Развитие идей автоматизации процессов документирования и работы с документацией в начале — середине XX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 19.05.2019

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Демидов П. А. Развитие идей автоматизации процессов документирования и работы с документацией в начале — середине XX в. // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 37-38. — URL https://moluch.ru/archive/258/59274/ (дата обращения: 12.11.2019).



Стремительное увеличение объемов информации и всеохватывающее технологическое развитие конца XIX — начала XX вв. обусловили необходимость совершенствования процессов работы с документами в организациях.

Пришло время изменения требований к структурным подразделениям организаций, занимающимися информационно-документационным обеспечением. В ряде западных стран их стали называть службами управления информационно-документационными ресурсами, отечественный вариант — служба документационного обеспечения управления. Главными направлениями усовершенствования процессов документирования, ставящими перед собой цель адаптировать эти процессы под современные условия, стали механизация и автоматизация.

Согласно некоторым словарям «механизация» — это процесс замены ручных средств труда машинами и механизмами с применением для их действия различных видов энергии в процессах трудовой деятельности [1, с. 85].

Автоматизация — применение автоматических и автоматизированных систем в производственной, научной, управленческой и других сферах деятельности человека [2, с. 27].

Появление и массовое применение в XIX веке пишущей машинки стало не только одним из самых значительных событий по совершенствованию документирования, но и заложило прочный фундамент для дальнейшего развития идей механизации и автоматизации процессов работы с документами.

Уже существовавшая к началу рассматриваемого периода совокупность способов документирования была довольно обширна. Создаваемые с помощью технических средств аналоговые и механические звукозаписи, видеозаписи и фотографии составили комплекс разнообразных кино- фото- и фоно- документов. К томe же изобретенное в 1938 году Йозефом Ласло Биро новое средство документирования — шариковая ручка — стало практически неотъемлемой частью работы с документами. Стоит отметить, что многие новации в сфере работы с документами появлялись на отечественном рынке с некоторой задержкой. Так, например, массовое производство шариковых ручек в СССР началось лишь в 1950-е годы [3, с. 15].

Наиболее активным периодом по совершенствованию процессов работы с документами в Советском Государстве можно считать 1920-е годы. Появление множества научных работ, посвященных делопроизводству и организации труда, учреждение в начале десятилетия организаций, занимающихся вопросами документационного обеспечения управления и стандартизации, среди которых был и Государственный институт техники управления, благоприятно сказывались на совершенствовании отечественного делопроизводства.

Научная организация труда как направление менеджмента, преобладавшее в СССР указанного периода, отражалось и на процессах работы с документами. Институтом техники и управления в рамках совершенствования государственного управления и делопроизводства активно применялись методы по «измерению» трудовых затрат, связанных с процессом документирования, что привело к появлению обоснованных рекомендаций по его совершенствованию.

Создать единые принципы организации делопроизводства впервые попытались в 1931 году, издав «Общие правила документации и документооборота», разработанные московским Институтом техники управления [4, с. 221]. В нормативном акте излагались правила приема, сортировки, доставки, исполнения, контроля, отправки документов, т. е., по большому счету, всех процессов, возникающих при работе с документированной информацией. В вышеуказанных правилах приводились единые рекомендации по организации рационального документооборота, включающие централизацию операций по приему и отправке, разработке рациональных маршрутов движения, сокращению видов документов.

В 1941 году Всесоюзным научным инженерно-техническим обществом машиностроителей созывается Первое межотраслевое совещание по оргтехнике, главными вопросами на котором были механизация управленческого труда и совершенствование делопроизводства. По итогам совещания был выработан ряд мер, способствующих выработке общегосударственных норм в области делопроизводства, организации его на научных основах [4, с. 224]. Однако данная программа не была в полной мере реализована из-за начавшейся Великой Отечественной войны.

Появление первых электронно-вычислительных машин в 1940–1950-х годах обусловило начало нового этапа в развитии делопроизводства, так как, во-первых, одновременно с ними появились документы на новом носителе и, во-вторых, была заложена база для появления в будущем автоматизированных информационных систем и систем электронного документооборота, в частности.

В начале 1960-х годов в СССР встает вопрос о создании единого нормативного документа, упорядочивающего работу с управленческой документацией в стране, что было обусловлено, в том числе, и активизацией процессов механизации и автоматизации [5, с. 360].

В 1963 году Главархивом был издан первый общегосударственный нормативно-правовой акт, регулирующий делопроизводство — «Основные правила постановки документальной части делопроизводства и работы архивов учреждений, организаций и предприятий СССР».

Подводя итог всему вышеизложенному, можно прийти к выводу, что идеи автоматизации процессов документирования и работы с документацией как в мировом сообществе, так и в Советском Государстве, активно развивались и находили свое отражение в разрабатываемых нормативно-правовых актах и, следует отметить, были тесно связаны с усовершенствованием управленческих процессов в советских организациях и учреждениях.

