Отношение сотрудника к работе как психологическое явление: сущность, параметры, формы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 1986 раз

Библиографическое описание:

Игнатьева, Д. С. Отношение сотрудника к работе как психологическое явление: сущность, параметры, формы / Д. С. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59523/ (дата обращения: 19.04.2024).



Сегодня успешность деятельности любой организации и ее конкурентоспособность все в большей степени зависит не от используемых технологий, а от профессионального потенциала сотрудников и их стремления полноценно реализовать их в своем труде. Соответственно, особую важность приобретает изучение характер отношения работников к выполняемой деятельности. Исходным методологическим моментом такого изучения выступает рассмотрение сущности и форм проявления такого отношения как психологического явления.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой отношение трактуется как «взаимная связь разных величин, предметов, действий» [1, с. 473]. В философском словаре понятие «отношение» трактуется как «категория, характеризующая взаимозависимость элементов определенной системы» [2, с. 470]. Изучение тех или иных взаимосвязей находится в фокусе внимания множества наук, в силу чего категория «отношение» является междисциплинарной. В этом плане психология занимает, наверное, особое место. С одной стороны, в её рамках существует близкое приведенным выше определение отношения как «взаиморасположения объектов и их свойств» [3, с. 258]. При этом в психологии «термин отношение подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но, прежде всего, ее субъективную позицию в этом окружении» [4, с. 326].

С другой стороны, в рамках отечественной психологии категория «отношение» играет важнейшую методологическую роль и является одним из центральных её понятий. Согласно В. Н. Мясищеву, сущность личности раскрывается через систему её отношений [5, с. 48]. Он ученый предложил ставшее классическим определение психологических отношений как «целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [6 с. 16]. Аналогичную точку зрения мы находим у Б. Ф. Ломова, считавшего, что «отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности» [7, с. 331]. В силу этого именно специфика отношений уровень и характер активность человека по отношению различным объектам, людям и явлениям.

При изучении отношения человека к работе важно принимать во внимание сущностные черты психологических отношений как таковых. Прежде всего, это «оценочность» отношений (неразрывно связанная с их избирательностью). Мы в жизни также часто можем наблюдать людей, которые явно любят свою работу или воспринимают её как «каторгу». Например, при оценке понятия «моя профессия» работниками железнодорожного транспорта с помощью семантического дифференциала было выявлено приписывание ему ряда негативных характеристик, даже таких как «гнилая», «тупая», «печальная» и т. д. (что можно считать проявлением негативного отношения) [8, с. 54]. При этом отношения могут иметь различную степень интенсивности и устойчивости во времени [9, с. 333].

Отношение к работе (как и отношения в целом) формируется на основе всего жизненного и профессионального опыта человека. Это подтверждается, например, данными исследования Е. С. Малашкиной. Оно показало, что у учителей эмоциональное отношение к профессиональной деятельности прямо коррелирует с чувством успешности в профессиональной деятельности [10, с. 13]. Согласно М. В. Сокольской, негативное отношение к профессии запасных диспетчеров обусловлено их неуверенностью в получении работы, а у действующих диспетчеров — неудовлетворительными условиями труда и последствиями частых организационных изменений [11, с. 55].

Отечественными авторами высказано методологически важное положение о взаимосвязи отношений человека, которые «не разрозненны и не рядоположены, а составляют единую сформированную его опытом индивидуальную иерархическую историческую систему» [12, с. 48]. Это можно отнести и собственно отношению к работе. По мнению В. А. Зобкова, даже отношение к содержанию деятельности включает более частные отношения (к её мотивам, целями, условиями, результатами и т. п.) [13, с. 24]. В. А. Малашкина, в свою очередь, выделяет ряд аспектов отношения к профессиональной деятельности:

– отношение к объекту профессиональной деятельности (предмет труда, внешние средства, условия труда);

– отношение к субъекту профессиональной деятельности;

– отношение к процессу профессиональной деятельности

– отношение к другим профессионалам [14, с. 8–9].

