Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 1630 раз

Библиографическое описание:

Атаева, Е. О. Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / Е. О. Атаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59432/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, нарушение слуха, ребенок, младший школьный возраст, исследование, методы.

Изучением эмоциональной сферы занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального [1, с.24].

Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В. Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот [2, с.134].

У младших школьников с нарушением слуха процесс развития личности затрудняется из-за недостаточного развития речи, маленького объема знаний, а также из-за ограниченного общения с окружающими [5, с.88].

Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста имеют характеристику различной степени выраженности и вариативности. Характеризуются ограниченностью или отсутствием сведений об эмоциях; затруднениями в использовании эмоционально–экспрессивных средств языка; трудностями в вербализации различных эмоций, в установлении причинно-следственных связей появления эмоциональных состояний у человека [3, с.33].

Результаты обследования детей с помощью метода «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» показали недостаточность объема знаний об основных эмоциях, трудности их вербализации. Изучение успешности распознавания эмоций показало, что наиболее распознаваемыми эмоциями оказались эмоции радости и гнева (испытуемые чаще употребляли слово «злой», хмурили брови, также при распознавании эмоции радости дети улыбались). Для детей оказалось наименее знакомыми слова, обозначающие эмоции интереса и удовольствия.

Высоким уровнем знаний об основных эмоциях обладают 45 % исследуемых, 35 % имеют средний уровень и 20 % — низкий.

На рис. 1 представлены данные уровня знаний об эмоциях.

Рис. 1

При исследовании адекватности эмоциональных реакций, исследуемые так же показали наиболее низкие результаты. Всего лишь 20 % показали высокий уровень, средний и низкий уровень составили 40 %.

В таблице 1 представлены описательные статистики показателей по всей группе испытуемых. В данной таблице указаны средние значения по методикам: «Несуществующее животное», «Эмоциональная идентификация», «Карта Стотта».

Таблица 1

набл.

Среднее

Минимум

Максим.

Ст.откл.

Несуществующее

животное

40

0,55

0

1

0,32

Эмоциональная

идентификация

40

4,75

0

8

1,89

Карта Стотта

40

0,63

0

1

0,42

У детей были выявлены особенности эмоциональной сферы: не знание эмоций, неправильное дифференцирование эмоциональных состояний, затруднения в понимании и использовании эмоций. Также дети не способны понимать чувства других людей. У детей недостаточно сформированы навыки распознавания мимики на лице, им незнакомо сочувствие и проявление помощи друг к другу. Так же у детей с нарушением слуха отмечаются затруднения в распознавании похожих эмоций, которые имеют разную номинативную характеристику. Таким детям тяжело адаптироваться и социализироваться в обществе, тяжело вести учебную деятельность.

При развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха целесообразно применять методы арт-терапии и игровой терапии, так как с их помощью можно снизить напряжение, страхи, повысить уровень уверенности в себе.

Необходимо учить детей позитивно относиться к себе, обучать описывать свое настроение, развивать умение правильно выражать собственные чувства через мимику. Обучить детей выходу негативных эмоций можно через игры и различные упражнения.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — с. 3–203
  2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. с. — 134; 170
  3. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  4. Речицкая Е. Г., Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина — М.: Книголюб, 2006. — 208с.
  5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение / С. Г. Шевченко — М.: Просвещение, 1999. -112с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, эмоциональная сфера, младший школьный возраст, ребенок, эмоция, самостоятельное овладение, снижение слуха.


Похожие статьи

Особенности личности у детей младшего школьного возраста...

Ребенок с нарушением слуха зачастую лишается возможности слушать музыку, смотреть

Трудности связаны и с особенностями овладения связной речью: слово воспринимается не

Таким образом, развитие личности у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у...

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной...

Теоретические основы формирования коммуникативной деятельности у младших школьников с нарушениями слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека, а также особенностями психического и речевого развития...

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением...

К ОВЗ у детей младшего школьного возраста относят нарушение слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и многое другое. Особой трудностью в процессе обучения является формирование коммуникативных навыков у глухих детей младшего школьного возраста.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящён ряд

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей...

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 360 млн. человек с нарушениями слуха, что составляет более 5 % населения земного шара. Из них 32 млн. детей в возрасте младше 15 лет.

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние...

Психологической особенностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является то, что они предпочитают шумные игры, громкую музыку

Возник вопрос: как звуки влияют на физическое и эмоциональное состояние младших школьников и как сохранить слух надолго?

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с

Более подробное описание эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью

По их мнению, для эмоционального портрета младших школьников с нарушением интеллекта...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

Эмоциональная сфера старших дошкольников и младших школьников с нарушением речи

Младший школьный возраст является сензитивным к эмоциональному развитию внутри

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный...

Похожие статьи

Особенности личности у детей младшего школьного возраста...

Ребенок с нарушением слуха зачастую лишается возможности слушать музыку, смотреть

Трудности связаны и с особенностями овладения связной речью: слово воспринимается не

Таким образом, развитие личности у детей с нарушением слуха значительно ниже, чем у...

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной...

Теоретические основы формирования коммуникативной деятельности у младших школьников с нарушениями слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека, а также особенностями психического и речевого развития...

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением...

К ОВЗ у детей младшего школьного возраста относят нарушение слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и многое другое. Особой трудностью в процессе обучения является формирование коммуникативных навыков у глухих детей младшего школьного возраста.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящён ряд

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей...

Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением...

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 360 млн. человек с нарушениями слуха, что составляет более 5 % населения земного шара. Из них 32 млн. детей в возрасте младше 15 лет.

Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние...

Психологической особенностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является то, что они предпочитают шумные игры, громкую музыку

Возник вопрос: как звуки влияют на физическое и эмоциональное состояние младших школьников и как сохранить слух надолго?

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с

Более подробное описание эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью

По их мнению, для эмоционального портрета младших школьников с нарушением интеллекта...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

Эмоциональная сфера старших дошкольников и младших школьников с нарушением речи

Младший школьный возраст является сензитивным к эмоциональному развитию внутри

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий

общее недоразвитие речи, эмоциональная сфера старших дошкольников, эмоция, эмоциональная сфера детей, старший дошкольный...

Задать вопрос