Проблемы физического и психического здоровья детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 16.05.2019

Статья просмотрена: 451 раз

Библиографическое описание:

Лада, А. Е. Проблемы физического и психического здоровья детей и подростков / А. Е. Лада. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 430-432. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59064/ (дата обращения: 25.04.2024).



Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны.

За последние 20 лет больше, чем в 10 раз возрос общий уровень заболеваемости наркоманиями в России. Количество взятых под наблюдение подростков с первичным диагнозом «наркомания» увеличилось в 2 раза, а с диагнозом «токсикомания» — в 3 раза. Число детей, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением алкоголя с 1995 года по 2016 год, увеличилось на 30 (на 100 тысяч человек). Число подростков с психическим расстройством непсихотического характера, состоящих на учете в ЛПУ на 100 тысяч в 1990 году было 680,8, в 2000 году — 484,8, а в 2016 году –601,0 [3].

Последние исследования в области здоровьесберегающих технологий в образовании показали, что проблемы здоровья и гендерной неадекватности прямо и тесно связанных [1]. «Фундаментальной медицинской наукой доказано, что десять основных форм хронической патологии, которые определяют сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от семьи и школы» [1]. По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их число увеличивается до 60–70 %. Основной причиной этих нарушений является школа, в которой ребенок проводит 70 % своего времени в течение 9–11 лет обучения [2].

Из приведенной статистики совершенно очевидно, что общество должно принимать срочные и эффективные меры по профилактике детского и подросткового суицида. Существующие меры по профилактике вообще девиантного и деликвентного поведения детей и подростков давно не соответствуют современным требованиям сохранения и поддержания демографического состава населения. В условиях экономической нестабильности родители часто вынуждены бороться за выживание, в то же время в соответствии с Законом об образовании школы стали не местом воспитания будущих граждан, а сферой предоставления образовательных услуг, СМИ переполнены сценами насилия, подрастающее поколение оказалось предоставлено самому себе. У них часто нет внутренней опоры, нет контакта и поддержки со стороны взрослых, поэтому для эффективной профилактики подросткового суицида требуется согласованная работа семьи и школы, которая должна быть регулярной и хорошо организованной, в ней не должно быть никакого формализма, иначе кроме вреда такого рода работа ничего не принесет.

Нестабильные социально-экономические условия привели к социально-экономическим трудностям семьи: неуверенности в завтрашнем дне, конфликтах на работе, усталости, эмоциональной неустойчивости. В совокупности с родительской некомпетентностью все эти трудности зачастую приводят к злоупотреблению алкоголем и снятию стрессов неконструктивными методами. Демографическое неблагополучие проявляется в уменьшении численности населения, наличия хронических заболеваний у большого количества детей, в сильном омоложении «женских» и «мужских» заболеваний.

Фундаментальной медицинской наукой доказано, что десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от семьи и школы. Все вышеназванные проблемы прямо связаны с социализацией детей [1].

Снижение психологической культуры межгендерных отношений привело к снижению психологической культуры семьи и ее воспитательной функции. Следствием этого стало снижение статуса семьи, увеличение количества разводов, усиление явлений беспризорности, безнадзорности, социального сиротства и девиантных тенденций среди детей и молодежи, что также отражается на здоровье населения.

Исследования характеристик супружеских семей показали, что структурный дисбаланс в семье влияет на стиль межличностного взаимодействия, адаптивные возможности семьи, на стабильность брака и структуру семей последующих поколений.

Часто будущие супруги просто не могут создать счастливую семью и необходимые условия для полноценного воспитания детей. Они утратили адекватные представления о материнской и отцовской ролях и о сущности семьи в целом. Не имея собственных представлений о благополучной семье, молодые люди неосознанно строят семью по модели родительской.

В процессе гендерной социализации произошло усиление маскулинных тенденций у девочек и фемининных у мальчиков, что было отмечено в ряде психологических исследований. Оба эти явления в последние два десятка лет привели к распространению такого явления, как унисекс. Унисекс проявляется не только в том, что девушки и юноши носят одинаковую мужскую одежду, а также в зависимости от табака, алкоголя и наркотиков, которые получают все большее распространение не только среди юношей, но и среди девушек. Как отражение искаженных межгендерных отношений унисекс приводит к тому, что девушки, следуя традициям маскулинности, стараются казаться «своими парнями» и плохо информированы о последствиях сексуальных контактов.

Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям, абортам или раннему материнству. Обследование молодежи показывает низкую осведомленность молодых людей по основным вопросам пола, что не только еще больше обостряет указанные проблемы, но и оказывает влияние на последующие поколения, т. к. нездоровые родители производят потомство нездоровое физически и психически. Неудачные любовные отношения в совокупности с ранней беременностью также могут вызвать суицидальное поведение.

В связи с этим особую актуальность приобретают усилия психологов и педагогов, направленные на развитие гендерной компетентности и психологической коммуникативной культуры вообще и в межгендерных отношениях в частности. Проблемы гендерного воспитания не могут решаться вне проблем коммуникативной компетентности, которые зачастую возникают задолго до подросткового возраста.

