Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 21.05.2019

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Филина А. Г. Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 519-521. — URL https://moluch.ru/archive/258/59267/ (дата обращения: 19.10.2019).



В условиях современной информационной среды эффективность профессиональной деятельности руководителя образовательной организации во многом определяется качеством информационной основы его деятельности. Последняя напрямую связана с уровнем сформированности его информационной компетентности, которую мы рассматриваем как составляющую общей компетентности руководителя образовательной организации. Под информационной компетентностью руководителя мы понимаем целостное образование личности, включающее совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентации и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления образовательной организацией.

Структура информационной компетентности руководителя включает четыре взаимосвязанных компонента:

– мотивационно-ценностный;

– гносеологический;

– операционально-исполнительский;

– профессионально-личностный.

Дадим содержательную характеристику указанных структурных компонентов.

Известно, что сформированность мотивационной сферы является необходимым условием успешности любой деятельности, в том числе и управленческой.

Мотивы подразделяются на внешние, определяемые требованиями социальной среды, и внутренние, определяемые потребностями самого субъекта, его интересами.

Важной характеристикой мотивов является их направленность. В этом контексте различают познавательные мотивы, проявляющиеся в стремлении человека к усвоению новых знаний, и социальные, связанные с общественной жизнью, с преобразованием своей профессиональной деятельности в соответствии с потребностями общества.

С учетом отмеченного выше можно утверждать, что мотивационно-ценностный компонент информационной компетентности будущего руководителя образовательных организаций предполагает наличие мотивационно-ценностных ориентаций на информатизацию управления и осознание того факта, что компетентность в области информационных технологий есть профессионально значимое качество.

Гносеологический компонент информационно-технологической компетентности включает профессионально-значимые знания и представления о сущности информатизации общества в целом и его различных сфер, в том числе управления образованием.

Опора на работы Г. В. Абрамяна, Н. В. Веревки, Г. А. Кручининой, Т. А. Лавиной, Н. В. Молотковой, В. Н. Соловьёва и других, а также выявленные нами особенности информационной деятельности руководителей образовательных организаций в условиях использования компьютера как управленческого ресурса, позволили выделить два вида знаний, составляющих структуру гносеологической компетентности руководителя: информационно-управленческие и программно-технические.

Информационно-управленческие знания отражают информацию, лежащую в основе деятельности руководителя, необходимую для решения профессиональных задач. К ним относятся:

– знание и понимание необходимости и сущности как информатизации общества в целом, так и информатизации каждой из его сфер;

– знание ключевых понятий, относящихся к использованию новых информационных технологий в управленческой деятельности: информация, управленческая информация, информационное обеспечение, информатизация, информатизация управления образованием, информационные технологии, информационная среда, информационная система, информационные ресурсы;

– представление об информационной деятельности как системообразующей основе управленческой деятельности руководителя;

– знание основных этапов, способов и средств осуществления информационно-управленческой деятельности;

– знание основных информационных технологий, применяемых в профессионально-управленческой деятельности.

В состав программно-технических знаний входят:

– знание основных принципов работы и функций технических средств новых информационных технологий (персональный компьютер, печатномножительное оборудование, мультимедийное и коммуникационное оборудование);

– представление о программном обеспечении современных компьютеров и о возможностях его использования в информационной деятельности руководителя;

– знание особенностей обработки основных видов информации: текстовой, числовой, графической, звуковой;

– знание принципов организации автоматизированного рабочего места руководителя;

– представление о структуре и принципах функционирования информационных систем управления;

– знание сущности и механизмов функционирования автоматизированной информационной системы и автоматизированной системы управления.

Операционально-исполнительский компонент включает профессионально-значимые умения, которые выступают конкретной формой функционирования теоретических знаний. В этой связи в структуре информационно-технологических умений мы выделяем аналогичные знаниям виды умений: информационно-управленческие и программно-технические.

Первый из них включает умения компетентной работы с управленческой информацией, второй — умения грамотно работать с вычислительной техникой. Наличие этих умений способствует формированию уверенности в успешности работы с компьютером.

Нами определены такие информационно-управленческие умения, как:

– умение планировать информационно-управленческую деятельность и прогнозировать её результаты;

– умение выстраивать структуру и содержание информационного банка образовательной организации;

– умение осуществлять сбор и аналитико-синтетическую обработку управленческой информации, используя разнообразные методы и средства;

– умение принимать решения на основе анализа обработанной информации;

– умение разрабатывать и реализовывать схему информационных потоков.

К программно-техническим умениям мы относим:

– умение отбирать и использовать компьютерные средства для реализации технологии информационно-управленческой деятельности;

– умение использовать базовые программные средства и современные пакеты прикладных программ для организации информационной деятельности;

– умение адаптировать специализированные пакеты программ к специфике управляемого объекта и использовать их;

– умение применять средства коммуникаций для обмена информацией с учреждениями социально-педагогической среды и органами управления образованием;

– умение создавать и обеспечивать функционирование систем автоматизированной поддержки информационной деятельности руководителя (АРМ, АИС, АСУ).

Как показано в многочисленных исследованиях (Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, В. А. Сластенин и др.) достижение вершин профессионализма человека связано не только с формированием знаний и умений, но и с развитием профессионально значимых личностных качеств.

