Цветовое восприятие объектов промышленной архитектуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 18.05.2019

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Громова, А. С. Цветовое восприятие объектов промышленной архитектуры / А. С. Громова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59096/ (дата обращения: 14.08.2020).



Представленная статья посвящена анализу цветового восприятия промышленной архитектуры на человека. Выявляется возможность улучшения психофизического состояния работников предприятия с помощью колористических решений. Рассматривается связь внутреннего и внешнего пространства промышленных зданий и сооружений, и их взаимосвязь на объемно-художественном уровне.

Ключевые слова: цвет, промышленное предприятие, архитектурная колористика, цветовое восприятие.

В современном мире промышленные предприятия и их территории является одним из основных элементов в структуре города, в некоторых случаях — градообразующими. Основой формирования промышленного предприятия в черте города послужили социально-экономические предпосылки, что свою очередь стало толчком для развития архитектурно-художественного образа всего города [1, с.128]. Композиционные изменения, которые лежат в основе формирования экстерьера и интерьера промышленных объектов, необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения восприятия на человека. Особенно остро это стало звучать в период научно-технического прогресса, где под воздействием социального развития значительно возрос человеческий фактор.

Напряженный труд в условиях промышленной застройки отнимает много сил, как на физиологическом, так и психологическом уровнях. В таких условиях сложилась необходимость формирования архитектурного пространства, которое не будет давить на человека, а поможет отдохнуть и облегчить восприятие окружающей среды. Для этого необходимо учитывать комплекс архитектурно-пространственных методов и приемов, обуславливающие комфортное пребывание человека в промышленной застройке. Одним из основополагающих методов, воздействующих на человека, является цвет. Для решения колористических задач архитекторы должны иметь представление о цветовом решении окружающей среды, психофизиологическом воздействие цвета, а также и информационной сущности цвета. Цветовому решению промышленных предприятий в мировой практике уделяется большое внимание, чего нельзя сказать про отечественный опыт. На данном этапе тема восприятия цвета звучит остро и актуально, это послужило основой для раскрытия ее в данной статье.

Цвет является одним из важнейших инструментом для выражения архитектурного пространства, он определяет настроение и оказывает воздействие на восприятие человека. Цветовое решение воспринимается каждым человеком по-разному, поэтому было сложно выделить основные правила и стандарты и сформировать их на уровне нормативной документации. Однако благодаря цвету можно придать проекту неповторимый вид, именно колористка преображает самые простые по форме решения, создавая в архитектурный шедевр.

Для архитекторов одной из важнейших причин использования цвета именно в промышленных предприятиях является его воздействие на настроение работников. Основной задачей колористического решения экстерьера — это объединение различных по стилистики зданий и сооружений промышленного предприятия с окружающей его застройкой города, создавая при этом единую, гармоничную композицию. Существует несколько приемов, благодаря которым возможно композиционно объединить постройки. Одним из распространенных приемов можно назвать контрастирование цвета новой застройки по отношению к уже построенной, это создает ощущение связи времени и воспринимается как прогресс и развития пространства [2, с.236].

В условиях сложившегося образа города, в качестве цветового решения промышленного предприятия целесообразно прибегнуть к приему нюансного сочетанию гаммы. Такой метод позволит сохранить целостность и завершенность панорамы города, и не создаст конфликтных ситуаций на уровне композиционно-художественной организации между зданиями и сооружениями.

В случае необходимости выделить функциональные блоки в возводимом предприятии часто применяют цветовое зонирование зданий. Этот подход характеризуется тем, что создается цветовое зонирование, путем окрашивания фасадов зданий, или групп сооружений, в разные цвета для придания им информативности на пространственной «схеме». Цвета фасадов этих зданий должны отвечать законам колористки, сочетаясь между собой по насыщенности и тональности.

Размер, и технологический характер здания влияет на подбор цветового решения в промышленных предприятиях. Комплекс промышленных помещений, чаще всего, просматривается с большого расстояния, из-за своих крупных размеров, это влияет на архитектурно-пространственном и композиционно-художественном уровнях. Со стороны цветовое решение промышленных объектов выделяются как крупные цветовые пятна, и только издали можно рассмотреть цветовые детали и нюансы. Большую роль в оформлении фасадов промышленного предприятия играют такие архитектурно-композиционные приемы как ритм, выраженные пропорции и формы элементов, такой подход позволит снизить монотонность фасада, а с помощью внедрения в такую композицию цвета можно создать выразительное и уникальное сооружение [3, с.84].

