Взаимосвязь политики импортозамещения и уровня экономической безопасности Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 24.05.2019

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Бурбина А. А. Взаимосвязь политики импортозамещения и уровня экономической безопасности Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 170-174. — URL https://moluch.ru/archive/259/59500/ (дата обращения: 23.07.2019).



В настоящее время Россия остается в сильной зависимости от сырьевого экспорта, в первую очередь от нефтегазовых поставок за рубеж.

С точки зрения теории международного разделения труда это объясняется той закономерностью, что развивающиеся страны (в число которых на 2018 год по данным МВФ входит Российская Федерация) экспортируют сырье и полуфабрикаты в развитые страны, а импортируют из них более рентабельную готовую продукцию. Основной проблемой, которая стоит перед такими странами становится то, что, получая достаточные для обеспечения текущей жизнедеятельности государства доходы от продажи сырьевых ресурсов, развивающиеся страны не формируют свои производственные мощности, позволяющие им производить более конкурентоспособные и рентабельные товары. Если такая тенденция в государстве сохраняется на протяжении долгого времени, то оно так и остается на стадии развития.

Для ряда отраслей Российской Федерации в 2014 г. ситуация, когда в важнейших отраслях высока доля высокотехнологичного импорта была характерна, в том числе для станкостроения (88 %), тяжелого машиностроения (60 %), фармацевтики и медицинской промышленности (80 %). Столь важная для обеспечения экономической безопасности России нефтегазовая отрасль также относилась к сильно импортозависимой (70,83 % на 2014 г.). [3]

Таким образом, остро стоит проблема импортозамещения в современных условиях. Только с 2014 года, по словам президента РФ Путина В. В., около 600 млрд. рублей (из них 120 млрд. рублей — средства федерального бюджета) было потрачено на решение данной проблемы. [5] Ее актуальность обусловлена воздействием, которое оказывает данное явление на национальную безопасность, непосредственно влияя на ее экономическую составную.

Экономическая безопасность национальной экономики предполагает в первую очередь такое состояние народного хозяйствовании, при котором исключены или сведены к минимуму его внешние и внутренние угрозы, а так же создана база, позволяющая при внезапном возникновении и реализации новых угроз быстро их ликвидировать.

Так как понятие «экономической безопасности» комплексное и сложное, то исходя из него, можно сделать вывод, что одновременно на ее уровень влияют множество разрозненных показателей, группа которых входит в укрупненный фактор — импортозамещение.

Под политикой импортозамещения понимается такой комплекс мер по организации экономической деятельности, при котором государство ориентировано на поддержку и создание производств, которые производят конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке продукцию, аналоговую либо превосходящую по потребительским характеристикам закупаемой за рубежом, с одновременным повышением и/или установлении барьеров для ее импорта.

Из данного определения следует, что при успешной реализации данной политики страна становится менее зависимой от внешних шоков, а так же от неэкономических мер иностранных государств по сдерживанию развития национальной экономики. Так же можно утверждать, что проведение импортозамещения невозможно без поддержки развития научно-технического потенциала страны.

Таким образом, взаимосвязь импортозамещения и уровня экономической безопасности страны очевидна и проявляется посредством его прямого влияния на составные компоненты экономической безопасности: независимость и способности к прогрессу и саморазвитию, что в свою очередь обеспечивает стабильность и постоянство экономики.

Оценить и доказать эффект от этого воздействия на национальную экономику возможно через анализ показателей, непосредственно зависящих от рассматриваемой политики.

Согласно данным Росстата показатели, характеризующие проводимую политику импортозамещения в России, объединяются в 3 группы, такие как торговля, сельское хозяйство и данные о производстве импортозамещающих пищевых продуктов. [2] В полной мере, показатели, выделяемые Росттатом, не репрезентативны, так как не дают представления о процессе и результатах проведения протекционистской политики государства, вследствие использования данных в основном о ситуации на продовольственном рынке.

Безусловно, эти показатели могут применяться для оценки уровня продовольственной безопасности, однако сделать однозначный вывод о влиянии импортозамещения на уровень и его изменение экономической безопасности страны основываясь только на анализе этих показателей считаем невозможным, так как они не полностью отражают ситуацию в экономике, тем более, что сделать выводы о безопасности самой доходной отрасли экспорта -нефтегазовой на основе их нельзя.

Наиболее логичным кажется использование для определения влияния импортозамещения на уровень экономической безопасности как основных индикаторов импортозамещения, так и определяющих его развитие показателей экономической безопасности.

На основе анализа данных (таблица 2) можно сделать вывод о том, что в первые три года рассматриваемого временного промежутка наблюдалось планомерное снижение импортной продукции. Однако в 2017 г. наблюдается резкое повышение данной статьи внешнеторгового баланса, и эта тенденция сохраняется в 2018 г.

