Конституционный совет и Государственный совет Франции как органы конституционного контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 3708 раз

Библиографическое описание:

Ромашева, А. А. Конституционный совет и Государственный совет Франции как органы конституционного контроля / А. А. Ромашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59150/ (дата обращения: 17.12.2024).



Предметом рассмотрения данной статьи является место Государственного и Конституционного советов в системе французского конституционного контроля. Исследованы полномочия Государственного и Конституционного советов, а также рассмотрены их сходства и различия.

Ключевые слова: Государственный совет, Конституционный совет, конституционный контроль, суверенитет парламента, принцип разделения властей, контроль конституционности законов.

Конституционный контроль Франции своеобразен и выходит за рамки привычных моделей конституционного контроля. Так как, несмотря на то, что Франция принадлежит к романо-германской модели, контроль осуществляется несколькими органами, наделенными исторически сложившимися полномочиями (Конституционный и Государственный советы). Основным полномочием Конституционного совета в этой системе является вынесение решения о конституционности только что принятого, но оспоренного и не успевшего вступить в законную силу, законопроекта парламента или законопроекта парламента, который все еще находится в разработке. К основным же полномочиям Государственного совета можно отнести проверку актов органов исполнительной власти на соответствие Конституции.

Достаточно долгое время французское право отвергало и игнорировало возможность контроля за исполнением соблюдения Конституции. Государственный совет был образован в 1673 году и одновременно являлся административным судом, высшим судебным учреждением, а также советом правительства. Государственный совет был создан тогда, когда казалось немыслимым создание такого органа, который бы мог проверять конституционность принимаемых законов.

Возникновение Государственного совета предопределило разделение компетенции в системе конституционного контроля правовых актов, которая возникла в результате преодоления теории суверенитета парламента [5].

В системе административной юстиции Государственный совет является высшей инстанцией. Административная юстиция создавалась, как система специализированных органов исполнительной власти, которая включала в себя цель по контролю за соблюдением законности, а также имеющая право контролировать остальные органы. Со временем совет стал высшей инстанцией в системе административных судов, расширил свои полномочия и значительно укрепил свое положение. В развитии Государственного совета выделяют следующие ключевые моменты:

  1. 1806 г. — появление у совета судебной функции и, соответственно, последующего конституционного контроля.
  2. 1872 г. — достижение широкого практического освоения судебной функции, «золотой век административного правосудия».
  3. 1963 г. — реформа, в результате которой была создана современная структура Государственного совета.

Конституционный совет сформировался значительно позже, в 1958 году после принятия Конституции Пятой республики. Именно Конституция 1958 года привнесла принцип контроля соблюдения Конституции и ввела новый специальный орган (Конституционный совет), осуществляющий функцию конституционного контроля и уполномоченный контролировать конституционность законов до их вступления в силу. Предшественником Конституционного совета был Конституционный комитет, который давал заключение о конституционности законов, но в отличие от совета не имел права их отменять. Конституционный совет не вправе рассматривать законы, уже вступившие в силу, однако исходя из того, что Конституция 1958 года ввела ограничения на сферы применения закона, то Конституционный совет вправе определить, попадает ли действующий закон, который был принят до вступления в силу Конституции, под ограничительное постановление или нет.

В деятельности Конституционного совета заметны три «рывка»:

  1. 1971 г. — включение в сферу своей деятельности всей сферы прав и свобод граждан (Преамбула Конституции).
  2. 1974 г. — предоставление права обращения в Конституционный совет 60 депутатам или 60 сенаторам.
  3. 1982 г. — связан конкретно с политическими причинами, а именно с изменением парламентского большинства.

Таким образом, во Франции возникла система конституционного контроля, который осуществлялся сразу двумя независимыми органами.

Между Государственным и Конституционным советами было проведено разграничение по кругу рассматриваемых актов. Т. е. если Государственный совет был вправе осуществлять конституционный контроль в отношении актов органов исполнительной власти (регламентарных актов), то Конституционный совет — в отношении законов. В современное время такое разграничение не является точным, так как Государственный совет связан еще и с «подготовкой и принятием» [2] законов, а не только с их исполнением.

Роль Государственного совета в развитии контроля за соблюдением Конституции достаточно велика и не ограничивается осуществлением предоставленных ему полномочий. Так как Государственный Совет возник значительно раньше, чем Конституционный совет, многие его конструкции были переняты Конституционным советом. Возможно, это и повлияло на то, что Конституционный совет в некоторых аспектах повторил историю развития Государственного совета, а именно:

  1. И Государственный, и Конституционный советы изначально осуществляли только предварительный контроль.
  2. Оба совета активно занимались нормотворчеством [4].

