Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конституционный совет и Государственный совет Франции как органы конституционного контроля

Юриспруденция
20.05.2019
4176
Поделиться
Библиографическое описание
Ромашева, А. А. Конституционный совет и Государственный совет Франции как органы конституционного контроля / А. А. Ромашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59150/.


Предметом рассмотрения данной статьи является место Государственного и Конституционного советов в системе французского конституционного контроля. Исследованы полномочия Государственного и Конституционного советов, а также рассмотрены их сходства и различия.

Ключевые слова: Государственный совет, Конституционный совет, конституционный контроль, суверенитет парламента, принцип разделения властей, контроль конституционности законов.

Конституционный контроль Франции своеобразен и выходит за рамки привычных моделей конституционного контроля. Так как, несмотря на то, что Франция принадлежит к романо-германской модели, контроль осуществляется несколькими органами, наделенными исторически сложившимися полномочиями (Конституционный и Государственный советы). Основным полномочием Конституционного совета в этой системе является вынесение решения о конституционности только что принятого, но оспоренного и не успевшего вступить в законную силу, законопроекта парламента или законопроекта парламента, который все еще находится в разработке. К основным же полномочиям Государственного совета можно отнести проверку актов органов исполнительной власти на соответствие Конституции.

Достаточно долгое время французское право отвергало и игнорировало возможность контроля за исполнением соблюдения Конституции. Государственный совет был образован в 1673 году и одновременно являлся административным судом, высшим судебным учреждением, а также советом правительства. Государственный совет был создан тогда, когда казалось немыслимым создание такого органа, который бы мог проверять конституционность принимаемых законов.

Возникновение Государственного совета предопределило разделение компетенции в системе конституционного контроля правовых актов, которая возникла в результате преодоления теории суверенитета парламента [5].

В системе административной юстиции Государственный совет является высшей инстанцией. Административная юстиция создавалась, как система специализированных органов исполнительной власти, которая включала в себя цель по контролю за соблюдением законности, а также имеющая право контролировать остальные органы. Со временем совет стал высшей инстанцией в системе административных судов, расширил свои полномочия и значительно укрепил свое положение. В развитии Государственного совета выделяют следующие ключевые моменты:

  1. 1806 г. — появление у совета судебной функции и, соответственно, последующего конституционного контроля.
  2. 1872 г. — достижение широкого практического освоения судебной функции, «золотой век административного правосудия».
  3. 1963 г. — реформа, в результате которой была создана современная структура Государственного совета.

Конституционный совет сформировался значительно позже, в 1958 году после принятия Конституции Пятой республики. Именно Конституция 1958 года привнесла принцип контроля соблюдения Конституции и ввела новый специальный орган (Конституционный совет), осуществляющий функцию конституционного контроля и уполномоченный контролировать конституционность законов до их вступления в силу. Предшественником Конституционного совета был Конституционный комитет, который давал заключение о конституционности законов, но в отличие от совета не имел права их отменять. Конституционный совет не вправе рассматривать законы, уже вступившие в силу, однако исходя из того, что Конституция 1958 года ввела ограничения на сферы применения закона, то Конституционный совет вправе определить, попадает ли действующий закон, который был принят до вступления в силу Конституции, под ограничительное постановление или нет.

В деятельности Конституционного совета заметны три «рывка»:

  1. 1971 г. — включение в сферу своей деятельности всей сферы прав и свобод граждан (Преамбула Конституции).
  2. 1974 г. — предоставление права обращения в Конституционный совет 60 депутатам или 60 сенаторам.
  3. 1982 г. — связан конкретно с политическими причинами, а именно с изменением парламентского большинства.

Таким образом, во Франции возникла система конституционного контроля, который осуществлялся сразу двумя независимыми органами.

Между Государственным и Конституционным советами было проведено разграничение по кругу рассматриваемых актов. Т. е. если Государственный совет был вправе осуществлять конституционный контроль в отношении актов органов исполнительной власти (регламентарных актов), то Конституционный совет — в отношении законов. В современное время такое разграничение не является точным, так как Государственный совет связан еще и с «подготовкой и принятием» [2] законов, а не только с их исполнением.

Роль Государственного совета в развитии контроля за соблюдением Конституции достаточно велика и не ограничивается осуществлением предоставленных ему полномочий. Так как Государственный Совет возник значительно раньше, чем Конституционный совет, многие его конструкции были переняты Конституционным советом. Возможно, это и повлияло на то, что Конституционный совет в некоторых аспектах повторил историю развития Государственного совета, а именно:

  1. И Государственный, и Конституционный советы изначально осуществляли только предварительный контроль.
  2. Оба совета активно занимались нормотворчеством [4].

Также Государственный и конституционный совет отличаются наличием ресурсов для проверки всех правовых актов и, соответственно, осуществления контроля. Если Конституционный совет в настоящее время не имеет достаточно ресурсов и состоит всего из 9 назначаемых членов, то у Государственного совета, напротив, есть достаточный ресурс для осуществления такого масштабного контроля. Государственный совет, в отличие от Конституционного имеет сложную структуру и состоит из секций.

Литература:

  1. Брэбан Г. Французское административное право. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988.
  2. Пилипенко А. Н. Принципы юридической безопасности во французском праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. N 4. С. 646- 652.
  3. Карпенко К. В. Институт последующего (конкретного) конституционного контроля во Франции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. N 5. С. 780–790.
  4. О роли нормотворчества Государственного совета: Лочак Д. Административное правосудие. Г., 1998. С. 114.
  5. Руссо Д. Конституционный закон о судебных разбирательствах., 2010. – С.12.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Государственный совет
Конституционный совет
конституционный контроль
суверенитет парламента
принцип разделения властей
контроль конституционности законов
Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 357-358):
Часть 5 (стр. 355-439)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 357-358стр. 439

Молодой учёный