Таблица 1

Показатели, характеризующие импортозамещение. [2]

Показатели

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

Импорт, в % к предыдущему году

91,02

63,72

98,3

126,53

104,22

Индекс физического объема ВВП, % к предыдущему году

100,7

97,7

100,3

101,6

102,3

Товарные ресурсы розничной торговли (в фактических ценах, в % к итогу от 100):

-собственного производства

56

58

62

62

65

-поступлений по импорту

44

42

38

38

35

Тем не менее Российской Федерации к 2018 г. удалось нарастить производственные мощности и значительно увеличить емкость рынка, благодаря чему товары собственного производства в розничной торговле составили 65 % (данный показатель самый высокий за период 2000–2018 гг.).

Однако для того, чтобы сделать репрезентативные выводы, проанализируем динамику изменения структуры импорта. Качественно с 2014 г. она не изменилась. На исследуемом временном промежутке безусловно лидирует статья «Машины, оборудование и аппаратура», достигая пикового значения в 32 % в 2017г.

Изменения в структуре прослеживаются незначительные, такие как:

– доля продукции химической промышленности за 4 года возросла на 2 % и является второй по величине;

– поставки по статье «Транспорт» снизились на 1 %, однако она продолжает входить в тройку крупнейших.

Единственная существенно изменившаяся статья — это «Продукты животного происхождения», она значительно снизилась с 5 % в 2014 г. до 0,75 % в 2018 г. Однако трактовать это как успех именно экономических мер, предпринятых РФ, нельзя, так как с момента введения контрсанкций этот сектор является сильно регулируемым административно, то есть данный факт объясняется не только тем, что отечественные сельскохозяйственные производители стали выпускать больше конкурентоспособной продукции, но и тем, что на государственном уровне регулируется ввоз данной продукции на территорию страны.

В целом структура импорта, в отличие от экспорта, похожа на структуру ведущих мировых экономик (например, в США, Германии, Франции по состоянию на 2018 г. не менее 30 % ввезенных товаров приходится на высокотехнологичные товары, а главными статьями «Машины и оборудование», «Транспорт» и «Продукты химической промышленности»). [6] Таким образом, в рамках реализации данной политики в РФ целесообразно в первую очередь делать акцент на выпуске конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего потребления (основную часть экспорта развитых стран США, Германии, Франции, составляют высокотехнологичные товары) [6] а не жестком ограничении импорта.

Для производства рентабельной и конкурентоспособной продукции в стране должны быть создан ряд условий таких как: благоприятный инвестиционный климат, хорошее состояние основных фондов и производственных мощностей, а также государство должно иметь большой научно-технический потенциал и непрерывно развивать его.

Таблица 2

Определяющие развитие импортозамещения показатели экономической безопасности страны. [2]

Показатели

Пороговое значение [1]

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

  1. Показатели инвестиционной активности

1.1.Доля инвестиций в основной капитал в ВВП, %

≥ 30

20,8

20

21,2

21,5

21,7

  1. Состояние основных фондов и производственных мощностей.

2.1.Удельный вес полностью изношенных основных фондов в их общем объеме (на конец года), %

≤ 5

14,9

12,7

13,5

14,3

12,7

2.2.Степень износа активной части основных фондов (на конец года), %

≤ 40

49,4

47,7

48,1

47,3

-

  1. Результативность работы и состояние научно-инновационной сферы.

3.1.Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %

≥15

8,7

8,9

8,4

7,1

-

3.2.Доля организаций, осуществлявших технологические инновации, %

≥ 30

8,8

8,3

7,3

7,5

-

3.3.Отношение затрат на технологические инновации к общему объему промышленной продукции, %

≥ 2,5 %

2,9

2,6

2,5

2,4

-

3.4.Средний возраст научного оборудования, в годах

≤ 7

11,2

9,7

5,1

5,8

-

3.5.Объем инновационной продукции, млн.рублей

-

3579924

3843429

4364322

4166999

-

3.6.Доля в экспорте высокотехнологичной продукции, %

≥ 10

10

12,8

14,5

13,7

-

Политика импортозамещения ориентирована на улучшение этих показателей, и анализируя данные (таблица 3), делаем вывод, что доля инвестиций в основной капитал в ВВП на рассматриваемом промежутке перманентно растет, однако этот рост невысок и за все время составляет 0,9 % (с 20,8 % в 2014 г. до 21,7 % в 2018 г.). На фоне постоянно увеличивающегося ВВП за тот же период, это говорит нам не только об относительном увеличении объема инвестиций, но и об абсолютном, с 16 444 млрд. рублей в 2014 г. до 22 541 млрд. рублей в 2018 г., т. е. на 37 %.

Однако, несмотря на эту положительную динамику, если сравнить эту долю с пороговым значением, определенным Савеловой И. П. (доктор эк. наук Южно-Уральского федерального университета) (не менее 30 %), то он существенно занижен, что говорит о недостаточности инвестиций в основной капитал в национальной экономике.

Что касается состояния основных фондов, то явных позитивных тенденций не отслеживается. Например, показатель полностью изношенных основных фондов несколько снижается на исследуемом промежутке (с 14,9 % в 2014 г. до 12,7 % в 2018 г.), тем не менее, это снижение носит не планомерный характер, и предполагать о том, что оно продолжится, мы не можем. Нужно понимать, что на переоборудование основных фондов требуется больше времени и отдача от того невысокого уровня инвестиций, что существует сейчас, должна рассматриваться не сейчас. Однако констатируем, что доля изношенных основных средств, в их общем объеме, высока и в 2,54 раза пороговый уровень, особенно учитывая тот факт, что в таких стратегически важных отраслях, как добыча полезных ископаемых и обрабатывающих производствах она составляет соответственно 22,5 % и 17,1 % [2] (4,5 и 3, 42 раза).

