Образовательные технологии работы с детьми с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Ожегова, Т. В. Образовательные технологии работы с детьми с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы) / Т. В. Ожегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 497-498. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59316/ (дата обращения: 08.03.2021).



Понятие «технология» происходит от греческих techne — это значит искусство, мастерство и logos — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.

Термин «педагогическая технология» впервые упомянут в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского в 20-е годы 19 века и прошел длительный путь развития, изучения, осмысления.

Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса, в дальнейшем — реализация идеи полной управляемости образовательным процессом.

В настоящее время, если смотреть различные источники и литературу, можно насчитать несколько десятков определений педагогической технологии. Приведу некоторые из них:

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачев)

Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М. В. Кларин)

Педагогическая технология — система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г. К. Селевко)

Анализ определений показывает отсутствие на сегодняшний день единого понимания педагогической технологии. Нам ближе такое определение «педагогическая технология» — это система, включающая взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника при обеспечении образовательных потребностей каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатель, инструментарий измерения результатов деятельности.

Попытаемся выделить характерные признаки технологии:

– технология — категория процессуальная;

– технология выстраивается в соответствии с конкретной целью имеющей форму конкретного ожидаемо результата;

– технология содержит критерии, показатель, инструментарий измерения результатов деятельности;

– технология может быть представлена, как некий алгоритм действий, операций, коммуникаций;

– технология направлена на проектирование, опираясь на заданный результат.

Определение сущности педагогической технологии позволяет выделить основные методологические требования к ее разработке:

– системность предполагает, что все элементы технологии находятся во взаимосвязи друг с другом, при этом каждый выполняет свою функцию, направлен на решение определенной задачи;

– научность требует, чтобы технологический процесс опирался на научные концепции;

– структурированность предполагает наличие четкого алгоритма, логической последовательности шагов по пути к цели;

– управляемость означает диагностическое целеполагание, планирование и проектирование, варьирование средств;

– воспроизводимость означает возможность воспроизведения технологии другими педагогами.

Изучение литературы помогло в создании авторской технологии «Осьминог», которая является основной технологией, использованной в проекте «От сказки к реальности». В основе проекта — работа с придуманной педагогами сказкой. Опыт работы показал, что сложный процесс восприятия обычной социальной сказки детям с тяжелыми множественными нарушениями развития не доступен. Наиболее эффективна с данной категорией детей работа с придуманной педагогами сказкой.

Целью данной технологии является реализация компетентностного подхода в деятельности педагога. Компетентностный подход означает, что ребенок не получает готовые знания, а находит в деятельности, а потом применяет в повседневно жизни. Такой подход в работе со сказкой делает процесс восприятия более простым и понятным для нашей категории детей, расширяет возможности ребенка к восприятию и пониманию окружающей действительности.

Приоритетной задачей данного проекта является социальная адаптация детей путем развития их познавательной деятельности и ознакомления с окружающей действительностью посредством придуманной педагогами сказки.

Суть технологии заключается в следующем: в центре технологии — сказка, придуманная педагогами о предмете или явлении окружающего мира («История одной елочки», «Сказка про Мыло Умыло и Мочалку Отмывалку» и др.).

Далее планируется комплексная работа по ознакомлению детей с сказкой по основным направлениям развития личности ребенка: познавательному, социально-эмоциональному, спортивно-оздоровительному, творческому, общекультурному.

На заключительном занятии по досуговой деятельности практикуется демонстрация презентации сказки или выступление кукольного театра.

При выборе темы для сказки учитываем зону актуального и ближайшего развития ребенка, что, несомненно, повышает результативность работы по достижению поставленных задач и целей, которые преследует работа по данной сказке.

Используя технологию «Осьминог» в своей работе, мы отметили следующие положительные результаты в развитии и деятельности детей:

– проявление доброжелательности дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым;

– умение детей сдерживать отрицательные эмоции;

– проявление познавательного интереса, желание участвовать в обследовательской и исследовательской деятельности;

– накопление сенсорного опыта;

– проявление интереса к творческой деятельности и ее результатам;

– умение взаимодействовать друг с другом в процессе всех видов деятельности;

– проявление желания участвовать в познавательных и музыкально-двигательных играх.

Исходя из наших наблюдений, можно сказать, что технология «Осьминог» позволяет педагогу творчески донести до воспитанника жизненно необходимые сведения об окружающем его мире и расширить социальное пространство ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая технология, инструментарий измерения результатов деятельности, категория детей, окружающая действительность, педагог сказкой, педагогический процесс, работа, сказка.


Похожие статьи

Использование современных инновационных технологий...

Педагогическая технология — это набор психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и

– формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в...

Педагогический инструментарий преподавания правовых...

Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффективные относительно преподавания правовых

Ядрышников К. С. Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет...

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества...

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей...

Исходя из своего опыта работы по методу проектов, хочу отметить, что именно эта деятельность является исходным инструментом в развитии у детей поисковой и исследовательской деятельности, в формировании у детей самостоятельности.

Использование современных образовательных технологий...

Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услуги, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии...

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе

- определить место сказки в организации педагогического процесса с детьми; - изучить...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Развитие познавательной деятельности — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания [1...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Проект — это: метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой...

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по...»

Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых

Вопросы по сказке помогают уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в

В процессе действий с предметами, у детей накопится определенный опыт, словарный запас...

Похожие статьи

Использование современных инновационных технологий...

Педагогическая технология — это набор психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и

– формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в...

Педагогический инструментарий преподавания правовых...

Автор анализирует имеющиеся педагогические технологии и методики, отмечая наиболее эффективные относительно преподавания правовых

Ядрышников К. С. Педагогический инструментарий преподавания правовых дисциплин, критерии эффективности (на примере...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Историографический анализ психолого-педагогической литературы позволяет...

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

Педагогическая диагностика обеспечивает изучение учебно-воспитательного процесса, способствует выявлению предпосылок, условий и результатов педагогического процесса в целях его оптимизации и обоснования его результатов для развития общества...

Комплексный подход в развитии самостоятельности у детей...

Исходя из своего опыта работы по методу проектов, хочу отметить, что именно эта деятельность является исходным инструментом в развитии у детей поисковой и исследовательской деятельности, в формировании у детей самостоятельности.

Использование современных образовательных технологий...

Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услуги, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии...

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе

- определить место сказки в организации педагогического процесса с детьми; - изучить...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Развитие познавательной деятельности — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания [1...

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая...

Проект — это: метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой...

Многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие по...»

Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых

Вопросы по сказке помогают уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в

В процессе действий с предметами, у детей накопится определенный опыт, словарный запас...

Задать вопрос