Детская и женская миграция как один из факторов глобализирующегося мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 24.05.2019

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Кислицкая А. С., Кислицкая Е. С. Детская и женская миграция как один из факторов глобализирующегося мира // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 481-482. — URL https://moluch.ru/archive/259/59356/ (дата обращения: 14.11.2019).



Современный мир очень противоречив и неоднороден. Неоднозначную оценку получали и будут получать в том числе такие процессы? как глобализация и миграция, которые тесно взаимосвязаны. Миграция — одна из последствий глобализации, которая, к сожалению, не всегда имеет положительные последствия для тех, кто хочет улучшить свою жизнь. Все мы знаем о трудовой миграции, которая является одной из составляющих современного экономического развития во многих странах, так как обеспечивает дополнительными трудовыми ресурсами, а для многих жителей азиатских стран к тому же означает возможность трудоустройства за рубежом и соответственно рост доходов их семей за счет получения денежных переводов.

Основными центрами миграционных потоков в настоящее время являются Россия и такие арабские страны? как ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн. Самыми крупными миграционными коридорами можно считать Мексику — США с 13 млн. мигрировавших, Россия — Украину с 3,5 млн. мигрантов, Украину — Россию с 2,9 млн, а также Казахстан — Россию с 2,5 млн., Таджикистан — Россию с почти 2 миллионами в основном трудовых мигрантов [1].

Детское население, наравне со взрослым населением, является одним из основных участников мировых миграционных процессов. Истоки детской трудовой миграции берут начало в XVII в. — когда детей из необеспеченных семей и сирот отправляли в колонии из-за нехватки там рабочей силы. Зачастую детей вывозили насильно или обманным путем — говоря им, что их родители умерли, а родным, наоборот не сообщали, куда отправляют детей. От многих детей отказались сами родители, но были и такие случаи, когда детей из семей забирали принудительно, часто разлучая братьев и сестер. В конце XIX в. была разработана новая концепция миграции, которая обещала таким детям лучшую жизнь в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Южной Африке. Их отправляли за границу якобы за «лучшей жизнью», а вместо этого использовали для принудительного труда.

Факторами детской миграции в настоящее время считаются:

– детская беспризорность, являющаяся следствием социально-экономического и политического развития отдельных стран;

– тип населенного пункта, откуда происходят мигранты: практика показывает, что в основном оставляют детей дома жители сельской местности;

– уровень образования: лица с высшим образованием берут всех детей с собой;

– место происхождения мигрантов: жители Центральной Азии чаще оставляют детей дома, чем берут с собой, а Закавказья — Армении и Азербайджана, наоборот, предпочитают брать детей с собой;

– материальное положение семей, хотя влияние этого фактора относительно небольшое, разве что крайняя степень бедности — «денег не хватает даже на самое необходимое» — чаще заставляет отказываться от поездки с детьми;

– продолжительность поездок на заработки: отношение к миграции с детьми кардинально меняется в случае постоянного проживания, без выезда домой, хотя даже и при таком типе поездки почти треть мигрантов оставляют своих несовершеннолетних детей дома [2].

За последние годы количество несовершеннолетних мигрантов, передвигающихся без сопровождения взрослых увеличилось в несколько раз. По данным детского фонда ООН ЮНИСЕФ, указывается, что, если в 2015–2017 годах в 80 странах мира было зарегистрировано 66 тысяч детей, то за последние 2 года — 300 тысяч. В России же только в 2016 году более 14 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства были поставлены на миграционный учет. Многие из них приехали с детьми. Семейные мигранты по сравнению с другими категориями более дисциплинированны. Более того, они чаще всего планируют длительные сроки пребывания в России и в перспективе собираются здесь остаться жить и работать. То есть их дети — во многом наше будущее [3].