Рассматривая отношения человека в контексте психологии, также следует обратиться и к такому явлению как социальная установка. Так для её обозначения в английском языке используется слово «attitude», чаще всего, переводимое именно как «отношение». Под социальной установкой понимают «готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» [15, с. 419].

Такое понимание весьма близко пониманию отношения ведущими авторами. В. П. Позняков не использует понятие «установка», но, по сути, говорит именно о ней. Во-первых, он определяет психологические отношения именно как «особые состояния сознания, которые предшествуют реальному поведению личности и выражают готовность к этому поведению» [16, с. 6]. Во-вторых, он выделяет в структуре отношения три стороны, соответствующие структурным компонентам установки — когнитивный («знания и представления об объектах отношения»), эмоциональный (переживания по поводу объекта и его эмоциональная оценка) и поведенческий (в котором отношение реализуется) [17, с. 7].

Данные положения важны и для рассмотрения отношения к работе. Так, именно отношение определяет то, к какому поведению человек будет устойчиво «предрасположен» при взаимодействии со своей работой — избегать всего, что так или иначе связано с ней работой или же активно в неё вовлекаться. При этом особенности будут зависеть от того:

– в какой мере человек информирован о своей работе (вряд ли устойчивое отношение сформируется на основе отрывочных фактов о деятельности и её условиях) и характер имеет эта информация (позитивный, негативный или противоречивый);

– какие эмоции преимущественно ассоциируются у человека с его работой (например, удовольствие или скука).

В. П. Позняков выделяет в составе отношения особый компонент — «ценностный (оценочный»). Он проявляется «в оценке значимого объекта отношения, исходя из субъективной иерархии значимых для личности ценностей» [18, с. 8]. Такой подход достаточно близок пониманию установки как «субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения» [19, с. 419]. В данном случае речь может идти о том, какое место занимает работа в целом или её конкретные формы в жизни сотрудника.

Рассматривая отношение человека к своей работе, следует учитывать, что оно неразрывно связано с отношением к иным сферам жизни. Например, позитивное отношение к семье потенциально может влиять на отношение к выполняемой деятельности — ухудшать (если работа связан с существенным дисбалансом между ней и иными сферами жизни) или улучшать (если работа она позволяет обеспечить семье достойный уровень жизни и семья ценит человека как профессионала).

Отношение к работе может иметь различный «знак» и степень выраженности. С этой точки зрения можно говорить о позитивных и негативных формах отношений. К числу позитивных можно отнести «вовлеченность в работу» и «увлеченность работой». Единого мнения о соотношении этих тесно связанных между собой явлений пока нет. Анализ публикаций позволяет связать вовлеченность с субъективной значимостью работы, стремлением человека в ней активно участвовать. Вовлеченность является основой для увлеченности работой как глубокой погруженности в неё, вызванной выраженным интересом к ней и переживанием ярко выраженных позитивных эмоций.

Такое отношение к работе прямо влияет на продуктивность и качество деятельности сотрудников, способствует проявлению творчества и инициативы и ориентации на высокие достижения. Также оно является предпосылкой снижения текучести кадров и желания сотрудников оставаться в организации на длительное время, способствует поддержанию оптимального психологического климата в коллективе, формированию благоприятного внешнего имиджа организации.

При этом следует учитывать, что «субъективные отношения накладывают определенный отпечаток на все психические процессы» [20, с. 331]. Так считается, что для увлеченных работой сотрудников характерно лучшее состояние физического здоровья, менее выражена психосоматическая проблематика, они лучше противостоят профессиональным стрессам и синдрому выгорания [21, c. 331; 22, с. 13, 44]. Это подтверждается, например, тем, что позитивность отношения учителей к различным аспектам своей деятельности значимо связана с уменьшением выраженности ряда психологических защит, снижением уровня внутренней конфликтности и самообвинения [23, с. 14].

Также необходимо отметить, что сегодня достаточно широкое распространение приобретают формы отношения к работе, которые можно назвать деструктивными, так как они ведут к негативным последствиям, как для сотрудника, так и для организации.

