Повышение эффективности управления образовательной программой специальности «Электроэнергетика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тулентаева, Г. С. Повышение эффективности управления образовательной программой специальности «Электроэнергетика» / Г. С. Тулентаева, Б. Ж. Шырынбекова, Г. А. Шукенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 514-515. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59137/ (дата обращения: 09.03.2021).



Ключевые слова: оценка качества образования, образовательная программа, специальность электроэнергетики, управление, стратегический план

Образование является одним из важнейших приоритетов все активнее интегрирующегося в международные процессы суверенного Казахстана [1]. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы выдвигает принципиально новые требования к качеству подготовки обучающихся и введение новых институциональных механизмов в образовании на основе эффективного его взаимодействия с рынком труда [2].

Условия рыночной экономики требуют адаптации высшего образования по специальности и научных исследований к изменяющимся потребностям общества, региональным потребностям и достижениям научной мысли. Поэтому необходима работа по координации образовательных программ с требованиями Европейской рамки квалификаций и определение целей образовательной программы, компетенций выпускников. Центральным компонентом образовательной программы является система целей, которая характеризует модель выпускника. В современном контексте — это компетентностная модель выпускника [3].

Цели образовательной программы специальности «Электроэнергетика» соответствуют миссии, стратегическому плану университета, кафедры.

Реализация образовательной программы определяется миссией Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Ясави, которая заключается в формировании современной научно-образовательной среды, в которой реализуется подготовка высококвалифицированных кадров на принципах тесной интеграции науки, образования и инноваций.

В миссии университета заложена долговременная направленность, которая обновляется в постоянно меняющейся внешней среде в зависимости от потребностей общества. Миссия университета неразрывно связана с историей создания и развития университета. Стратегической целью его создания наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов для Республики Казахстан и тюркоязычных стран является возрождение исторического имиджа города Туркестан как научного, культурного и духовного центра тюркоязычных народов.

Цель образовательной программы, сформулированная в соответствии с ГОСО РК, квалификационными рамками выпускников Европы Tuning, квалификационными требованиями Дублинского дескриптора, которые создаются на основе анализа рынка труда, определяется компетенцией выпускников, отраженные в образовательной программе специальности. Введение компетентного подхода предполагает перемещение акцентов с процесса обучения на его результат, изменение ролей преподавателя и студента, в центре данной системы оказывается понятие компетенции. Следовательно, задачами образовательной программы является качественная подготовка конкурентоспособных иинновационно ориентированных выпускников, соответствующих современным требованиям и запросам рынка труда с учетом развития науки и условий, предлагаемых реальной действительностью [4,5].

Для достижения целей образовательной программы специальности «Электроэнергетика» определены 4 мега-компетенций, включающих в себя общенаучные, социальные, инструментальные компетенции, а также 12 профессиональных компетенций. Приобретая эти компетенции, выпускник образовательной программы будет свободно плавать и четко ориентироваться в мировом образовательном пространстве.

В университете установлены периодичность, формы и методы оценки качества образовательной программы. Они проходят процедуру ежегодного мониторинга качества реализации на заседании кафедры с участием обучающихся и работодателей.

Университет проводит мониторинг и систематизирует данные по следующим направлениям [6]:

− анализ результатов экзаменационных сессий в разрезе факультетов, специальностей, дисциплин с подготовкой годовых и полугодовых отчетов,

− анализ результатов итоговой аттестации студентов (контроль обновления тематики дипломных проектов, результаты сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных проектов и др.),

− разработка методической документации кредитной технологии и анализ качества внутривузовской документации, силлабусов,

− анкетирование студентов, выпускников, работодателей по вопросам качества предоставляемых образовательных услуг и подготовка предложений,

− внедрение дистанционных образовательных технологий,

− оценка и анализ результатов научно-исследовательской работы ППС и обучающихся.

Все составляющие образовательной программы проходят стадии разработки, анализа и утверждения в соответствии с внутренними нормативными документами, утвержденными Сенатом университета.

Таким образом, содержание и структура образовательной программы специальности «Электроэнергетика» соответствует потребностям регионального рынка труда, результаты обучения отражены в компетенциях [7]. Модуляризация выполнена с учетом специфики включенных дисциплин, распределены количество зачетных единиц по модулям, что позволяет обеспечить внешнюю и внутреннюю мобильность студентов. Разработаны механизмы по выявлению современных потребностей общества и постоянного совершенствования образовательной программы. Обратная связь, направленная на совершенствование образовательных программ, включает мониторинг работодателей, выпускников и т. д. [8]. Например, при разработке учебного плана специальности 5В071800 — Электроэнергетика учтены рекомендации работодателей и внесены следующие дисциплины:

  1. Металловедение
  2. Прикладная механика
  3. Численное программное управление (ЧПУ)
  4. Инженерная графика (Kompas 3d)
  5. Система Кайдзен
  6. Проектирование и сборка трансформаторов
  7. Электрооборудование
  8. Электронная преобразовательная техника
  9. Электрические машины
  10. Проектирование и технология освещения
  11. Электронные установки и управление
  12. Электропривод

Управление качеством образования определяется стратегическим и оперативным менеджментом вуза [9]. Управление университета основано на системном подходе, осуществляет свою образовательную деятельность на основе устава университета. С 2006 года в университете функционирует Система менеджмента качества. В 2018 году университет прошел институциональную аккредитацию НААР РК.