Миграция влияет на детей мигрантов следующим образом. Представляет собой пример альтернативного направления экономической мобильности. Позволяет родителям обеспечить более высокий уровень образования детям и уменьшить потребность в детском труде. Но те же самые денежные переводы хотя и способствуют материальному благополучию, все же не восполняют эмоциональные потери и социальные риски детям, оставшимся без присмотра родителей. Зачастую дети не умеют распоряжаться деньгами, правильно использовать свое время, не располагают знаниями и навыками как действовать в сложных ситуациях. Дети, чьи родители находятся в других странах, страдают от недостатка любви, их успехи в учебе ниже, чем у их сверстников из полных семей, а свое будущее они видят, скорее всего, за границей, они часто находятся в состоянии депрессии. Те же, кто решается вывезти детей из родной страны рискуют воспитать «уголовника». Социологи заметили некоторую закономерность, связанную с миграцией и криминалистикой. Она заключается в том, что второе поколение мигрантов опаснее, чем первое. Статистика гласит, что четверть несовершеннолетних детей мигрантов, совершают одно преступление в год. Ученые комментируют этот феномен, называя его «конфликтом миров». Дети мигрантов чувствуют себя заложниками: с одной стороны — родная культура, с другой — та, которой они должны придерживать в чужой стране, не смотря на личные убеждения. Очень часто дети эмигрантов подражают способу жизни детей, являющихся коренными жителями данной страны. Такое влияние в основном оказывается неблагоприятным. Например, их впутывают в наркобизнес [4].

Особое место в международной миграции занимает женская брачная миграция, которая как социальное явление получила развитие в 90-е годы XX века. Брачная миграция может иметь весьма неблагоприятные последствия, особенно для России, так как за границу в основном уезжают молодые женщины: 60 % — в возрасте до 30 лет; из них — около 10 % моложе 20 лет; 30 % — в возрасте 30–40 лет. Средний возраст «чемоданных невест» составляет 25–30 лет [5]. А ведь именно женщины этого возраста составляют основной генофонд нации. Основными направления, куда направляются мигранты являются США и страны Европы, а для россиянок еще и ближневосточные государства. В результате происходящей миграции происходит не только потеря генофонда, но и «утечка мозгов», о которой предпочитают умалчивать. Так как особенностью брачной миграции жительниц европейских государств является высокий уровень образования, большая часть уже имеют высшее образование, другие продолжают получать его за рубежом. Женщины такого уровня предпочитают выйти замуж либо за человека более высокого социального статуса, либо за хорошего семьянина, живущего «земными» проблемами и «крепко стоящего на ногах». В подобных браках просматривается желание найти безопасность, стабильность, гарантированный жизненный уровень, что подтверждается высоким социальным положением будущего мужа и возможностью переложить на «мужские плечи» решение наиболее важных жизненных проблем.

Таким образом, последствия как детской, так и женской миграции носят в основном неблагоприятный характер, так как отрицательно сказываются на эмоциональном фоне детей и приводят к потере генофонда страны.

Литература:

  1. Глобальная миграция (откуда, кто и куда мигрирует)… // URL:// http://www. RosInvest.com›Аналитика›Cоциальный рынок›Глобальная миграция (дата обращения 03.05.2019).
  2. Флоринская, Ю. Дети мигрантов в России: доступ к образованию и медицине/Ю.Флоринская//URL://http://www. demoscope.ru/weekly/2012/0515/analit02.php (дата обращения 03.05.2019).
  3. Починок, Н. Дети мигрантов/Н.Починок// URL://http://www. iz.ru/635465/natalia-pochinok/deti-migrantov-v-ros...otcialnoi-adaptatcii(дата обращения 05.05.2019).
  4. Как влияет миграция на детей // URL://http://www.wellnews.ru/society/15931-kak-vliyaet-migraciya-na-detey.html (дата обращения 06.05.2019).
  5. Брак с иностранцем как новая модель адаптации российских женщин в условиях переходного общества // URL://http://www.gumilev-center.ru/brak-s-inostrancem-kak-novaya-model-adaptacii-...(дата обращения 06.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ребенок, высшее образование, высокий уровень образования, Украина, США, ребенок дома, ребенок мигрантов, мигрант, миграция.


Похожие статьи

Технологии социокультурной интеграции детей из семей мигрантов

уровень образования (чем выше, тем чаще мигранты берут всех детей с собой)

Дети из семей мигрантов являются одной из наиболее сложных, проблемных групп населения, которая переместилась в границах одной страны или между государствами, в связи с чем, затруднен...

