«В поисках путей совершенствования жизни, повышения эффективности общественного производства и личного успеха представители бизнес-сообщества обращают своё внимание к самоорганизации, определяя её как одно из наиболее востребованных в ближайшем будущем качеств личности». [1, с. 88]
Согласно словарю-справочнику по возрастной и педагогической психологии, самоорганизация — деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. [2] Самоорганизация показывает нам, насколько человек является зрелым для того, чтобы активно создавать себя как личность.
Основной особенностью подросткового возраста является проявление мощного подъема жизнедеятельности и глубокой перестройки всего организма. В этот период протекает не только физическое развитие человека, но также и интенсивное формирование личности, наблюдается энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Притом, говоря о возрастных особенностях психики, то они отличаются широкой вариативность, основой которой являются разные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности обучающегося, его воспитания и обучения.
Сущность самоорганизации заключается в умении создавать благоприятные условия вокруг себя для полноценной жизнедеятельности, умение расставлять приоритеты. Для того, чтобы стать самоорганизованным необходимо иметь высокий интеллект, силу воли, уметь контролировать свои эмоции и сиюминутные желания и так далее. Внутри любой социальной группы также происходит самоорганизация. Это становится возможным благодаря правильному распределению социальных ролей. В группах подростков самоорганизация зависит и от умения взаимодействовать между собой. И поскольку подростки только учатся это делать, они ищут и познают себя, возможны проблемы с самоорганизацией.
Образовательные учреждения играют большую роль в развитии навыка самоорганизации и воспитании взаимоотношений в группах подростков. В зависимости от типа учебного учреждения существуют различные методы развития данного навыка. Главным в формировании навыка самоорганизации является педагог. От его способности организовать учебный и внеклассный процесс зависит уровень сформированности самоорганизации у подростков. Кроме этого, педагог должен активно взаимодействовать с родителями. Сформировать навык самоорганизации у подростков можно путём организации внеклассных мероприятий, в том числе различных секций и кружков, организации дней самоуправления, поощрение вне учебных достижений, в том числе спортивных и так далее.
Следует обратить внимание на то, как обстоит ситуации в РФ с нормативно-правовой базой, регулирующей сферу деятельности учебных учреждений. Одним из важных нормативно-правовых актов являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Из 12 существующих приказов Минобрнауки о ФГОС, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Для полноценности затронем три приказа Минобрнауки ФГОС начального (1–4 класс), основного (5–9 класс) и среднего (10–11 класс) общего образования.
Так в пункте 19.6 3 главы ФГОС начального общего образования развитие навыка самоорганизации входит в перечень планируемых результатов реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [3, с. 18].
Пункт 10 2 главы ФГОС среднего общего образования говорит о том, что навык самоорганизации является следствием результата изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся. [4, с. 24]
При изучении ФГОС очень странным выглядит, что в стандартах среднего общего образования не заложено развития навыка самоорганизации. Это является крупным пробел в развитии навыка самоорганизации у подростков 5–9 классов. Единственное, что можно было бы соотнести с развитием навыком самоорганизации, написано в 10 пункте 2 главы ФГОС основного общего образования.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. [5, с. 6–7]
Таким образом, сегодня приоритетным для развития навыков самоорганизации в учебных учреждениях будет создание проработанной и обновлённой нормативно-правовой базы. И если судить по последним данным, то обновления уже начинают появляться. Так Минпросвещения в течении месяца проводило общественное обсуждение с привлечением 5000 экспертов по проекту новых ФГОС. [6]
Литература:
- Шемереко, А. С. Формирование способности к самоорганизации у старшего дошкольника / А. С. Шемереко, В. Э. Черник // Учёные записки Забайкальского государственного университета. — 2019. -№ 1. — С. 88–97
- Гамезо М. В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / ред. М. В. Гамезо. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — С. 127
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. От 22.09.2011 № 3257) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» — URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=nach (дата обращения 10.05.2019)
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 413 (ред. от 29.12.2014 № 1645) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» — URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=sred (дата обращения 10.05.2019)
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1984 (ред. от 29.12.2014 № 1644) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» — URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov (дата обращения 10.05.2019)
- Российская газета — URL: https://rg.ru/2019/05/14/novye-proekty-shkolnyh-standartov-ocenili-bolee-piati-tysiach-ekspertov.html (дата обращения 15.05.2019)