Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 21.05.2019

Статья просмотрена: 715 раз

Библиографическое описание:

Филина, А. Г. Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций / А. Г. Филина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 519-521. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59267/ (дата обращения: 11.12.2024).



В условиях современной информационной среды эффективность профессиональной деятельности руководителя образовательной организации во многом определяется качеством информационной основы его деятельности. Последняя напрямую связана с уровнем сформированности его информационной компетентности, которую мы рассматриваем как составляющую общей компетентности руководителя образовательной организации. Под информационной компетентностью руководителя мы понимаем целостное образование личности, включающее совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентации и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления образовательной организацией.

Структура информационной компетентности руководителя включает четыре взаимосвязанных компонента:

– мотивационно-ценностный;

– гносеологический;

– операционально-исполнительский;

– профессионально-личностный.

Дадим содержательную характеристику указанных структурных компонентов.

Известно, что сформированность мотивационной сферы является необходимым условием успешности любой деятельности, в том числе и управленческой.

Мотивы подразделяются на внешние, определяемые требованиями социальной среды, и внутренние, определяемые потребностями самого субъекта, его интересами.

Важной характеристикой мотивов является их направленность. В этом контексте различают познавательные мотивы, проявляющиеся в стремлении человека к усвоению новых знаний, и социальные, связанные с общественной жизнью, с преобразованием своей профессиональной деятельности в соответствии с потребностями общества.

С учетом отмеченного выше можно утверждать, что мотивационно-ценностный компонент информационной компетентности будущего руководителя образовательных организаций предполагает наличие мотивационно-ценностных ориентаций на информатизацию управления и осознание того факта, что компетентность в области информационных технологий есть профессионально значимое качество.

Гносеологический компонент информационно-технологической компетентности включает профессионально-значимые знания и представления о сущности информатизации общества в целом и его различных сфер, в том числе управления образованием.

Опора на работы Г. В. Абрамяна, Н. В. Веревки, Г. А. Кручининой, Т. А. Лавиной, Н. В. Молотковой, В. Н. Соловьёва и других, а также выявленные нами особенности информационной деятельности руководителей образовательных организаций в условиях использования компьютера как управленческого ресурса, позволили выделить два вида знаний, составляющих структуру гносеологической компетентности руководителя: информационно-управленческие и программно-технические.

Информационно-управленческие знания отражают информацию, лежащую в основе деятельности руководителя, необходимую для решения профессиональных задач. К ним относятся:

– знание и понимание необходимости и сущности как информатизации общества в целом, так и информатизации каждой из его сфер;

– знание ключевых понятий, относящихся к использованию новых информационных технологий в управленческой деятельности: информация, управленческая информация, информационное обеспечение, информатизация, информатизация управления образованием, информационные технологии, информационная среда, информационная система, информационные ресурсы;

– представление об информационной деятельности как системообразующей основе управленческой деятельности руководителя;

– знание основных этапов, способов и средств осуществления информационно-управленческой деятельности;

– знание основных информационных технологий, применяемых в профессионально-управленческой деятельности.

В состав программно-технических знаний входят:

– знание основных принципов работы и функций технических средств новых информационных технологий (персональный компьютер, печатномножительное оборудование, мультимедийное и коммуникационное оборудование);

– представление о программном обеспечении современных компьютеров и о возможностях его использования в информационной деятельности руководителя;

– знание особенностей обработки основных видов информации: текстовой, числовой, графической, звуковой;

– знание принципов организации автоматизированного рабочего места руководителя;

– представление о структуре и принципах функционирования информационных систем управления;

– знание сущности и механизмов функционирования автоматизированной информационной системы и автоматизированной системы управления.

Операционально-исполнительский компонент включает профессионально-значимые умения, которые выступают конкретной формой функционирования теоретических знаний. В этой связи в структуре информационно-технологических умений мы выделяем аналогичные знаниям виды умений: информационно-управленческие и программно-технические.