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

Технологии социокультурной интеграции детей из семей мигрантов. – уровень образования (чем выше, тем чаще мигранты берут всех детей с собой). Дети из семей вынужденных переселенцев наиболее подвержены изменениям, т. к. у них существуют культурные (язык...

Актуальность изучения образовательных миграций

Безусловным лидером на мировом рынке высшего образования является США, который

В. И. Мукомель интересует роль образования как инструмента миграционной политики и

Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом...

Ключевые слова: социализация, миграция, мигранты, нация, этнос, взаимодействие

По данным ООН, по количеству мигрантов Россия занимает вторую строчку в мире после США.

Количество мигрантов в России увеличивается с каждым годом, этот факт нельзя оставлять...

Проблемы правового регулирования образовательной миграции...

В условиях реформы системы высшего образования обеспечение его выхода на мировой рынок экспорта

Выход на глобальный рынок образования связан с наличием современного

В современном законодательстве нет четкого понятия «образовательная миграция» или...

Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного...

В настоящее время в связи с беспрерывными миграционными процессами в школах Санкт-Петербурга растёт число учащихся-инофонов. Низкий уровень владения русским языком не позволяет ученикам усваивать материал в нужном объеме.

Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов...

Значительную часть вынужденных мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования...

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Экономическая и социальная интеграция мигрантов-иностранцев и поздних переселенцев не

В Германии каждый пятый мигрант или выходец из семьи мигрантов становится

Ионцев В. А. Международная миграция населения: Россия и современный мир / Под ред. В. А. Ионцева.

Особенности миграционных процессов в Ульяновской области

Соответственно уровень образования и профессиональной подготовки у прибывших мигрантов очень низок, и эти люди могут работать только на низкотехнологичных производствах. Преимуществом для экономики области и ее предпринимателей является...

Похожие статьи

Технологии социокультурной интеграции детей из семей мигрантов

уровень образования (чем выше, тем чаще мигранты берут всех детей с собой)

Дети из семей мигрантов являются одной из наиболее сложных, проблемных групп населения, которая переместилась в границах одной страны или между государствами, в связи с чем, затруднен...

Психологические проблемы детей из семей мигрантов

Технологии социокультурной интеграции детей из семей мигрантов. – уровень образования (чем выше, тем чаще мигранты берут всех детей с собой). Дети из семей вынужденных переселенцев наиболее подвержены изменениям, т. к. у них существуют культурные (язык...

Актуальность изучения образовательных миграций

Безусловным лидером на мировом рынке высшего образования является США, который

В. И. Мукомель интересует роль образования как инструмента миграционной политики и

Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом...

Ключевые слова: социализация, миграция, мигранты, нация, этнос, взаимодействие

По данным ООН, по количеству мигрантов Россия занимает вторую строчку в мире после США.

Количество мигрантов в России увеличивается с каждым годом, этот факт нельзя оставлять...

Проблемы правового регулирования образовательной миграции...

В условиях реформы системы высшего образования обеспечение его выхода на мировой рынок экспорта

Выход на глобальный рынок образования связан с наличием современного

В современном законодательстве нет четкого понятия «образовательная миграция» или...

Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного...

В настоящее время в связи с беспрерывными миграционными процессами в школах Санкт-Петербурга растёт число учащихся-инофонов. Низкий уровень владения русским языком не позволяет ученикам усваивать материал в нужном объеме.

Диагностика адаптации обучающихся из семей мигрантов...

Значительную часть вынужденных мигрантов составляют дети, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться в России. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования...

Миграционный вопрос: конфликт власти и бизнеса в Германии

Экономическая и социальная интеграция мигрантов-иностранцев и поздних переселенцев не

В Германии каждый пятый мигрант или выходец из семьи мигрантов становится

Ионцев В. А. Международная миграция населения: Россия и современный мир / Под ред. В. А. Ионцева.

Особенности миграционных процессов в Ульяновской области

Соответственно уровень образования и профессиональной подготовки у прибывших мигрантов очень низок, и эти люди могут работать только на низкотехнологичных производствах. Преимуществом для экономики области и ее предпринимателей является...

Задать вопрос