Во-первых, высокая увлеченность выполняемой деятельностью, стремление к достижениям или «победе» в конкуренции приводят к развитию такого вида личностно-профессиональных деформаций как трудовая зависимость (полная поглощенность человека работой). Истощая психические и физические ресурсы сотрудника, трудоголизм мешает ему полноценно реализовать свой потенциал в рамках работы, а также оказывает негативнее влияние на его социальное окружение, прежде всего на его семью.

Во-вторых, в условия экономического кризиса возрастает число людей, которые выполняют свою работу не потому что она для них значима и интересна, а только ради сохранения своей занятости и обеспечения материального благополучия. Следствием отчужденного отношения к деятельности выступают снижение эффективности труда, деструктивное профессиональное поведение (опоздания, прогулы, несоблюдение организационных норм вплоть до намеренного нанесения ущерба организации), а также резкое усиление негативных переживаний из-за обязанности заниматься нелюбимым делом.

На основе сказанного можно сделать вывод, что изучение отношения сотрудников к своей работе является весьма важным и актуальным для совершенствования управления персоналом и работы организации в целом.

При этом внимание следует уделять как позитивным, так и деструктивным формам такого отношения, а в качестве основы для оценки отношений опираться на разработанные в психологической науке теоретические подходы к сущности, параметрам и типологии отношений.

Литература:

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990. С. 473.
  2. Философский энциклопедический словарь./ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия. 1983. С. 470.
  3. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С. 258.
  4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Нау-ка, 1984. С. 326.
  5. Мясищев В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психо¬логии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. С. 48.
  6. Мясищев В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психо¬логии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. С. 16.
  7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Нау-ка, 1984. С. 331.
  8. Сокольская М. В. Психосемантический анализ отношения к профессии операторов — поездных диспетчеров // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 4. — С. 54.
  9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Нау-ка, 1984. С. 333.
  10. Малашкина Е. С. Феномен отношения учителя к профессиональной деятельности. Дисс. … канд. психол. наук. М.. 2006. С. 13.
  11. Сокольская М. В. Психосемантический анализ отношения к профессии операторов — поездных диспетчеров // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 4. — С. 55.
  12. Мясищев В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психо¬логии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. С. 48.
  13. Зобков В. А. Психология отношения учащихся к деятельности. Автореф. дисс…. доктора психол. наук. М. 1993. С.24.
  14. Малашкина Е. С. Феномен отношения учителя к профессиональной деятельности. Дисс. … канд. психол. наук. М.. 2006. С. 8–9
  15. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С. 419.
  16. Позняков В. П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции // Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2. № 2. С. 6. URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/g17/t2–2/s17–2-01.html
  17. Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 5. С. 7.
  18. Позняков В. П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции // Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2. № 2. С.8. URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/g17/t2–2/s17–2-01.html
  19. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С. 419.
  20. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Нау¬ка, 1984. С. 331
  21. Барабанщикова В. В., Климова О. А. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях. // Национальный психологический журнал. 2015. № 1(17). С. 53; Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-Центр. 2015 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Нау¬ка, 1984. С. 331
  22. Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-Центр. 2015. С. 13, 44.
  23. Малашкина Е. С. Феномен отношения учителя к профессиональной деятельности. Дисс. … канд. психол. наук. М.. 2006. С. 14.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, работа, профессиональная деятельность, выполняемая деятельность, негативное отношение, отношение человека, социальная установка, сфера жизни.


Похожие статьи

Психологическое изучение профессии социального работника...

Профилактическая направленность означает что профессиональную деятельность специалиста по социальной работе следует осуществлять исходя из принятия превентивных, предупреждающих мер по возникновению социально-негативных явлений с клиентами.

Психологическое описание профессии специалист по социальной...

Социальная работа — это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности

Специалист социальной сферы, при необходимости, должен выполнять посредническую функцию, между молодым человеком...

Социально-личностные предпосылки формирования...