Также Государственный и конституционный совет отличаются наличием ресурсов для проверки всех правовых актов и, соответственно, осуществления контроля. Если Конституционный совет в настоящее время не имеет достаточно ресурсов и состоит всего из 9 назначаемых членов, то у Государственного совета, напротив, есть достаточный ресурс для осуществления такого масштабного контроля. Государственный совет, в отличие от Конституционного имеет сложную структуру и состоит из секций.

Литература:

  1. Брэбан Г. Французское административное право. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988.
  2. Пилипенко А. Н. Принципы юридической безопасности во французском праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. N 4. С. 646- 652.
  3. Карпенко К. В. Институт последующего (конкретного) конституционного контроля во Франции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. N 5. С. 780–790.
  4. О роли нормотворчества Государственного совета: Лочак Д. Административное правосудие. Г., 1998. С. 114.
  5. Руссо Д. Конституционный закон о судебных разбирательствах., 2010. – С.12.
Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный совет, государственный совет, конституционный контроль, исполнительная власть, административная юстиция, высшая инстанция, законопроект парламента, орган, полномочие, судебная функция.


Ключевые слова

принцип разделения властей, конституционный контроль, Государственный совет, Конституционный совет, суверенитет парламента, контроль конституционности законов

Похожие статьи

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Генезис взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной

В статье рассматриваются вопросы развития взаимоотношений между судебной системой и иными органами государственной власти в исторической перспективе. Анализ истории развития взаимодействия между судебной и иными ветвями власти позволяет автору сделат...

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Проблемы деятельности Конституционного суда Российской Федерации

В статье автор проводит исследование проблем деятельности Конституционного суда Российской Федерации.

Принцип разделения властей как конституционная ценность

В статье автор раскрывает содержание принципа разделения властей. Анализируются роль Конституционного Суда Российской Федерации как гаранта принципа разделения властей, нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение стать...

Решения Конституционного суда как источник налогового права

В статье раскрывается сущность и роль решений Конституционного суда в системе источников налогового права. Делается вывод, что решения Конституционного Суда являются источником налогового права.

Проблемные аспекты независимости судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением независимости судебной власти в РФ. В целях объективной реализации принципа независимости судей предлагаются пути решения данной проблемы, в частности исключения иерархии...

Сущность государства в статусе органов государственной власти

В статье рассматриваются вопросы единого толкования понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».

Важность принципа независимости судебной власти при осуществлении правосудия

В статье рассматривается принцип независимости судебной власти. Исследуются мнения зарубежных ученых, юристов и правоведов. Определяются особенности принципа независимости судебной власти и его роль в системе осуществления правосудия.

Похожие статьи

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Генезис взаимодействия судебной власти с законодательной и исполнительной

В статье рассматриваются вопросы развития взаимоотношений между судебной системой и иными органами государственной власти в исторической перспективе. Анализ истории развития взаимодействия между судебной и иными ветвями власти позволяет автору сделат...

Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти

В статье проведен анализ соотношения понятий «государственное управление» и «судебная власть» на основе взглядов ученых прошлого и настоящего на взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти в процессе осуществления государственного управле...

Проблемы деятельности Конституционного суда Российской Федерации

В статье автор проводит исследование проблем деятельности Конституционного суда Российской Федерации.

Принцип разделения властей как конституционная ценность

В статье автор раскрывает содержание принципа разделения властей. Анализируются роль Конституционного Суда Российской Федерации как гаранта принципа разделения властей, нормы и доктринальные точки зрения, охватывающие данную сферу. В заключение стать...

Решения Конституционного суда как источник налогового права

В статье раскрывается сущность и роль решений Конституционного суда в системе источников налогового права. Делается вывод, что решения Конституционного Суда являются источником налогового права.

Проблемные аспекты независимости судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением независимости судебной власти в РФ. В целях объективной реализации принципа независимости судей предлагаются пути решения данной проблемы, в частности исключения иерархии...

Сущность государства в статусе органов государственной власти

В статье рассматриваются вопросы единого толкования понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».

Важность принципа независимости судебной власти при осуществлении правосудия

В статье рассматривается принцип независимости судебной власти. Исследуются мнения зарубежных ученых, юристов и правоведов. Определяются особенности принципа независимости судебной власти и его роль в системе осуществления правосудия.

Задать вопрос