В данной статье рассматривается проблема самоопределения курдов и позиции государств по курдскому вопросу.
Ключевые слова: курды, Курдистан, курдский вопрос, самоопределение, референдум о независимости.
Курды — народ, история которого насчитывает множество веков, народ, который имеет свои религиозные особенности, народ с уникальными традициями. Несуществующее де-юре государство Курдистан занимает ключевое геополитическое и геостратегическое положение в ближневосточном регионе, а борьба курдов за национальное освобождение делает курдский вопрос актуальной проблемой Ближнего Востока и мировой политики в целом. Курдский народ пережил множество потрясений. С начала в XVI веке Курдистан разделили между собой Османская империя и Персия, что предопределило его судьбу на несколько столетий. Окончание Первой мировой войны предоставило курдам надежду на самоопределение, на образование своего собственного самостоятельного государства, выход из-под гнета Османской империи. В Севрском договоре, заключенном в 1929 году в ст. 64. было указано: “Если через год курдское население обратится к Совету Лиги Наций и укажет, что большинство их жителей желает быть независимым от Турции, а Совет Лиги признает этих последних способными к независимости, то Турция обязана отказаться от своих прав на эти области. Если в состав нового курдского государства захотят войти и курды Моссульского вилайета, то главные союзники не будут возражать против этого”. Эти соглашения давали курдам реальную надежду на самоопределение. Однако предварительные Севрские соглашения были перечеркнуты в Лозанне в 1923 году. Произошел очередной передел земель Курдистана — Турция потеряла Южный и Юго-Западный Курдистан, которые вошли в состав Ирака и Сирии — сферы влияния Англии и Франции.
Исходя из вышесказанного, рассматривать вопрос самоопределения курдов необходимо через призму их положение в Сирии, Ираке, Иране и Турции.
Самоопределение в Сирии. В настоящее время, самоопределение курдов в Сирии происходит на основе деятельности политических партий, которые отстаивают позицию курдского населения на изменение политического и культурного статуса. Главный вопрос — сумеет ли курдское меньшинство реализовать свой нынешний политический потенциал в конкретный статус в новой послевоенной Сирии?
Огромное влияние на сирийский кризис оказывают внешние игроки, которые не желают, чтобы образовался свободный Курдистан. Один из наиболее вероятных сценариев подразумевает образование сирийской конфедерации и слабого центрального правительства. Конфедеративное устройство — это не столько желаемый результат, сколько констатация реальности: за шесть лет гражданской войны многие территории стали де-факто самостоятельны, обладают собственными воинскими подразделениями.
Самоопределение в Ираке. После свержения режима Саддама Хусейна федеративное устройство страны и “особый статус” Иракского Курдистана получили свое законодательное оформление в новой иракской конституции, принятой на всенародном референдуме 15 октября 2005 года. Важнейшим следствием стало то, что курдский народ получили возможность участвовать в управлении страной, их представители стали занимать высокие государственные посты во всех ветвях власти. К концу 2007 года курды в Ираке добились предоставления обширных политических и экономических прав, их устраивал процесс фактического поэтапного расширения статуса и границ курдской автономии. Однако на данном этапе не стояла задача создания независимого Курдистана, куда важнее было сохранить баланс позитивных отношений с Багдадом и нормативно закрепить статус постоянно развивающегося района страны.
В настоящее время слабость центральной багдадской власти способствует увеличению независимости Курдской автономии. И можно сказать, что Курдистан де факто уже создан. Образование его, естественно, абсолютно не устраивает Турцию, Сирию, а также Иран — они боятся отторжения своих территорий, населенных курдами, и готовы в случае необходимости применить силу.