Социальная работа – неоднозначная, сложная, эмоционально нагруженная деятельность

Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим

Терпимость — обязательный принцип во взаимоотношениях социального работника с...

Мотивация профессиональной деятельности как основной...

Происходящие в мире изменения, возникшие в результате формирования новой архитектуры мира, обуславливают необходимость подготовки нового типа квалифицированных специалистов осуществляющих профессиональную деятельность в социальных системах.

Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере

Но данная сфера профессиональной деятельности не является только женской. Ведь во многих современных ресторанах, как в России, так и в

Факторами, препятствующими работе женщин в «мужских» коллективах, является негативное отношение сослуживцев-мужчин к их...

Терапия и профилактика профессионального выгорания...

Отношение к своей профессиональной деятельности также является важным фактором, способствующим или препятствующим выгоранию, наряду с определенными установками по отношению к особенностям поведения реципиентов (учеников, больных, клиентов и т.д.). Так...

Влияние системы отношений личности на адаптационные...

Для сотрудников милиции с нарушенной системой отношений, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности, характерно снижение уровня социально-психологической адаптации, актуализация процессов дезадаптации.

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности...

Вопросу мотивации профессиональной деятельности посвящены работы как российских: В

Проблема социально-психологических установок личности играет весомую роль в

Исходя из этого, понятие установка следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к...

педагогическая деятельность, отношение, педагогическое...

педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, положительное отношение, социально-психологическое взаимодействие, педагог, трудовая активность, показатель удовлетворенности, участник...

Сущность, структура и условия формирования... | Молодой ученый

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где

Выбирая в качестве будущей сферы приложения своих сил социальную работу, молодые люди

Социальная - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной...

Похожие статьи

Психологическое изучение профессии социального работника...

Профилактическая направленность означает что профессиональную деятельность специалиста по социальной работе следует осуществлять исходя из принятия превентивных, предупреждающих мер по возникновению социально-негативных явлений с клиентами.

Психологическое описание профессии специалист по социальной...

Социальная работа — это полифункциональная профессиональная деятельность по решению социальных проблем личности

Специалист социальной сферы, при необходимости, должен выполнять посредническую функцию, между молодым человеком...

Социально-личностные предпосылки формирования...

Социальная работа – неоднозначная, сложная, эмоционально нагруженная деятельность

Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим

Терпимость — обязательный принцип во взаимоотношениях социального работника с...

Мотивация профессиональной деятельности как основной...

Происходящие в мире изменения, возникшие в результате формирования новой архитектуры мира, обуславливают необходимость подготовки нового типа квалифицированных специалистов осуществляющих профессиональную деятельность в социальных системах.

Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере

Но данная сфера профессиональной деятельности не является только женской. Ведь во многих современных ресторанах, как в России, так и в

Факторами, препятствующими работе женщин в «мужских» коллективах, является негативное отношение сослуживцев-мужчин к их...

Терапия и профилактика профессионального выгорания...

Отношение к своей профессиональной деятельности также является важным фактором, способствующим или препятствующим выгоранию, наряду с определенными установками по отношению к особенностям поведения реципиентов (учеников, больных, клиентов и т.д.). Так...

Влияние системы отношений личности на адаптационные...

Для сотрудников милиции с нарушенной системой отношений, переживших экстремальные ситуации профессиональной деятельности, характерно снижение уровня социально-психологической адаптации, актуализация процессов дезадаптации.

Взаимосвязь мотивации профессиональной деятельности...

Вопросу мотивации профессиональной деятельности посвящены работы как российских: В

Проблема социально-психологических установок личности играет весомую роль в

Исходя из этого, понятие установка следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к...

педагогическая деятельность, отношение, педагогическое...

педагогическая деятельность, профессиональная деятельность, положительное отношение, социально-психологическое взаимодействие, педагог, трудовая активность, показатель удовлетворенности, участник...

Сущность, структура и условия формирования... | Молодой ученый

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где

Выбирая в качестве будущей сферы приложения своих сил социальную работу, молодые люди

Социальная - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной...

Задать вопрос