Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Тасен, А. К. Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода / А. К. Тасен, В. В. Серебреникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 511-512. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59134/ (дата обращения: 27.11.2021).



Нынешняя степень становления науки и техники, всеобщая компьютеризация, инновационные технологии требуют от учащихся наличие умений и навыков. Для того, чтобы учащийся имел возможность самостоятельно находить нужные ему знания, решать задачи различного рода, действовать согласно своему разуму, сталкиваясь с возникающими ситуациями, ему необходимо научиться мыслить.

Одной из ключевых задач образовательного учреждения является способствовать формированию мышления школьника, развитию его интеллектуальных способностей. Значимой частью умственного развития человека считается алгоритмическое мышление. Большими возможностями с целью развития алгоритмического мышления имеет предмет информатика [3].

Эффективным способом формирования алгоритмического мышления школьников в курсе информатики является обучение построению алгоритмов и их использованию при решении большого класса задач из раздела «Программирование решений» [1].

Любую человеческую деятельность всегда можно представить в виде процесса решения человеком тех или иных задач (учебных, познавательных, трудовых и др.). При организации деятельности ведущую роль имеет мышление. Оно всегда является процессом, который направлен на достижение определенной цели, на познание и преобразование определенного объекта. И во многом процесс мышления определяется именно характером объектов и способами их преобразования.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач разного происхождения [2].

Для формирования алгоритмического мышления нужно научить детей: находить общий способ действия; выделять основные, элементарные действия, из которых состоит данное задание; планировать последовательность выделенных действий; правильно записывать алгоритм.

Важным моментом является усвоение учащимся классификации типов данных. Данная тема входит в основу программирования.

Узловыми понятиями в программировании являются понятия переменной и присваивания. Процесс решения вычислительной задачи — это процесс последовательного изменения значений переменных. В итоге в определенных переменных получается искомый результат. Переменная получает определенное значение в результате присваивания. Ученикам необходимо дать понять, что на уровне машинных команд присваивание — это занесение в ячейку, отведенную под переменную, определенного значения в результате выполнения команды. Из числа команд, входящих в представленную выше систему команд, присваивание выполняют команда ввода и команда присваивания.

В большинстве случаев непонимание некоторыми учениками программирования происходит от непонимания смысла присваивания. Поэтому учителям рекомендуется обратить особое внимание на этот вопрос.

Объявление переменных. Если мы хотим хранить число, то нужно сообщить об этом компьютеру:

<имя переменной>: <тип данных>;

Пример: X1: integer;

Так записываются переменные в паскале, делфи, лазарусе или им подобным языкам.

Для С++ и ему подобным языкам применяется другая форма записи:

<тип данных> <имя переменной>;

Пример: int a;

Обратите внимание учеников на то, что нельзя путать команду присваивания с математическим равенством. Особенно часто путаница возникает в тех случаях, когда в качестве знака присваивания используется знак «=» и учитель читает его как «равно». В некоторых языках программирования знак «=» используется как присваивание, например, в Бейсике и Си. В любом случае надо говорить «присвоить».

Ученикам, отождествляющим присваивание с равенством, совершенно непонятна такая команда: Н:= Н + 1. Такого математического равенства не может быть. Смысл этой команды следует объяснять так: к значению переменной Н прибавляется единица и результат присваивается этой же переменной Н. Иначе говоря, данная команда увеличивает значение переменной Н на единицу.

Примеры решения задач.

Задача1. На языке программирования С++ объявить три переменные a,b и c типа int и присвоить первой числовое значение, второй — первую переменную, увеличенную на 3, третьей переменной — сумму первых двух.

Решение:

Вспоминаем форму записи объявления переменных на языке С++: сначала указывается тип данных для переменной, затем название этой переменной.

int a;

int b;

int c;

Далее присваиваем значения переменным. Знак присваивания на языке программирования С++ обозначается как «=».

Первой переменной присваиваем числовое значение:

int a = 4;

Второй переменной присваиваем первую переменную, увеличенную на 3:

int b = а + 3;

Третье переменной присваиваем сумму двух первых переменных:

int c = а + b;

Решение задач осуществляется с использованием блок-схем без использования компьютера. Затем происходит обучение учащихся основам программирования на языке С++. Эти же задачи переводятся на язык программирования, производится отладка программы и ее тестирование.

Для закрепления алгоритмических конструкций учащиеся составляют программы по заданиям учителя.

