Исследование основных факторов, влияющих на рентабельность предприятия (на примере ОАО «Агрофирма Багратионовская») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Кусин А. О., Рябцев С. В. Исследование основных факторов, влияющих на рентабельность предприятия (на примере ОАО «Агрофирма Багратионовская») // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 212-216. — URL https://moluch.ru/archive/259/59481/ (дата обращения: 17.07.2019).



В статье рассмотрены показатели рентабельности, приведены основные коэффициенты рентабельности. Выявлены факторы, влияющие на рентабельность. Проанализированы факторы, влияющие на рентабельность на деятельность предприятия.

Ключевые слова: рентабельность, прибыль, факторы, выручка, себестоимость.

The article discusses profitability indicators, presents the main profitability ratios. Identified factors affecting profitability. Analyzed factors affecting the profitability of the enterprise

Рентабельность является одним из показателей экономической эффективности предприятия. Она отражает отношение получаемой прибыли к затратам на произведенный товар.

Уровень рентабельности зависит от большого числа факторов, влияющих на нее. Одним из таких факторов является выручка компании от продажи товаров и услуг. Очевидно, что этот показатель имеет определенные границы, поскольку ни одна компания не может бесконечно увеличивать объемы товаров или услуг, продаваемых на рынке. К другим факторам, влияющими на прибыльность предприятия, относятся расходы, связанные с деятельностью предприятия. Это может быть стоимость материалов, производственного оборудования, зарплаты персонала и т. д.

Силу влияния этих факторов на рентабельность можно оценить с помощью факторного анализа показателей рентабельности.

Рассмотрим какие основные факторы влияют на рентабельности предприятия ОАО «Агрофирма Багратионовская».

Основной специализацией ОАО «Агрофирма Багратионовская» является звероводство. В хозяйстве имеется около 30 тысяч маточного поголовья норки, а с приплодом достигает до 121 тысячи голов, сохранность стада ежегодно составляет 98–98,5 процента.

ОАО «Агрофирма Багратионовская» находится в одном ряду с лучшими звероводческими хозяйствами страны и входит в число трёхсот работающих сельхозпредприятий России.

В тоже время у предприятия имеет ряд проблем. В 2017 году по сравнению с 2015 годом на 26,9 % снизился деловой приплод норки и на 27,5 % снизилось производство шкурок норки (таблица 1).

Таблица 1

Производство продукции

Наименование

Получено за период

Абсолютное отклонение 2017 года к 2015 году

2015 год

2016 год

2017 год

В единицах

В%

Приплод норки (деловой) шт.

166108

100290

121404

-44704

-26,9

Шкурки норки шт.

164723

113005

119354

-45369

-27,5

Снижение показателей вызвано тем, что, учитывая особенности, географического расположения Калининградского региона в котором ведет свою деятельность предприятие, возникает ряд проблем в его деятельности:

– возникают сложности с ввозом кормов, техники, медикаментов на территорию области из других регионов, необходимых для производства пушнины, которых в нашем регионе не производят;

– практически невозможно ввезти зверей с других регионов России и из-за рубежа для племенной работы;

– оформление документации на вывоз пушнины на экспорт и другие регионы России занимает много времени, а стоимость услуг по оформлению увеличивает стоимость товара. В связи с этим предприятие теряет покупателей.

Изменение объема производства оказывает влияние и на основные экономические показатели деятельности (таблица 2).

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности предприятия, тыс. руб.

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Темп роста,%

2016 года к 2015 году

2017 года к 2016 году

Выручка от реализации продукции

157824

247107

204764

156,57

82,86

Себестоимость реализованной продукции

120814

230657

194680

190,92

84,40

Валовая прибыль

37010

16450

10084

44,45

61,30

Коммерческие расходы

3025

3665

3694

121,16

100,79

Прибыль от продаж

33985

12785

6390

37,62

49,98

Прочие доходы

25640

26376

19119

102,87

72,49

Прочие расходы

45611

29584

16697

64,86

56,44

Прибыль до налогообложения

14014

9577

8812

68,34

92,01

Чистая прибыль

12836

7234

6827

56,36

94,37

Основные средства собственные

240646

220036

200863

91,44

91,29

Среднегодовая стоимость имущества

691024

658161

643103

-4,76

-2,29

Собственный капитал

672598

640477

618887

95,22

96,63

Объем выручки от реализации продукции за 2016 год увеличился по сравнению с 2015 годом на 56,6 %, за 2017 год снизился, по сравнению с 2016 годом на 17,14 %. Это обусловлено уменьшением объемов производства продукции звероводства. Также в 2017 году произошло незначительное снижение себестоимости продукции на 15,60 %, что сказалось на цене реализации.