Основываясь на работах различных исследователей, мы выделили ряд профессиональнозначимых личностных качеств и характеристик руководителя образовательной организации, определяющих успешность его информационно-управленческой деятельности:

– способность к аналитико-синтетической деятельности, проявляющаяся в умении производить разные виды анализа информации и принимать на этой основе рациональные управленческие решения;

– способность к управленческо-информационной рефлексии, позволяющей осмысливать свои действия, знания, решения;

– направленность на выбор и использование оптимальных способов информационной деятельности для решения управленческих задач;

– самостоятельность, проявляющаяся в решении информационно -управленческих задач без посторонней помощи;

– творческость, т. е. направленность на создание новых средств и способов информационно-управленческой деятельности для повышения её качества;

– ответственность за результаты информационно-управленческой деятельности;

– уверенность в успешности использования компьютера как управленческого ресурса;

– самооценка своих возможностей и потребность в постоянном самосовершенствовании в области информационно-управленческой деятельности.

Проведенный анализ структуры и содержания исследуемого понятия позволяет дать его развёрнутое определение. Информационная компетентность руководителя является личностным образованием, включающим мотивационно-ценностное отношение к информатизации управления, информационно-управленческие и программно-технические знания и умения, профессионально-значимые качества личности (самостоятельность, творческость, рефлексивность, отсутствие боязни использования компьютерных средств и др.) и проявляющимся в способности руководителя использовать компьютер как управленческий ресурс.

Литература:

1. Петрова Е. В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. № 2. С. 37–43.

2. Панова И. В. Формирование информационно-технологической компетентности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения: дис. канд. пед. наук:13.00.08. — Нижегор. гос. университет, Нижний Новгород, 2007–202с.

3. Царева М. И. Информационная компетентность: теория и технология развития // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 580–583. — URL https://moluch.ru/archive/97/21838/

Основные термины (генерируются автоматически): информационно-управленческая деятельность, умение, образовательная организация, знание, информационная деятельность, управленческая информация, управленческий ресурс, информационная компетентность руководителя, информационная компетентность, информационная деятельность руководителя.


Похожие статьи

Педагогические условия формирования управленческой...

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой

образовательное учреждение, управленческая компетентность руководителя, система, повышение квалификации, деятельность, подход...

Характеристика информационной деятельности менеджера

Раскрыта роль информационной компетентности в информационной деятельности менеджера.

Информационно-ориентационная деятельность выражена в поиске, обработке управленческой информации, необходимой для понимания проблем, целей и задач...

О готовности руководителей школ к использованию...

 совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов.

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности. Она включает совокупность теоретических знаний, а также навыков практического применения, позволяющих эффективно находить, оценивать...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

Формирование информационной компетентности будущего...

Под формированием информационной компетентности, будем понимать процесс приобретения устойчивых информационных знаний и умение применять их в новой ситуации, способность достигать значимых результатов в информационной деятельности.

Анализ компонентной структуры информационной...

Раскрыта содержательная составляющая структурных компонентов информационной

Анализ компонентной структуры информационной компетентности будущих менеджеров.

Тришина C. B. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]...

Формирование информационно-коммуникационной...

Одной из ключевых компетентностей будущего специалиста является информационно-коммуникационная компетентность. Роль информационно-коммуникационной компетентности в образовании поднимается в...

Информационно-компетентностный подход к профессиональной...

По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация...

Формирование информационной компетентности будущих...

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся, начальное

Информационно-технологическая компетентность предполагает умение работать с компьютерной техникой, использовать...

Похожие статьи

Педагогические условия формирования управленческой...

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой

образовательное учреждение, управленческая компетентность руководителя, система, повышение квалификации, деятельность, подход...

Характеристика информационной деятельности менеджера

Раскрыта роль информационной компетентности в информационной деятельности менеджера.

Информационно-ориентационная деятельность выражена в поиске, обработке управленческой информации, необходимой для понимания проблем, целей и задач...

О готовности руководителей школ к использованию...

 совершенствование управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения на основе развития их аналитических умений и навыков

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов.

Информационная компетентность как планируемый результат...

Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности. Она включает совокупность теоретических знаний, а также навыков практического применения, позволяющих эффективно находить, оценивать...

Специфика деятельности руководителя в системе управления...

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией. Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент; Чижова Светлана Михайловна, магистрант.

Формирование информационной компетентности будущего...

Под формированием информационной компетентности, будем понимать процесс приобретения устойчивых информационных знаний и умение применять их в новой ситуации, способность достигать значимых результатов в информационной деятельности.

Анализ компонентной структуры информационной...

Раскрыта содержательная составляющая структурных компонентов информационной

Анализ компонентной структуры информационной компетентности будущих менеджеров.

Тришина C. B. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]...

Формирование информационно-коммуникационной...

Одной из ключевых компетентностей будущего специалиста является информационно-коммуникационная компетентность. Роль информационно-коммуникационной компетентности в образовании поднимается в...

Информационно-компетентностный подход к профессиональной...

По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация...

Формирование информационной компетентности будущих...

информационная компетентность, текст, ребенок, информация, информационное общество, информационная грамотность учащихся, начальное

Информационно-технологическая компетентность предполагает умение работать с компьютерной техникой, использовать...

Задать вопрос