Патриотическое воспитание нахимовцев как важнейший элемент духовно-нравственного воспитания в Нахимовском военно-морском училище | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 580 раз

Библиографическое описание:

Еременко, А. Е. Патриотическое воспитание нахимовцев как важнейший элемент духовно-нравственного воспитания в Нахимовском военно-морском училище / А. Е. Еременко, Т. В. Картышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 476-478. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59245/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье авторы под патриотическим воспитанием понимают формы и методы педагогического воздействия, которое направлено непосредственно на объект воспитания, на развитие у нахимовцев определенных социально-нравственных качеств. Формы и методы патриотического воспитания, его стимулы, механизмы, возможности, как правило, всегда конкретны, и поэтому, реально проявляются в процессе воспитательного воздействия в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении Министерства Обороны Нахимовское военно-морское училище (Севастопольское президентское кадетское училище).

Ключевые слова: патриотизм, нахимовцы, патриотическое воспитание.

Воспитание будущих морских офицеров невозможно без использования духовно-нравственного и творческого потенциала личности, интенсивного развития её социальной активности. Воспитание предъявляет высокие требования к личности, требует от неё самоотверженности, патриотизма и героизма, открывает широкий круг знаний, знакомит с окружающей жизнью [1, с. 91]. Помочь нахимовцам правильно определить цели в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения, соответствующие нормам морали, — немаловажная задача воспитания.

Тема духовно-нравственного воспитания нахимовцев как представителей «военной элиты» актуальна в российском обществе. Ведь благосостояние России может зависеть от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни будущие морские офицеры. Гражданско-патриотическое воспитание через привитие уважения и любви к литературе, родному языку, истории, армии, флоту призвано помочь нахимовцам лучше понять культурные и экономические особенности нашей страны, увидеть своеобразную красоту русской природы и задуматься над тем, чтобы стать полезным и достойным гражданином Российской Федерации.

Поэтому развитие у нахимовцев чувства любви к близким, к родной стране становится одним из важнейших направлений работы филиале Нахимовского военно — морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) в деле патриотического воспитания. Развитие чувства привязанности к родному краю — один из элементов патриотического воспитания.

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому прошлому России. Яркий и красочный рассказ воспитателя о героических поступках наших людей во время ВОВ вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств [5, с. 56]. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На таких благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей Родины.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение Министерства Обороны Нахимовское военно-морское училище (Севастопольское президентское кадетское училище) направляет свою воспитательную работу на то, чтобы патриотические чувства нахимовцев находили выражение в полезных делах на благо страны, с этим тесно связана и другая задача — воспитание у будущих морских офицеров готовности защищать свое Отечество. Высокое чувство любви к нашей стране может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, которая включает в себя личный пример офицерского состава училища, пропаганду, организацию поведения и деятельности нахимовцев.

Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит внеклассным мероприятиям. На классных часах по программе «Есть такая профессия — Родину защищать» нахимовцы изучают прошлое и настоящее российского флота и армии, знакомятся с представителями военного дела, культуры, науки. Знание — важная предпосылка для возникновения патриотических чувств. Классный час — источник получения знаний о Российской Федерации. Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от содержания материала классных часов. Его воздействие на нахимовцев усиливается за счет привлечения отрывков из литературы, применения картин, кинофильмов и презентаций.

Немаловажное значение в военно-патриотическом воспитании имеет подготовка нахимовцев к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Основными ее формами являются утренняя зарядка, физическая культура, начальная автоподготовка, строевая подготовка, занятия по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», сдача норм ГТО, занятия техническими и военно-прикладными видами спорта в системе ДОП образования в училище. Нахимовцы еще до призыва их в ВС РФ заблаговременно приобретают военные знания и навыки, чтобы быстрее стать умелыми защитниками нашей Родины.

Подлинный патриотизм включает в себя уважение к другим странам и народам, к их традициям и обычаям. Культура межнациональных отношений и патриотизм тесно связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Отчизне, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость [4, с. 6].

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя: заботу об интересах Отчизны; чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос; осознание долга перед Отечеством, отстаивание его чести и достоинства; уважительное отношение к языку своего народа; проявление гражданских чувств; уважительное отношение к историческому прошлому России, своего народа; гордость за свою Родину, за символы государства; ответственность за судьбу страны и своего народа, их будущее; милосердие, гуманизм, общечеловеческие ценности [2, с. 11]. Настоящий патриотизм предполагает формирование целого комплекса позитивных качеств [3, с. 74]. Основой этого развития являются духовно-нравственные и социокультурные компоненты.

Эффективное патриотическое воспитание нахимовцев — это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений воспитанников филиала НВМУ (Сев ПКУ) к действительности, их творческой самоотдаче. Показателем такого воспитания является убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни нахимовцев. С учетом современных исследований патриотическое воспитание может рассматриваться как процесс взаимодействия воспитателей и нахимовцев, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения).

Духовно-нравственное воспитание — содействие духовно-нравственному становлению нахимовца, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей воспитанника, межкультурный диалог, активное участие нахимовцев в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него, есть своего рода патриотизм. У каждого нахимовца должна быть развита совокупность его способностей, чтобы воспитанник был творцом развитых форм общения. Отсюда — идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый нахимовец стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом [2, с. 12].

