стороны в TQM возрастает роль человека как индивидуальной единицы и, как следствие, большее значение придается непосредственно качеству учебного процесса. Значительное внимание уделяется взаимоотношению участников образовательного процесса. Коренным образом меняется характер и содержание деятельности в системе «преподаватель-студент». Современной системе образования, безусловно, необходимы коррективы в силу развития науки и технического оснащения. Она нуждается в интеграции новых методов не только в области управления этими процессами, но и в области теоретического и практического предоставления образовательных услуг. Нужно понимать, что без двустороннего участия в образовательном процессе студента и преподавателя интерес к науке студентов снижается, и уменьшает шансы ВУЗов раскрыть их возможности. Поэтому современная система образования стремится изменить сам подход к образовательному процессу. Преподаватели становятся наставниками, чья работа перестает быть просто источником информации. Так как студент — это сырье, которое производит ВУЗ, в дальнейшем он становится живой рекламой качества работы университета. Компетентность кадров в своей специализации — основная задача любого образовательного учреждения.

Таким образом, ключевыми принципами обеспечения качества всех процессов в вузе, в том числе и образовательного процесса являются:

– ориентация на запросы и требования потребителей;

– перенос акцентов с этапа контроля на этапы проектирования и функционирования, то есть переход от контроля к управлению качеством,

– вовлечение в управления качеством всех работников, а также самих студентов при обязательной лидирующей роли руководства,

– непрерывное совершенствование деятельности всех подразделений.



Задать вопрос