Технологический процесс промышленного предприятия в значительной мере влияет на цветовое решение, как экстерьера, так и интерьера. Как известно цвет влияет на подсознание человека, именно поэтому для улучшения качества работы уделяют особое внимание качеству отделки стен на производстве и цветовой гаме в помещении [4, с.51]. Для производства, где происходят технологические процессы с повышенной температурой, или в помещениях, в которой требуется повышенное умственное внимание и сосредоточенность, принято принимать холодную цветовую гамму. Теплую гамму цветов используют в плохо освещенных и прохладных помещениях, в регионах с холодным климатом, а также при тяжелом физическом труде.

Цвета на производстве должны быть спокойными и приглушенными. Исключением могут служить опасные конструктивно-каркасные элементы. Так же цветом выделяются и опасные для здоровья функциональные зоны на производстве, за счет чего привлекается внимание человека, и повышают информационное понимание о происходящем. Поверхности производственных машин, станков, установок и другого рабочего оборудования так же играют важную роль в цветовом решении помещения. Выбор цветового решения оборудования должен исходить из цветовой гаммы всего помещения, при этом создавая оптимальные условия для работы, не раздражая внимания, но при этом отображать функциональное назначения устройства.

С помощью правильно подобранного цветового решения можно добиться визуального расширения пространства в тесных помещения, это поможет снизить давление на подсознание человека, таким же способом, возможно, зрительно уравновесить пропорционально неравные комнаты (слишком узко по отношению к длине помещения) в промышленном здании. В интерьере промышленных зданий для расширения пространства рекомендуется применять более двух, трех, цветов в помещении, для снижения зрительной и психической перегрузки в процессе труда [5, с.296].

Улучшение восприятия архитектурно-цветового пространства, в промышленной среде, достигаются при помощи светового решения. Естественное освещение играет большую роль на производстве, оно помогает повысить концентрацию, сохранить здоровье людей и снизить травматизм на рабочем месте [6]. При сочетании цветового и светового решений создается благоприятная социально-психологическая среда на промышленном производстве, улучшается трудоспособность и настроение. Искусственное освещение необходимо подбирать под цветовую гамму, то есть при холодных тонах — холодное освещение, и на оборот.

Архитектурно-художественные требования к колористическому решению помещений, и фасадов промышленных зданий, основываются на том, чтобы объемно-планировочное и цветовое решение внешнего, и внутреннего, пространства здания сочетались друг с другом, и окружающей средой, а цветовая архитектурно-пространственная композиция пространства производила нужное эмоциональное воздействие на работников производства. Только комплексная организация пространства на объемно-планировочном, композиционно-художественном и конструктивном уровнях организации здания, и активным использованием цвета, фактуры и освещения, позволяет оптимально, гармонично и полноценно разработать архитектурную композицию промышленного здания.

Литература:

  1. Ким, А. А.. Промышленная архитектура. — 2-еи зд. — М.: Стройиздат, 1988. — 244 с.
  2. Морозова, Е. Б. Архитектура промышленных объектов: прошлое, настоящее и будущее. — Минск: УП «Технопринт», 2003. — 316 с.
  3. Стасюк Н. Г., Киселева Т. Ю., Орлова И. Г. Основы архитектурной композиции. Учебное пособие. — М.: Изд-во Архитектура-С. 2004. — 96 с.
  4. Сергеев Н. Радиусные фасады — элемент архитектуры будущего. — 9-е изд. — М.: Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, 2012. — 51–52 с.
  5. Френсис Д. К. Чинь. Архитектура: форма, пространство, композиция. — М.: Астрель, 2010. — 432 с.
  6. Архитектурно-композиционные решения промышленных зданий // Библиотека Санкт-Петербургского университета высоких технологий. URL: http://tehlib.com/arhitektura/arhitekturno-kompozitsionny-e-resheniya/ (дата обращения: 13.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): цветовое решение, промышленное предприятие, окружающая среда, цвет, архитектурное пространство, промышленная застройка, промышленное здание, световое решение, цветовая гамма, цветовое восприятие.


Ключевые слова

цвет, промышленное предприятие, архитектурная колористика, цветовое восприятие

Похожие статьи

Цвет материала, психология его восприятия, возможности...

Непосредственное влияние на восприятие цветового решения имеет также солнечное

Причины, влияющие на восприятие цвета зависят от окружающей среды, то есть от света

На открытом пространстве цвет объекта в большей степени зависит от естественного...

Синтез функционально-пространственных и колористических...