Литература:

  1. Ишлинский А. Ю. Большой политехнический энциклопедический словарь. — М.: Мультитрейд, 2004. — 1000 с.
  2. Голосовская А. Э. Современная энциклопедия. — М.: Харвест, 2000. — 549 с.
  3. Стахов Д. О. Шарики за ролики // The New Times. — 2010. — № 38. — С. 13–17.
  4. Митяев К. Г. Вопросы улучшения документации (делопроизводства) в аппарате управления СССР. — М.: Наука, 1968. — 439 с.
  5. Фабричнов А. Г. История правового регулирования автоматизации документационного обеспечения управления в 1960–1990-е годы // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2014. — № 1. — С. 360–362.
Основные термины (генерируются автоматически): СССР, документ, работа, документационное обеспечение управления, Советское Государство.


Похожие статьи

Из истории развития отечественного делопроизводства

Делопроизводство характеризуется в настоящее время, как «отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами», то есть процедуры работы с документами...

К вопросу о структуре службы документационного обеспечения...

документационного обеспечения управления, основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ)

документ, специальное делопроизводство, документационное обеспечение управления, курс, курсовая подготовка, технология работы...

Место и роль документационного обеспечения управленческой...

Баландина В. С. Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы

документационное обеспечение, документационное обеспечение управления, документ, делопроизводственная служба, уровень работников...

Нормативно-правовая и нормативно-методическая регламентация...

ДОУ представляет собой деятельность, целенаправленно обеспечивающую функции управления документами. [12] Без слаженной работы документационного обеспечения управления в организации тяжело справиться с потоком документов, находящихся в ней...

Документационное обеспечение управленческой деятельности...

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия.

документ, делопроизводственная служба, CALS, вид работ, документационное обеспечение управления, организация работы, управленческая...

Направления совершенствования документационного...

Направления совершенствования документационного обеспечения управления в муниципальных органах власти.

Ключевые слова: документационное обеспечение управления, муниципальное управление, документ, делопроизводство, бумажный...

Правовая ответственность в области документационного...

Сфера деятельности с документами называется документационным обеспечением управления. Согласно ГОСТ [4] «Документационное обеспечение управления (ДОУ)— это деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции управления документами».

Теоретические основы эффективного функционирования системы...

документ, делопроизводственная служба, CALS, вид работ, документационное обеспечение управления, организация работы

документационного обеспечения управления, основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ)...

Перспективы развития курса «Документационное обеспечение...»

Целью данной работы является рассмотрение перспектив и целесообразности развития курса «Документационное обеспечение управления» в рамках дополнительного профессионального образования с учетом специфики документационной деятельности определенной сферы.

Похожие статьи

Из истории развития отечественного делопроизводства

Делопроизводство характеризуется в настоящее время, как «отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с документами», то есть процедуры работы с документами...

К вопросу о структуре службы документационного обеспечения...

документационного обеспечения управления, основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ)

документ, специальное делопроизводство, документационное обеспечение управления, курс, курсовая подготовка, технология работы...

Место и роль документационного обеспечения управленческой...

Баландина В. С. Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы

документационное обеспечение, документационное обеспечение управления, документ, делопроизводственная служба, уровень работников...

Нормативно-правовая и нормативно-методическая регламентация...

ДОУ представляет собой деятельность, целенаправленно обеспечивающую функции управления документами. [12] Без слаженной работы документационного обеспечения управления в организации тяжело справиться с потоком документов, находящихся в ней...

Документационное обеспечение управленческой деятельности...

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия.

документ, делопроизводственная служба, CALS, вид работ, документационное обеспечение управления, организация работы, управленческая...

Направления совершенствования документационного...

Направления совершенствования документационного обеспечения управления в муниципальных органах власти.

Ключевые слова: документационное обеспечение управления, муниципальное управление, документ, делопроизводство, бумажный...

Правовая ответственность в области документационного...

Сфера деятельности с документами называется документационным обеспечением управления. Согласно ГОСТ [4] «Документационное обеспечение управления (ДОУ)— это деятельность, целенаправленно обеспечивающая функции управления документами».

Теоретические основы эффективного функционирования системы...

документ, делопроизводственная служба, CALS, вид работ, документационное обеспечение управления, организация работы

документационного обеспечения управления, основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ)...

Перспективы развития курса «Документационное обеспечение...»

Целью данной работы является рассмотрение перспектив и целесообразности развития курса «Документационное обеспечение управления» в рамках дополнительного профессионального образования с учетом специфики документационной деятельности определенной сферы.

Задать вопрос