Литература:

  1. Газейкина А. И. Стили мышления и обучение программированию // Информационные технологии в общеобразовательной школе. — 2003. — № 6. — С.12–19.
  2. Коляда Е. П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся 2 класса //Информатика и образование. — 1996. — № 1. — С.86–88.
  3. Копаев А. В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления // Информационные технологии в общеобразовательной школе. — 2003. — № 6. — С.6–11.
Основные термины (генерируются автоматически): переменная, алгоритмическое мышление, значение переменной Н, команда присваивания, математическое равенство, основа программирования, решение задач, числовое значение, язык программирования, язык программирования С.


Похожие статьи

Проблемы выбора языка программирования в школьном курсе...

Выбор языка и системы программирования имеет принципиальное значение, т. к. от этого во многом зависит методика изучения курса, содержание и последовательность предъявления учебного материала, система учебных заданий и, главное, вся дальнейшая работа по...

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине...

Изучение основ программирования является неотъемлемой составляющей данной дисциплины. В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» студенты...

Задача по программированию с продолжением на уроках...

Решение задачи на языке программирования (КуМир)

Выход из него будет осуществляться по команде "выход", когда найден очередной простой делитель.

Основные термины (генерируются автоматически): вывод, язык программирования, решение задачи, число...

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

Изучение основ программирования является неотъемлемой составляющей данной дисциплины.

Задание №1. Написать на языке Турбо-Паскаль три различные программы для решения следующей задачи с помощью операторов while, repeat и for соответственно.

Оптимизация по условиям Куна — Таккера | Статья в журнале...

Рассмотрим частный случай задачи нелинейного программирования, а именно квадратичного программирования [1,2], в которой минимизируется сумма линейной и квадратичной форм при ограничениях вида линейных неравенств при неотрицательности переменных.

Линейное программирование | Статья в журнале «Молодой...»

Линейное программирование — это мощный инструмент для описания и решения задач оптимизации.

Модель линейного программирования имела бы множество переменных решений, которые подразумевают под собой количество каждого покупаемого продукта.

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине...

Изучение основ программирования является неотъемлемой составляющей данной

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Структура программы на языке Паскаль.

В строке 11 выполняется вычисление выражения и присваивание его значения переменной rez.

Параллели между естественными языками и языками... | «Молодой

Язык — это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания.

Естественными называются “обычные”, “разговорные” языки, которые складываются стихийно и в течение

значения отдельных слов и выражений зависят не только от них самих, но и от...

Повышение эффективности обучения курса «основы...»

Приведем пример из курса «Основы программирования» по теме «Операции над числовыми массивами». Отсортировать одномерный числовой массив по возрастанию. Спецификация логического графа темы представлены в таблице.

Похожие статьи

Проблемы выбора языка программирования в школьном курсе...

Выбор языка и системы программирования имеет принципиальное значение, т. к. от этого во многом зависит методика изучения курса, содержание и последовательность предъявления учебного материала, система учебных заданий и, главное, вся дальнейшая работа по...

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине...

Изучение основ программирования является неотъемлемой составляющей данной дисциплины. В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» студенты...

Задача по программированию с продолжением на уроках...

Решение задачи на языке программирования (КуМир)

Выход из него будет осуществляться по команде "выход", когда найден очередной простой делитель.

Основные термины (генерируются автоматически): вывод, язык программирования, решение задачи, число...

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине...

Изучение основ программирования является неотъемлемой составляющей данной дисциплины.

Задание №1. Написать на языке Турбо-Паскаль три различные программы для решения следующей задачи с помощью операторов while, repeat и for соответственно.

Оптимизация по условиям Куна — Таккера | Статья в журнале...

Рассмотрим частный случай задачи нелинейного программирования, а именно квадратичного программирования [1,2], в которой минимизируется сумма линейной и квадратичной форм при ограничениях вида линейных неравенств при неотрицательности переменных.

Линейное программирование | Статья в журнале «Молодой...»

Линейное программирование — это мощный инструмент для описания и решения задач оптимизации.

Модель линейного программирования имела бы множество переменных решений, которые подразумевают под собой количество каждого покупаемого продукта.

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине...

Изучение основ программирования является неотъемлемой составляющей данной

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Структура программы на языке Паскаль.

В строке 11 выполняется вычисление выражения и присваивание его значения переменной rez.

Параллели между естественными языками и языками... | «Молодой

Язык — это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания.

Естественными называются “обычные”, “разговорные” языки, которые складываются стихийно и в течение

значения отдельных слов и выражений зависят не только от них самих, но и от...

Повышение эффективности обучения курса «основы...»

Приведем пример из курса «Основы программирования» по теме «Операции над числовыми массивами». Отсортировать одномерный числовой массив по возрастанию. Спецификация логического графа темы представлены в таблице.

Задать вопрос