Административно-правовое регулирование в сфере СМИ в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Гультяев С. В. Административно-правовое регулирование в сфере СМИ в современных условиях // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 330-331. — URL https://moluch.ru/archive/259/59461/ (дата обращения: 15.07.2019).



В статье рассмотрены вопросы становления и текущее состояние административно-правового регулирования в сфере СМИ. Работа может быть полезна для специалистов, работающих с правовыми аспектами функционирования СМИ.

Ключевые слова: СМИ, медиарегулирование, административное право, цензура, законодательство.

Распространяя сообщения и материалы, и, создавая таким образом информационную повестку, средства массовой информации воздействуют на общественное мнение, взгляды, настроения, во многом определяя поведение отдельных людей, социальных групп и общества в целом. Таким образом, формируя взгляды людей на реалии окружающего мира, СМИ представляют собой основной инструмент социальной регуляции современного социума. Крупнейшие международные правовые институты, в частности, Комитет по правам человека Организации Объединённых Наций неоднократно акцентировали внимание на том, что наличие независимых национальных СМИ представляет собой неизменный атрибут любого государства, поскольку призваны защищать одно из ключевых прав закреплённых в Международном Пакте о гражданских и политических правах — право на свободу выражения мнения [1].

В сферу общественной жизни, связанной со СМИ, вовлечено большое количество различных по функциональному проявлению участников, между которыми существуют самые разнообразные связи. Их совокупность образует целостный комплекс взаимоотношений, требующий государственно-правового воздействия. В России к настоящему моменту сформировалась достаточно устойчивая система регулирования, обладающая сложной административно-правовой организацией.

С переходом современной глобальной цивилизации к этапу развития, получившему название «информационное общество», сфера массовой информации стала одной из самых быстро развивающихся в общественной жизни большинства стран мира. Сегодня многие исследователи указывают, что технологии в сфере массовой информатизации и коммуникации переживают настолько стремительные трансформации, что механизмы их правового регулирования не всегда успевают за изменениями [3, с. 15].

Периодический анализ ситуации в связи с происходящими трансформациями в сфере массовой информации и их административно-правовом регулировании позволяет актуализировать нормативную базу, а также определять вектор дальнейшего развития данной отрасли права.

В России медиарегулирование (включая его исторически более ранние формы) имеет достаточно глубокие традиции. Первые попытки публичного (как светского, так и церковного) регулирования отношений в сфере книгопечатания встречаются еще в допетровский период и обусловлены главным образом борьбой государства и официального духовенства с ересью.

В XVIII-XIX вв. происходит разновекторное изменение законодательной политики от ужесточения цензурной политики к ее либерализации и наоборот. Зачастую колебания государственной политики были связаны с личностями императоров (правителей), политическими событиями в странах Западной Европы и в самой России. Государство на протяжении XIX столетия остается важнейшим регулятором общественных отношений в данной сфере, жестко определяющим правила поведения всех субъектов. Последствием жесткой императивной цензурной политики становится кризис отечественной печатной индустрии, ее отставание от бурно растущих и развивающихся европейских рынков печатной продукции.

Советский период государственного регулирования деятельности СМИ характеризовался значительным административным аппаратом, осуществлявшим систематический цензурный контроль в стране. В то же время к моменту разрушения Советского Союза в стране было сформировано колоссальное по масштабам медиа- пространство. В государстве издавались тысячи газет, выпускались сотни теле- и радиопередач ежегодно самой разной тематики (политической, развлекательной, познавательной, детско-юношеской и другой направленности) на десятках языков [2].

Новейший этап развития законодательства о СМИ обусловлен политическими изменениями в жизни нашего общества и государства в 1991 г. Конституционный запрет цензуры, установление идеологического многообразия и политического плюрализма привело к зарождению современной российской медиасистемы, задавшей качественно новые параметры законодательного регулирования сферы массовой информации в России. За последние годы произошло лавинообразное увеличение законодательного массива в сфере медиарегулирования. Однако государство по-прежнему признает закрепленные в Конституции РФ права и свободы в области СМИ, составляющие фундамент нормального демократического общества, в целом обеспечивает функционирование свободного медиапространства.

В наши дни большинство правовых норм, применяемых в целях нормативно-правового регулирования сферы СМИ, относятся к сфере гражданского права. Эти нормы регулируют широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере медиа (включая правовое положение субъектов медиаотношений (журналистов, редакций, учредителей СМИ и т. д.), основания возникновения и порядок осуществления вещных прав и прав на результаты интеллектуальной деятельности, корпоративные, обязательственные отношения и т. д.). Данный перечень во многом совпадает с кругом отношений, прямо отнесенных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к предмету гражданско-правового регулирования, по сути, представляя особую их разновидность [2].

Современное отечественное законодательство в сфере СМИ можно считать развитым. Оно представлено значительным количеством нормативно-правовых актов и дополняется международными источниками права. Базовые принципы, связанные с правами и свободами гражданина, закреплены в Конституции РФ. Одним из таких прав является право свободно выражать свои мысли, а также свободно искать, получать и распространять информацию любым законным способом. Положения Конституции последовательно раскрываются в федеральных конституционных законах, федеральных законах, кодексах, Указах Президента Российской Федерации, Постановлениях Правительства Российской Федерации, ведомственных и региональных нормативных документах.

Литература:

  1. «Международный пакт о гражданских и политических правах” (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения: 20.05.2019).
  2. Ульбашев А. Х. Основы медиарегулирования: учебно-практическое пособие. — М.: Инфотропик Медиа, 2017. — 244 с.
  3. Городнова Е. А. Некоторые тенденции трансформации сми в информационном обществе // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. — 2016. — № 2. — С. 15.


Задать вопрос