Слабая тенденция к снижению степени износа основных фондов прослеживается с 2014 г., к 2017 г., наблюдается уменьшение до 47,3 % (то есть на 2,1 % по сравнению с началом периода). Если данное движение продолжится с такой же скоростью, то к 2030 г. показатель приблизится к пороговому значению. В целом тенденция позитивная, однако настораживает тот факт, что в отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых (нефтегазовая отрасль, металлургия) степень износа составляет 56,4 %, что значительно выше среднего показателя и существенно превышает пороговое значение.

В настоящее время получили большое распространение информационные технологии и инновации. Самые развитые постиндустриальные экономики уделяют большое внимание их развитию. Для прогрессирования и успешного функционирования экономической системы должно уделяться внимание развитию ее научно-технического потенциала.

Оценивая динамические изменения в состоянии и результативности научно-инновационной сфере, можно сделать ряд выводов:

– наблюдается постоянный рост объема инновационной продукции с 3579924 млн. рублей в 2014г. до 4166999 млн. рублей в 2017 г. Однако доля инновационной в общем объеме продукции не только не увеличивается, но и демонстрирует негативную тенденцию к снижению с 8,7 % в 2014г. до 7,1 % в 2017 г. Сравнивая это значение с пороговым мы получаем его занижение в 2,1 раза;

– одним из факторов, послуживших причиной недостаточности доли выпуска инновационной продукции, является то, что в Российской Федерации крайне низка и продолжает падать доля организаций, осуществляющие технологические инновации. Изменения, произошедшие, с 2014 г., когда доля составляла 8,8 % по 2017 г. — 7,5 %, нельзя назвать существенными, однако данная негативная тенденция, на фоне изначально крайне низкого (в 3,4 раза ниже порового) показателя должна насторожить. Эту тенденцию можно объяснить тем, что с 2010 г. по 2014 г. в стране не росли (в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах) инвестиции в научные исследования и разработки, а так как этот вид деятельности не быстро окупаем и рискован, то для него крайне важна поддержка государства;

– позитивным фактом в 2018 г. становится то, что благодаря увеличению инвестиций на развитие научно-технического потенциала страны, обусловленным проводимой политикой импортозамещения, показатель среднего возраста научного оборудования снизился почти в 2 раза, и достиг значения 5,8 лет, что удовлетворяет пороговому значению показателя;

– также отмечается рост в экспорте доли высокотехнологической продукции, с 10 % в 2014 г. до 13,7 % в 2017 г., что удовлетворяет пороговому значению. Однако, оценивая тенденцию позитивно, стоит отметить, что в настоящее время по данному показателю страна сильно отстает от ведущих экономик мира (Китай, Германия, Франция, Китай), где более 30 % экспорта- высокотехнологическая продукция;

– что закается отношения затрат на технологические инновации к общему объему промышленной продукции, то на исследуемом временном промежутке, показатель демонстрирует слабую понижательную тенденцию, существенно не отклоняясь от порогового значения.

Таким образом, при анализе взаимосвязи политики импортозамещения и уровня экономической безопасности следует использовать совокупности основных индикаторов импортозамещения и определяющих его развитие показателей экономической безопасности.

При этом, так как импортозамещение подразумевает помимо ограничения импорта, так же и производство продуктов для собственных нужд государства и на экспорт, то целесообразно в первую очередь делать акцент на выпуске конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего потребления. Для производства рентабельной и конкурентоспособной продукции в стране должны быть создан ряд условий таких как: благоприятный инвестиционный климат, хорошее состояние основных фондов и производственных мощностей, а также государство должно иметь большой научно-технический потенциал и непрерывно развивать его.

Проведя анализ статистических данных с 2014 г. по 2018 г. делаем вывод о том, что в настоящее время в России, благодаря проводимой политике, улучшается инвестиционный климат, однако на данный момент страна не обладает достаточными научно-техническими ресурсами для совершения технологического рывка, несмотря на ряд позитивных тенденций.

Литература:

  1. Калина А. В., Савелова И. А. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и регионов / Вестник ЮУРГУ.- «Экономика и менеджмент». -2014.- том 8.- № 4.
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gsk.ru (дата обращения 6.05.2019)
  3. Официальный сайт Министерства Финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru (дата обращения 8.05.2019)
  4. Официальный сайт информационного агентства Рамблер.Финанс. URL: https://finance.rambler.ru/markets/41460708-rossiya-potratila-okolo-600-mlrd-rubley-na-importozameschenie-v-2018-godu/ (дата обращения 8.05.2019)
  5. Иностранный образовательный ресурс «Аtlas.media». URL: https://atlas.media.mit.edu/en/profile/country/ (дата обращения 8.05.2019)


Задать вопрос