Коммерческие расходы предприятия в 2017 году возросли по сравнению с 2016 г. на 0,79 %, а прочие доходы снизились на 27,51 %. Все это в совокупность оказало влияние на чистую прибыль. по сравнению с 2016 г. она снизилась на 407 тыс. руб. в 2017 г. или на 5,63 %.

Для оценки эффективности использования ресурсов, потребляемых в процессе производства, используются показатели рентабельности.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных видов деятельности предприятия. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты управления, потому что их величина показывает отношение прибыли к используемыми ресурсами. Показатели измеряются в относительном выражении (проценты, коэффициенты).

Показатели рентабельности объединены в несколько групп:

  1. Показатели, характеризующие рентабельность производственных затрат (издержек производства).
  2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж.
  3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели можно рассчитать на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли.

  1. Рентабельность затрат (РЗ) характеризуется отношением прибыли от продаж (ПП) к общей себестоимости реализованной продукции (С), %:

РЗ = ПП / С * 100 % (1)

Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль потраченных средств. Он может рассчитываться как в целом для предприятия, так и для его отдельных подразделений и видов продукции.

  1. Рентабельность продаж (РП) измеряется отношением прибыли к продажам. Объем продаж выражается в виде выручки от продажи продукции за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В зависимости от нормы прибыли различают доходность продаж:

а) как отношение прибыли от продажи (ПП) к выручке от продажи (В), %:

РП = ПП / В * 100 %(2)

б) как отношение чистой прибыли (ЧП) к выручке от продаж (В), %:

РП = ЧП / В * 100 % (3)

Рентабельность продаж характеризует эффективность бизнеса: показывает, сколько прибыли получено от продаж в рублях. Она рассчитывается в целом для предприятия и отдельных видов продукции.

  1. Коэффициенты рентабельности собственного капитала рассчитываются как отношение прибыли к среднегодовой стоимости капитала и его составляющих. При расчете коэффициентов используется налогооблагаемая прибыль (НП), чистая прибыль (ЧП). В зависимости от типа капитала различаются показатели рентабельности:

а) рентабельность всего имущества (РА) — как отношение налогооблагаемой прибыли (НП) предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия (Аср), %:

РА = ПН / Аср *100 % (4)

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием на единицу стоимости имущества (активов) независимо от источников средств.

б) Рентабельность собственного капитала (РСК) рассчитывается как отношение чистой прибыли (ЧП) к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала (СК), %:

РСК = ЧП / СК * 100 % (5)

Рентабельность имущества отличается от рентабельности собственного капитала, так как в первом случае все источники финансирования внешние, а во втором — только собственные. Если заемные средства приносят больше прибыли, чем выплата процентов по этому заемному капиталу, разницу можно использовать для увеличения доходности капитала. Однако, если доходность активов меньше, чем проценты, выплачиваемые по заемным средствам, влияние заемных средств на деятельность компании следует оценивать негативно.

Коэффициенты рентабельности рассчитанные по данным предприятия ОАО «Агрофирма Багратионовская» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ рентабельности ОАО «Агрофирма Багратионовская»,%

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

Темп роста,%

2016 года к 2015 году

2017 года к 2016 году

Рентабельность затрат (РЗ)

28,13

5,54

3,28

19,70

59,22

Рентабельность продаж (РП) (от прибыли от продаж)

21,53

5,17

3,12

24,03

60,32

Рентабельность продаж (РП) (от чистой прибыли)

8,13

2,93

3,33

35,99

113,89

Рентабельность всего имущества (РА)

2,03

1,46

1,37

71,75

94,17

Рентабельность собственного капитала (РСК)

1,91

1,13

1,10

59,18

97,67

Как видно из таблицы происходит снижение всех показателей рентабельности в 2017 г.

При анализе рентабельности важным моментом является оценка факторов, влияющих на рентабельность затрат, именно цены реализации и себестоимости продукции. Наиболее объективно оценить влияние факторов поможет метод цепных подстановок. Исходные данные для анализа приведены в таблице 4.

Таблица 4

Исходные данных для факторного анализа рентабельности от продаж методом цепных подстановок

Показатель

Обозн.

2015 год

2016 год

2017 год

Изменение

2016 года к 2015 году

2017 года к 2016 году

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

В

157824

247107

204764

89283,00

-42343,00

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

С

120814

230657

194680

109843,00

-35977,00

Коммерческие расходы, тыс. руб.

КР

3025

3665

3694

640,00

29,00

Полная себестоимость (себестоимость +коммерческие расходы), тыс. руб.

ПС

123839

234322

198374

110483,00

-35948,00

Прибыль от продаж, тыс. руб.