Литература:

  1. Кусаинов А. К. Качество образования в мире и в Казахстане. Издательский центр ИЭТ. Москва. 2014.
  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 гг.
  3. Султанова Т. А., Ткачева Е. В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией. // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 613–616.
  4. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
  5. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения. / Под научным ред. д. п. н., профессора В. И. Байденко. 2010.
  6. Мухаметкалиев Т. М. Болонский процесс в Казахстане: объективный взгляд. Современное образование. № 1 (81). 2011.
  7. Кунакова К. У. Тенденции улучшения качества образовательных услуг в мировой практике. Вестник АПН Казахстана, № 6 (56). 2013.
  8. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Системы оценки качества образования. М: Логос. 2007.
  9. Бочков Д. В., Горбачева Е. В. Управление образовательной организацией на основе комплексной оценки эффективности ее деятельности // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 355–358.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, образовательная программа специальности, анализ результатов, Казахстан, компетенция, компетенция выпускников, миссия университета, модель выпускника.


Похожие статьи

Структура основных компетенций выпускника современного ВУЗа.

Внедрение в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) – это важнейший этап в модернизации высшего профессионального образования...

Формирование профессиональных компетенций...

Профессиональные компетенции — это готовность и способность работника на основе

Для конкретной специальности и направления подготовки определяется свой набор ведущих

В свою очередь, профессиональная деятельность выпускника-бакалавра направления...

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности выпускников по техническим специальностям.

Компетенции — это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т. д».. И далее там же о компетентности...

Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего...

Именно на языке компетенций описаны требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата в ФГОС ВПО, согласно которому выпускник должен обладать общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями [5, с.358].

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением...

Проектирование образовательных результатов основной...

Проектирование образовательных результатов программы требует тщательного и всестороннего анализа, обсуждения ГОС ВПО по

В ходе работы возможен упрощенный подход к результатам обучения или очень завышенная планка к подготовке выпускников.

Компетентностный подход в высшем образовании

компетенции в сфере трудовой деятельности позволяющие анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и

Реализация такой модели в образовательном процессе на кафедрах университета, обеспечивающих подготовку выпускников...

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): средство, образовательная программа, задача, компетенция, симметрия, уровень

В современном образовательном пространстве используются такие средства оценивания уровня сформированности профессиональных...

Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор...

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональная компетенция, квалификация, владение

В XXI веке перед высшей профессиональной школой стоит проблема подготовки не просто квалифицированных выпускников, а профессионально...

Похожие статьи

Структура основных компетенций выпускника современного ВУЗа.

Внедрение в образовательную практику федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) – это важнейший этап в модернизации высшего профессионального образования...

Формирование профессиональных компетенций...

Профессиональные компетенции — это готовность и способность работника на основе

Для конкретной специальности и направления подготовки определяется свой набор ведущих

В свою очередь, профессиональная деятельность выпускника-бакалавра направления...

Система формирования профессиональной компетентности...

Система формирования профессиональной компетентности выпускников по техническим специальностям.

Компетенции — это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т. д».. И далее там же о компетентности...

Анализ компетентностного подхода в стандартах высшего...

Именно на языке компетенций описаны требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата в ФГОС ВПО, согласно которому выпускник должен обладать общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями [5, с.358].

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением...

Проектирование образовательных результатов основной...

Проектирование образовательных результатов программы требует тщательного и всестороннего анализа, обсуждения ГОС ВПО по

В ходе работы возможен упрощенный подход к результатам обучения или очень завышенная планка к подготовке выпускников.

Компетентностный подход в высшем образовании

компетенции в сфере трудовой деятельности позволяющие анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и

Реализация такой модели в образовательном процессе на кафедрах университета, обеспечивающих подготовку выпускников...

Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): средство, образовательная программа, задача, компетенция, симметрия, уровень

В современном образовательном пространстве используются такие средства оценивания уровня сформированности профессиональных...

Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор...

Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональная компетенция, квалификация, владение

В XXI веке перед высшей профессиональной школой стоит проблема подготовки не просто квалифицированных выпускников, а профессионально...

Задать вопрос