Таким образом, выделяя патриотическое воспитание в самостоятельное направление воспитательной работы в ФНВМУ (Сев ПКУ), необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (духовным, трудовым, нравственным, правовым, ЗОЖ, эстетическим, экологическим), что представляет собой гораздо более сложное соотношение, чем части и целого. Патриотическое воспитание, находясь в тесной взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы в филиале НВМУ (Сев ПКУ), пронизывает, интегрирует их, осуществляется в целостном педагогическом процессе.

Литература:

  1. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов. // — М.: Просвещение, 2006. — 261 с., С. 89–92.
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социал. условиях): На базе школы N 77 / Е. В. Бондаревская. // Рост. н/Д гос. пед. ун-т. — Ростов н/Д: РГПУ, 1993. –Ч.1. — 214 с., С. 11–12.
  3. Гуськов Ю. В. Военно-патриотическое воспитание как фактор оптимизации отношений государства и гражданского общества. / Ю. В. Гуськов. // МПСИ — М., 2017. — 311 c., С. 74–75.
  4. Микрюков В. Военно-патриотическое воспитание в школе. / В. Микрюков. // ВАКО — М., 2015. — 12 c., С. 6–7.
  5. Тисленкова И. А. Гражданско-патриотическое воспитание в 6–7 классах. Российская государственность. Беседы, классные часы, вечера, праздники, игры. / И. А. Тисленкова. // Учитель — М., 2015. — 176 c., С. 56–58.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, нахимовец, воспитание, воспитательная работа, Российская Федерация, Севастопольское президентское кадетское училище, Министерство Обороны, Нахимовское военно-морское училище, патриотизм, федеральное государственное казенное образовательное учреждение.


Похожие статьи

Реализация военно-морского компонента в программе...

Обучение иностранному языку в дoвузoвских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации предполагает включение занятий по военному компоненту. В Нахимовском военно-морском училище важной частью программы обучения английскому...

Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной...

На сегодняшний момент в военно-морских училищах, да и в Российской Федерации в целом остро

Групповая деятельность, которая применяется во внеурочной деятельности в училище, по

Здесь каждый нахимовец нуждается друг в друге — это способствует также развитию...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского

Образовательная подготовка в первых кадетских корпусах была направлена на гуманитарное образование и воспитание нравственных качеств...

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Именно поэтому воспитание патриотизма является важнейшим направлением воспитательной работы. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Содержание кадетского воспитания и образования

Кадетское воспитание — это строго согласованная с общими началами российского

Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России [Электронный

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование...

Филиал Нахимовского военно-морского училища...

Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище).

Комплексное применение игровых и ИКТ-технологий при обучении иностранному языку воспитанников Филиала Нахимовского военно-морского училища...

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности

Военно-патриотическое воспитание — это проведение комплекса мероприятий

Вестник Образования России. Сборник приказов и документов Министерства образования и науки.

Формирование военной идентичности одаренных кадет...

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование, внутренний режим, Российская Федерация, кадетское образование, кадетский корпус были, военная педагогика, тысячелетняя культура. Патриотическое воспитание кадет как основа...

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование

патриотическое воспитание, кадетский корпус, кадет, патриотизм, воспитательная

Содержание кадетского воспитания и образования. Воспитательная работа с кадетами...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением государственной

Воспитание кадет в президентском кадетском училище основывается на базовых

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Похожие статьи

Реализация военно-морского компонента в программе...

Обучение иностранному языку в дoвузoвских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации предполагает включение занятий по военному компоненту. В Нахимовском военно-морском училище важной частью программы обучения английскому...

Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной...

На сегодняшний момент в военно-морских училищах, да и в Российской Федерации в целом остро

Групповая деятельность, которая применяется во внеурочной деятельности в училище, по

Здесь каждый нахимовец нуждается друг в друге — это способствует также развитию...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского

Образовательная подготовка в первых кадетских корпусах была направлена на гуманитарное образование и воспитание нравственных качеств...

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Именно поэтому воспитание патриотизма является важнейшим направлением воспитательной работы. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Содержание кадетского воспитания и образования

Кадетское воспитание — это строго согласованная с общими началами российского

Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России [Электронный

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование...

Филиал Нахимовского военно-морского училища...

Филиал Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище).

Комплексное применение игровых и ИКТ-технологий при обучении иностранному языку воспитанников Филиала Нахимовского военно-морского училища...

Реализация целей гражданско-патриотического образования...

Гражданско-патриотическое воспитание суворовцев врамках внеурочной деятельности

Военно-патриотическое воспитание — это проведение комплекса мероприятий

Вестник Образования России. Сборник приказов и документов Министерства образования и науки.

Формирование военной идентичности одаренных кадет...

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование, внутренний режим, Российская Федерация, кадетское образование, кадетский корпус были, военная педагогика, тысячелетняя культура. Патриотическое воспитание кадет как основа...

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

корпус, патриотическое воспитание, воспитательный процесс, военное образование

патриотическое воспитание, кадетский корпус, кадет, патриотизм, воспитательная

Содержание кадетского воспитания и образования. Воспитательная работа с кадетами...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

Гражданско-патриотическое воспитание является приоритетным направлением государственной

Воспитание кадет в президентском кадетском училище основывается на базовых

Военно-патриотическое воспитание базируется на ценностях военной истории.

Задать вопрос