Восприятие цвета — сложный психофизический процесс

Цветовое решение мебели и оборудования должно гармонично сочетаться с помещениями, поэтому ему характерны

При решении группы композиционных задач дизайнеру необходимо выявить и подчеркнуть за счет...

Анализ цветовых решений, используемых при формировании...

Удачное цветовое решение в оформлении торгового знака, упаковки товара и торгового зала привлекает покупателей. Многочисленные исследования показывают, что зрением поглощается 20 % цвета и света, а нервной системой — 80 %. Между восприятием человека и цветовым...

Особенности выбора цвета при разработке макетов наружной...

В данной статье рассматриваются особенности выбора цвета для наружной рекламы с учетом психологических особенностей восприятия цвета человеком, законов цветоведения и уровня социально-культурного развития потенциальных потребителей.

Роль цвета в быту и в трудовой деятельности | Статья в журнале...

Цвет — это результат физиологического воздействия на сетчатку глаза световых волн.

Окружающий мир предстает перед человеком в безграничном многообразии цвета, вызывая при

При создании оптимальной цветовой среды обитания человека должны учитываться ее...

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Цель: поиск цветовых решений, учитывая особенности использования и назначение упаковочной продукции, выявление параметров влияния цвета на психологию и физиологию человека. Методы исследования: поиск образа логотипа и его цветовое решение...

Разработка программного средства для выбора наиболее...

Визуальная средаокружающее пространство человека, ежедневно воспринимаемое через

Визуальная среда, в зависимости, от возникновения подразделяется на естественную и

Данная группа включает методы направленные на ограничение восприятия визуально...

Влияние визуальной среды на экологическую обстановку...

Окружающая человека среда оказывает существенное влияние на различные аспекты его жизнедеятельности, в том числе на физическое и психологическое здоровье, и его эмоциональное состояние.

Основы производственной эстетики | Статья в журнале...

Промышленный интерьер формирует и производственное оборудование.

Архитектурно-планировочному решению вспомогательных помещений необходимо уделять должное

Важными факторами среды являются цвет и свет. Цвет в производственной среде...

Похожие статьи

Цвет материала, психология его восприятия, возможности...

Непосредственное влияние на восприятие цветового решения имеет также солнечное

Причины, влияющие на восприятие цвета зависят от окружающей среды, то есть от света

На открытом пространстве цвет объекта в большей степени зависит от естественного...

Синтез функционально-пространственных и колористических...

Восприятие цвета — сложный психофизический процесс

Цветовое решение мебели и оборудования должно гармонично сочетаться с помещениями, поэтому ему характерны

При решении группы композиционных задач дизайнеру необходимо выявить и подчеркнуть за счет...

Анализ цветовых решений, используемых при формировании...

Удачное цветовое решение в оформлении торгового знака, упаковки товара и торгового зала привлекает покупателей. Многочисленные исследования показывают, что зрением поглощается 20 % цвета и света, а нервной системой — 80 %. Между восприятием человека и цветовым...

Особенности выбора цвета при разработке макетов наружной...

В данной статье рассматриваются особенности выбора цвета для наружной рекламы с учетом психологических особенностей восприятия цвета человеком, законов цветоведения и уровня социально-культурного развития потенциальных потребителей.

Роль цвета в быту и в трудовой деятельности | Статья в журнале...

Цвет — это результат физиологического воздействия на сетчатку глаза световых волн.

Окружающий мир предстает перед человеком в безграничном многообразии цвета, вызывая при

При создании оптимальной цветовой среды обитания человека должны учитываться ее...

Методы использования колористики в дизайн-проектировании

Цель: поиск цветовых решений, учитывая особенности использования и назначение упаковочной продукции, выявление параметров влияния цвета на психологию и физиологию человека. Методы исследования: поиск образа логотипа и его цветовое решение...

Разработка программного средства для выбора наиболее...

Визуальная средаокружающее пространство человека, ежедневно воспринимаемое через

Визуальная среда, в зависимости, от возникновения подразделяется на естественную и

Данная группа включает методы направленные на ограничение восприятия визуально...

Влияние визуальной среды на экологическую обстановку...

Окружающая человека среда оказывает существенное влияние на различные аспекты его жизнедеятельности, в том числе на физическое и психологическое здоровье, и его эмоциональное состояние.

Основы производственной эстетики | Статья в журнале...

Промышленный интерьер формирует и производственное оборудование.

Архитектурно-планировочному решению вспомогательных помещений необходимо уделять должное

Важными факторами среды являются цвет и свет. Цвет в производственной среде...

Задать вопрос