Дидактические игры как средство формирования логико-математических представлений детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 21.05.2019

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Балашова М. В., Газизова Ф. С. Дидактические игры как средство формирования логико-математических представлений детей // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 485-487. — URL https://moluch.ru/archive/259/59384/ (дата обращения: 12.12.2019).



Математическое развитие малышей и является актуальной проблемой в дошкольном образовании. Чтобы сформировать математические представления у детей, необходимо осуществлять работу по их формированию в различных видах деятельности. По ФГОС дошкольного образования в содержании образовательной работы должно быть включено развитие первичных представлений об отношениях и свойствах объектов окружающего мира (сюда относится форм, цвет, размер, количество, число, части и целое, пространство и время и др.) [3].

У дошкольников можно наблюдать спонтанный, внезапный интерес к какой-либо математической категории (к количеству, к форме, ко времени, к пространству), который может помочь детям лучше и легче ориентироваться в каких-то вещах и ситуациях, может помочь в упорядочивании и связывании их между собой, может поспособствовать формированию понятий.

Для формирования математических представлений у детей педагогом используются различные методы обучения и умственного воспитания, среди которых дидактической игре отведено особое место.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, но при этом достаточно сложным явлением. Используя в работе с детьми эти игры, воспитатель имеет возможность и обучить чему-то детей (воспитатель в роли учителя), и поиграть с ними (воспитатель в роли участника игры), а дети, играя, учатся [2].

Дидактические задачи в таких случаях как бы скрыты от детей, остаются замаскированными. Это и является особенностью обучающих игр, когда дидактическая игра — особая форма игрового обучения, позволяющая непреднамеренно усвоить детям определенные знания и умения. Взаимоотношения взрослых и детей в данном случае определены самой игрой (педагог и дети — участники игры), а не учебной ситуацией [1].

Развитие элементарных математических представлений содержит достаточное количество взаимосвязанных задач, а специально организованные дидактические игры являются отличным дополнением к организованной учебной деятельности дошкольников.

Целью нашей работы является практическое обоснование формирования логико-математических представлений детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование дидактических игр способствует повышению уровня сформированности логико-математических представлений у детей.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ «Красногорский детский сад «Радуга» города Мамадыш РТ». Общая выборка составила 30 детей — 15 детей в экспериментальной группе и 15 в контрольной.

Для выявления уровня сенсорного развития была проведена методика «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы», составленную по программе «От рождения до школы» [4]. Ее целью соответственно было выявить уровень элементарных математических представлений. Методика состоит из 17 заданий, которые разделены на 5 разделов: количество; величина; форма; ориентировка в пространстве; ориентировка во времени, за каждое из которых ребенок мог получить максимум 1 балл, минимум 0 баллов. После суммирования баллов определяется уровень сформированности элементарных математических представлений — высокий, средний, низкий. С каждым ребёнком методика проводилась индивидуально. После проведения первого, констатирующего, этапа исследования было выявлено следующее (см. рис.1):

Рис. 1. Уровень сформированности логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Как мы можем заметить, в обеих группах получился примерно одинаковый результат, у детей преобладает средний уровень сформированности логико-математических представлений: 74 % в экспериментальной группе и 60 % в контрольной группе.

С экспериментальной группой был проведён формирующий этап, состоящий из комплекса дидактических игр, направленных на повышение уровня сформированности логико-математических представлений. Во время третьего этапа, контрольного, повторно была проведена методика «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы». Результаты получились следующими (см. рис.2):

Рис. 2. Уровень сформированности логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе

По рисунку выявлено, что количество детей с высоким уровнем сенсорного развития в экспериментальной группе выше, а низкий уровень ниже, чем в контрольной группе, в которой комплекс дидактических игр не проводился.

Таким образом, после проведения формирующего результата заметны положительные сдвиги в сформированности логико-математических представлений детей в экспериментальной группе. Исходя из этого, можно говорить о том, что использование дидактических игр в образовательной деятельности с дошкольниками способствует формированию логико-математических представлений, что очень важно для будущего поступления детей в школу.

Литература:

  1. Дулатова, А. Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. Дулатова, Л. Т. Искакова // Перспективные направления развития экономики региона в современных условиях. — 2012. — с.94.
  2. Жуковская, Р. И. Игра и её педагогическое значение [Текст] / Р. И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1975. — 111с.
  3. Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Текст] / А. С. Микерина // Начальная школа плюс до и после. — 2013. — № 12.
  4. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений [Текст] / И. А. Пономарева, В. А. Позина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 143с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментальная группа, представление, дидактическая игра, младший дошкольный возраст, игра, дошкольное образование, контрольная группа, младшая группа, сенсорное развитие.


Похожие статьи

Проект сенсорного развития детей младшей группы...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования

Дидактические игры выполняют функцию — контроль за состоянием сенсорного развития

Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах

младший дошкольный возраст, ребенок, развитие, внимание, ранний возраст...

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых

С детьми младшего дошкольного возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру.

Дидактические игры по развитию сенсорных представлений у детей с 2 до 3 лет.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников

Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста.

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего...

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных

Ход игры. Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный...

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем...

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений...

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.

Похожие статьи

Проект сенсорного развития детей младшей группы...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования

Дидактические игры выполняют функцию — контроль за состоянием сенсорного развития

Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах

младший дошкольный возраст, ребенок, развитие, внимание, ранний возраст...

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых

С детьми младшего дошкольного возраста воспитателю необходимо самому включаться в игру.

Дидактические игры по развитию сенсорных представлений у детей с 2 до 3 лет.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики...

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников

Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста.

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего...

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных

Ход игры. Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный...

Использование дидактических игр как средства развития...

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. В. А. Сухомлинский. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем...

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений...

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры.

Задать вопрос