Важнейшее событие произошло 25 сентября 2017 года, когда на территориях, входящих в автономию, был проведен Референдум о независимости Иракского Курдистана. По итогам 72 % из 8,4 млн. избирателей, имевших право принять участие в голосовании, воспользовались им. Из них 92,73 % проголосовали в пользу независимости Курдистана. Однако, иракское правительство 27 сентября объявило о непризнании итогов референдума. Референдум ожидаемо обострил отношения Эрбиля и Багдада. Главным итогом референдума можно считать получение лидерами Иракского Курдистана рычагов воздействия на Багдад, которые остается правильно использовать во благо автономии.
Самоопределение в Иране. После референдума о независимости в Иракском Курдистане в Анкаре и Тегеране решительно заявили о полной поддержке Ирака в вопросе его территориальной целостности. Руководство Ирана приняло решение закрыть транспортное сообщение с Курдской автономией.
Тегеран заинтересован в стабильности данного региона, предотвращении любых попыток аналогичных референдумов у себя. Для этого иранские власти активно развивают экономику, улучшают качество жизни и при этом усиливают контроль в своих территориях, населенных курдами. Однако, существуют проблемы со слабым развитием жилищного строительства, нехваткой школ и высших учебных заведений. Все это и успехи курдов в Ираке способствуют наращиванию недовольства курдского населения Ирана. На данном этапе сложно представить себе проведение референдума подобного иракскому т. к. центральная иранская власть всячески пресекает попытки создания политической курдской оппозиции.
Самоопределение в Турции. На сегодняшний день проблема статуса курдского населения является одной из самых насущных для Анкары. Конституция Турции закрепляет, что территория и нация страны являются единым неделимым целым, все граждане Турции — турки, а сама Турция — унитарное государство. Именно эти положения и являются сегодня главным источником конфликтов между курдскими оппозиционными партиями и руководством страны.
В последнее время в Турции наблюдается рост курдского национального самосознания. Толчок этому процессу дало создание Курдской рабочей партии, которая привлекла в свои ряды всех, кто готов бороться за национальное освобождение курдского народа.
Несмотря на предвыборные заверения правящей партии Турции о намерении приложить все усилия для решения курдского вопроса (что обеспечило значительную поддержку партии среди курдского населения в 2004 г.), в последнее время наблюдается ужесточение позиции власти и рост недовольства среди курдского населения. Это получило свое отражение на парламентских выборах 2011 г. Отказ вести всякий диалог с запрещенной РПК, с одной стороны, и продолжающиеся теракты и диверсии — с другой указывали на смутные перспективы окончательного урегулирования конфликта.
Вывод. Во всех нынешних рассуждениях геополитического характера о курдах, продолжает преобладать один старый стереотип — курды рассматриваются не столько как субъекты, сколько как объекты политической деятельности, еще Р. Рейган говорил “курды — это спичка, которую мы можем и должны зажигать тогда, когда мы этого захотим”. Практика попыток регулирования курдского вопроса весьма широка: ФРГ, Франция, Великобритания, Россия и ряд других стран в свое время занимались этим вопросом. Однако каждая из указанных стран преследовала в регионе свои цели, поэтому и видение дальнейшего развития вопроса существенно отличалось и даже противоречило по некоторым аспектам. Поэтому окончательное разрешение курдского вопроса кажется весьма туманной и не близкой перспективой.
Литература:
- Вертяев К. В. Специфика курдского национального движения и его современная актуализация в Турции и Сирии // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке. 2015. № 9. С. 361–374.
- Дунаева Е. В. «Иран и политическое урегулирование в Ираке» //Сборник «Ближний Восток и современность». Вып. 30. М.: ИБВ, 2007, 352 с.
- Иванов С. М. Сирийские курды в борьбе за свои права и свободы // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 9. С. 48–58.
- Иванов С. М. Сирийский конфликт и роль внешних сил в нем // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 11. С. 11–16.
- Россия и мир в 2020 году. Контуры тревожного будущего / под ред. А. А. Безрукова, А. А. Сушенцова. М.: Эксмо, 2015. 384 с.
- Севрский мирный договор и акты, подписанные в Лозанне. — М., 1927.