Понятие и сущность профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 3849 раз

Библиографическое описание:

Юсупова, Б. С. Понятие и сущность профессионального самоопределения / Б. С. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59435/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье говорится о понятии и сущности профессионального самоопределения. Рассматриваются уровни и этапы профессионального самоопределения. К вопросам профессионального самоопределения психологи подходят по-разному. Одни считают, что вопросы принятия решения о выборе профессии, специальности и места работы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Отсюда профессиональное самоопределение на разных стадиях развития личности решается по-разному.

Развитие личности профессионала рассматривается как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализации (с начала периода самоопределения до завершения активной трудовой деятельности). Именно на этих позициях и строятся модели профессионального развития и классификации стадий развития человека.

Ключевые слова: профессинальное самоопределение, самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция.

Происходящие в казахстанском обществе сдвиги находят отражение в усложнении процессов социализации, противоречивых тенденциях в создании и поведении молодежи. С одной стороны, у молодежи доминирует стремление к богатству, а с другой − она ощущает невозможность его достижения легальными способами и через традиционную трудовую деятельность.

В этих условиях жизненные цели молодежи и планируемые средства их достижения являются важным фактором ее социальной активности и в то же время важным индикатором фундаментальных перемен, происходящих в казахстанском обществе. Критериями ее социального развития являются в первую очередь приобретение и изменение собственного социального статуса, что связано с профессиональным самоопределением формирование гражданской идентичности в процессе достижения социальной зрелости и социальной субъектности.

При трактовке понятия «самоопределение» некоторые исследователи исходят из содержания глагола «самоопределиться», что значит осознать себя, свои общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно. По другой трактовке, самоопределение − это центральный фактор становления зрелой личности, понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Следовательно, самоопределение свидетельствует о достижении личностью достаточно высокого уровня развития.

Термин самоопределение имеет множество определений. Давайте разберем несколько из них. Ниже представлены термины «самоопределения» в таблице 1.

Таблица 1

Значение термина «самоопределение»

Содержание

Характеристика

Определить свое место в жизни, обществе, осознать свои общественные, классовые, национальные интересы.

Представлены три типа самоопределения человека:

− к цели и смыслу своей жизни;

− к нормам общественного поведения и к своему вкладу в жизнь общества;

− к нормам профессиональной деятельности

Самоопределение как процесс определения своего положения и в мире направлено во вне, но подразумевает и определённую внутреннею работу.

Направлено во вне означает, что человек определяет свой способ участия во внешней действительности. Определенная внутренняя работа, связанная с самоопределением, состоит в выработке приемлемого для себя, своего способа участия во внешних событиях.

Человек не только находиться в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека.

Сознательное самоопределение человека возникает лишь в случае, когда человек определяет свое отношение к миру. Человек, не определяющий свое отношение к внешнему миру, становится либо рабом своих стихийных потребительских инстинктов, либо легкой жертвой манипуляторов. Формирующих нужное для них «отношение», либо объектом «силового» воздействия со стороны представителей социума, требующих от индивида принятия и соотнесения общественным нормам.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляется себя «через увлеченность значимой работой». К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения − в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность». [1, с.6]

По К. А. Абульхановой — Славской, самоопределение понимается как осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим членам), зависит самоопределение и общественная активность личности. [2, с.9]

С. Н. Чистякова рассматривает самоопределение как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам. [3, с.19−23]

С точки зрения психологии (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), самоопределение рассматривается как процесс, в котором формируется личность, способная к самостоятельному, активному построению собственной жизнедеятельности. Внешние воздействия на личность реализуются лишь опосредованно через внутренние условия. В этом, по мнению ученых, состоит смысл принципа детерминизма, выраженного в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Авторы доказывают, что проблема самоопределения не может быть решена в отрыве от вопросов взаимоотношения человека с окружающим миром, так как отношение человека к самому себе, является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения и в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему. [4, с.65−67]

Самоопределение же П. П. Соболем считается стороной самореализации. В нем, по утверждению автора, главным является индивидуальный выбор цели и способов ее достижения на данном отрезке, этапе жизни субъекта и самоограничение, которое не является препятствием развития личности. Главной функцией самоопределения считается выбор направленности деятельности, на основе которой осуществляется самореализация. [2, с10]

Е. А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке человеком своих способностей и возможностей.

Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический уровень (перестройка сознания и самосознания);

2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

И. С. Кон рассматривает процесс профессионального самоопределения, связывая его с развитием возрастных особенностей личности. Он выделяет четыре основных этапа формирования процесса профессионального самоопределения.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, предварительный выбор профессии.

Четвертый этап − практическое применение решения, собственно выбор профессии. [5, с.23−24]

Рассмотрев понятие и сущность профессионального самоопределения можно сделать следующий вывод:

  1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
  2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
  3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
  4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.
  5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Литература:

  1. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. − М.: МГППИ, 1999. − 97 с.
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения/ Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
  3. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: Учеб.пособие/Сверд. пед. ин−т. Свердловск, 1986.−142 с.
  4. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова// Педагогика. — 2005. — № 1.- С.19–26
  5. Шевкиева Н. Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения психологов на этапе вузовского обучения / Автореф. дисс. … канд. психологич. наук. — Ставрополь: 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, самоопределение, самореализация, жизнь, казахстанское общество, отношение, профессиональная деятельность, сознательное самоопределение человека, способ участия.


Ключевые слова

самореализация, самоосуществление, профессинальное самоопределение, самоакутализация, самотрансценденция

Похожие статьи

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является

Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современные общеобразовательные учреждения.

Исследование профессионального самоопределения...

В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения в юношеском

Профессиональное самоопределение — это осознанный выбор индивидом профессии с учетом

В этот период идет подготовка к сознательному выбору профессионального пути...

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь...

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений...

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии...

Понятие профессионального выбора в современных...

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

Профессиональное самоопределение школьника...

профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в. Выбор профессии , или профессиональное

Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в...

Психологические проблемы личностного и профессионального...

Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху построения «рыночных отношений».

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3...

Похожие статьи

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является

Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современные общеобразовательные учреждения.

Исследование профессионального самоопределения...

В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения в юношеском

Профессиональное самоопределение — это осознанный выбор индивидом профессии с учетом

В этот период идет подготовка к сознательному выбору профессионального пути...

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь...

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений...

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии...

Понятие профессионального выбора в современных...

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его дальнейший жизненный путь. Проблематика профессионального выбора и самоопределения для отечественной и...

Профессиональное самоопределение школьника...

профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в. Выбор профессии , или профессиональное

Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в...

Психологические проблемы личностного и профессионального...

Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения в эпоху построения «рыночных отношений».

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3...

Задать вопрос