ПП

33985

12785

6390

-21200,00

-6395,00

Рентабельность продаж, %

РП

21,53

5,17

3,12

-16,36

-2,05

Рентабельность от продаж находиться как отношение суммы прибыли от продаж к выручке от реализованной продукции (формула 2). В тоже самое время прибыль от продаж находиться по следующей формуле:

ПП = В — С — КР(6)

Преобразуя формулу 2 получаем следующее выражение рентабельности от продаж:

РП = (В — С — КР) / В * 100 %(7)

Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

Так как расчеты и анализ производятся за три года, тогда будет считаться:

1) 2015 г. — базисный год (0);

2016 г. — отчетный год (1).

2) 2016 г. — базисный год (0);

2017 г. — отчетный год (1).

Теперь необходимо рассмотреть влияние каждого фактора.

  1. Влияние изменения выручки (В) на рентабельность продаж РП):

∆РП (В) = [((В1 — С0 — КР0) / В1) — ((В0 — С0 — КР0) / В0)] х 100 %, (8)

где В0, В1 — выручка в предыдущем (базисном) и отчетном периодах;

С0, С1 — базисная и отчетная себестоимость (без коммерческих и управленческих расходов);

КР0, КР1 — базисные и отчетные коммерческие расходы;

Влияние изменения выручки (В) на рентабельность продаж (РП) за 2015–2016 гг.:

∆РП(В) = [((247107–120814–3025) / 247107) — (157824–120814–3025) / 157824)] х 100 % = (0,4988–0,2153) х 100 % = 28,35 %.

Влияние изменения выручки (В) на рентабельность продаж (РП) за 2016–2017 гг.:

∆РП(В) = [((204764–230657–3665) / 204764) — (247107–230657–3665) / 247107)] х 100 % = [(-0,1444) -0,0518] х 100 % = — 19,62 %.

  1. Влияние изменения себестоимости (С) на рентабельность продаж РП находиться по формуле:

∆РП (С) = [((В1 — С1 — КР0) / В1) — ((В1 — С0 — КР0) / В1)] х 100 %, (9)

Рассчитаем влияние изменения себестоимости (С) на рентабельность продаж (РП) за 2015–2016 гг.:

∆РП(С) = [((247107–230657–3025) / 247107) — (247107–120814–3025) / 247107)] х 100 % = [0,0543–0,4988] х 100 % = -44,45 %.

Рассчитаем влияние изменения себестоимости (С) на рентабельность продаж (РП) за 2016–2017 гг.:

∆РП(С) = [((204764–194680–3665) / 204764) — (204764–230657–3665) / 204764)] х 100 % = [0,0313 — (-0,1444)] х 100 % = 17,56 %.

  1. Влияние изменения коммерческих расходов (КР) на рентабельность продаж (РП) находиться по формуле:

∆РП (В) = [((В1 — С1 — КР1) / В1) — ((В1 — С1 — КР0) / В1)] х 100 %, (10)

Рассчитаем влияние изменения коммерческих расходов (КР) на рентабельность продаж (РП) за 2015–2016 гг.:

∆РП(КР)= [((247107–230657–3665) / 247107) — (247107–230657–3025) / 247107] х 100 % = [0,0517–0,0543] х 100 % = — 0,26 %.

Рассчитаем влияние изменения коммерческих расходов (КР) на рентабельность продаж (РП) за 2016–2017 гг.:

∆РП(С) = [((204764–194680–3694) / 204764) — (204764–194680–3665) / 204764)] х 100 % = [0,0312–0,0313] х 100 % = -0,01 %.

Таким образом, совокупное влияние факторов составляет:

∆РП = ∆РП(В) + ∆РП(С) + ∆РП(РК)(11)

2015–2016 гг.:

∆РП = 28,35 % + (-44,45 %) + (- 0,26 %) = -16,36 %

2016–2017 гг.:

∆РП = (-19,62 %) + 17,56 % + (-0,01 %) = -2,05 %

Результаты расчетов свидетельствуют о том, что рентабельность продаж ОАО «Агрофирма Багратионовская» к 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизилась на 16,36 %, а к 2017 г. по сравнению с 2016 г. понизилась на 2,05 %.

В 2016 году большое влияние на снижение рентабельности оказал именно рост себестоимости (-44,45 %). Рост выручки в 2016 году по сравнению с 2015 годом привел к росту рентабельности на 28,35 %, но он оказался меньше, чем рост себестоимости.

В 2017 году наблюдается обратная ситуация. Замедление темпов роста себестоимости, привело к росту рентабельности на 17,56 %, но одновременно наблюдается падение темпов роста выручки, в результате чего рентабельность снизилась на 19,62 %.

Делая общий вывод по полученным результатам, можно утверждать, что предприятие снизило показатели своей рентабельности и необходимо искать пути снижения себестоимости и возможности увеличения выручки от продаж.

Литература:

  1. Протасов В. Ф. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. — М.: Юристъ, 2017. — 422 с.
  2. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник — М.: Инфра-М, 2017. — 336 с.
  3. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / А. Д. Шеремет. — М.: РИОР, 2017. — 255 с.


Задать вопрос