Первый из них включает умения компетентной работы с управленческой информацией, второй — умения грамотно работать с вычислительной техникой. Наличие этих умений способствует формированию уверенности в успешности работы с компьютером.

Нами определены такие информационно-управленческие умения, как:

– умение планировать информационно-управленческую деятельность и прогнозировать её результаты;

– умение выстраивать структуру и содержание информационного банка образовательной организации;

– умение осуществлять сбор и аналитико-синтетическую обработку управленческой информации, используя разнообразные методы и средства;

– умение принимать решения на основе анализа обработанной информации;

– умение разрабатывать и реализовывать схему информационных потоков.

К программно-техническим умениям мы относим:

– умение отбирать и использовать компьютерные средства для реализации технологии информационно-управленческой деятельности;

– умение использовать базовые программные средства и современные пакеты прикладных программ для организации информационной деятельности;

– умение адаптировать специализированные пакеты программ к специфике управляемого объекта и использовать их;

– умение применять средства коммуникаций для обмена информацией с учреждениями социально-педагогической среды и органами управления образованием;

– умение создавать и обеспечивать функционирование систем автоматизированной поддержки информационной деятельности руководителя (АРМ, АИС, АСУ).

Как показано в многочисленных исследованиях (Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, В. А. Сластенин и др.) достижение вершин профессионализма человека связано не только с формированием знаний и умений, но и с развитием профессионально значимых личностных качеств.

Основываясь на работах различных исследователей, мы выделили ряд профессиональнозначимых личностных качеств и характеристик руководителя образовательной организации, определяющих успешность его информационно-управленческой деятельности:

– способность к аналитико-синтетической деятельности, проявляющаяся в умении производить разные виды анализа информации и принимать на этой основе рациональные управленческие решения;

– способность к управленческо-информационной рефлексии, позволяющей осмысливать свои действия, знания, решения;

– направленность на выбор и использование оптимальных способов информационной деятельности для решения управленческих задач;

– самостоятельность, проявляющаяся в решении информационно -управленческих задач без посторонней помощи;

– творческость, т. е. направленность на создание новых средств и способов информационно-управленческой деятельности для повышения её качества;

– ответственность за результаты информационно-управленческой деятельности;

– уверенность в успешности использования компьютера как управленческого ресурса;

– самооценка своих возможностей и потребность в постоянном самосовершенствовании в области информационно-управленческой деятельности.

Проведенный анализ структуры и содержания исследуемого понятия позволяет дать его развёрнутое определение. Информационная компетентность руководителя является личностным образованием, включающим мотивационно-ценностное отношение к информатизации управления, информационно-управленческие и программно-технические знания и умения, профессионально-значимые качества личности (самостоятельность, творческость, рефлексивность, отсутствие боязни использования компьютерных средств и др.) и проявляющимся в способности руководителя использовать компьютер как управленческий ресурс.

Литература:

1. Петрова Е. В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. М., 2012. № 2. С. 37–43.

2. Панова И. В. Формирование информационно-технологической компетентности будущего руководителя дошкольного образовательного учреждения: дис. канд. пед. наук:13.00.08. — Нижегор. гос. университет, Нижний Новгород, 2007–202с.

3. Царева М. И. Информационная компетентность: теория и технология развития // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 580–583. — URL https://moluch.ru/archive/97/21838/

Основные термины (генерируются автоматически): информационно-управленческая деятельность, умение, образовательная организация, знание, информационная деятельность, информационная компетентность руководителя, управленческая информация, управленческий ресурс, информационная деятельность руководителя, информационная компетентность.


Похожие статьи

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Условия для формирования и развития коллектива в довузовских образовательных организациях

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Похожие статьи

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи

Проблемы формирования и развития ключевых компетенций обучаемых в системе базового профессионального образования

Анализ уровня профессиональной компетентности учителей общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС

Особенности методологии и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Особенности формирования навыков исследовательской деятельности старшеклассников школы-интерната

Условия для формирования и развития коллектива в довузовских образовательных организациях

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Педагогические условия формирования информационной компетентности будущих учителей начальных классов

Задать вопрос