В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально- биологических, либо биосоциальных закономерностей.

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее особенности развития познавательной и личностной сфер мальчиков и девочек с функциональной специализацией полушарий головного мозга. Имеется мнение, что индивидуальные особенности функциональной межполушарной асимметрии базируются на генетических, врожденных, биологических факторах, заложенных еще до рождения ребенка. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает по-разному. Последнее положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и т. п.

В числе социально-психологических факторов, влияющих на психофизиологическое развитие детей, на формирование и реализацию их познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения, ведущими являются культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.

Культурные составляющие пола могут меняться, но они требуют соотнесения их с биологическим полом, иначе они теряют свой природосообразный смысл и могут лежать в основе дисгармонии развития ребенка.

В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу населению, экономике страны, социальной сфере и правопорядку [3].

В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (приказ Министерства образования РФ от 28.02.2000 г. № 619), одним из важнейших аспектов профилактики негативных явлений является внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ по вопросам формирования здорового образа жизни, который является лучшим средством профилактики многих заболеваний [4].

При этом стратегическим приоритетом является система позитивной профилактики, которая ориентируется на освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку ребенка или подростка и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения, в том числе и гендерного.

Таким образом, информируя ребенка и воспитывая в нем потребность в здоровом образе жизни, мы воспитываем самостоятельную личность, способную к реализации собственного потенциала.

В связи с этим особую актуальность приобретают усилия психологов и педагогов, направленные на воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными трудностями.

Многие проблемы развивающейся личности связаны с проблемами общения, в том числе и межгендерного.

Эти проблемы начинают формироваться задолго до подросткового возраста и начинаются с общих коммуникативных проблем. Ребенок, который не умеет общаться со сверстниками, вырастает сначала в подростка, а потом и взрослого, испытывающего чувство отчуждения от общества, которое может привести либо к глубокой изоляции, либо к девиантному поведению.

Литература:

  1. Базарный В. Школьный стресс и демографическая катастрофа России, — М.:, 2004
  2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. — М.:, 2004.

3. Обзор социальной политики в России. Начало 2000 — х г., М.:, 2007

4. Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. и перераб. — Саратов: Слово, 2001

Основные термины (генерируются автоматически): проблема, Россия, школа, число, хроническая патология, фундаментальная медицинская наука, усилие психологов, том, семья, связь, детородный потенциал, ребенок, подростковый суицид, подростковый возраст, подрастающее поколение, особая актуальность, здоровый образ жизни.


Похожие статьи

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Проблема сохранения здоровья и взращивания потребности в здоровом образе жизни у детей

В связи с этим школа должна приложить максимум усилий, чтобы...

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу. Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка.

Здоровый образ жизни и его влияние на организм...

Здоровые дети — важное условие счастливой семейной жизни.

Практика показывает, что образ жизни подрастающего поколения (если целенаправленно и

Естественно, оно будет полноценным, если детородные клетки отца не изменены ни анатомически, ни функционально.

Формирование ценностного отношения подростков...

Значительной проблемой остается увлечение подростков алкоголем, табаком, наркотиками.

Подростковый возраст является переходным этапом между поздним детством и ранней

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни

Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста

Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Вместе с тем подростковый возраст имеет важное значение для формирования различных навыков, необходимых в дальнейшей жизни.

В связи с этим развитие межличностных отношений в подростковом возрасте приобретает особую актуальность.

Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт...

Вопрос о возрасте начала полового воспитания в школах также неоднозначен и вызывает много

Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика

Проблема полового (сексуального) воспитания детей и подростков в современной России...

Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья...

Анализ эффективности медицинского обеспечения детей подросткового возраста

При этом число здоровых (I группа здоровья) среди детей младшего подросткового возраста

В то же время, число детей с хроническими болезнями достоверно выше среди сельских жителей...

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная...

Однако в первое десятилетие XXI в. репродуктивный потенциал девушек-подростков России имел устойчивые и преимущественно неблагоприятные

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное...

Исследование детерминанты здорового образа жизни среди...

Профилактика здорового образа жизни среди подростков и юношей.

Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа

в том числе путем систематического посещения профилакториев и формирования культуры здорового...

Похожие статьи

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

Проблема сохранения здоровья и взращивания потребности в здоровом образе жизни у детей

В связи с этим школа должна приложить максимум усилий, чтобы...

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста нужно уделить большое внимание этому процессу. Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка.

Здоровый образ жизни и его влияние на организм...

Здоровые дети — важное условие счастливой семейной жизни.

Практика показывает, что образ жизни подрастающего поколения (если целенаправленно и

Естественно, оно будет полноценным, если детородные клетки отца не изменены ни анатомически, ни функционально.

Формирование ценностного отношения подростков...

Значительной проблемой остается увлечение подростков алкоголем, табаком, наркотиками.

Подростковый возраст является переходным этапом между поздним детством и ранней

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

В связи с этим, проблема формирования здорового образа жизни

Вести здоровый образ жизни необходимо всегда, но в период подросткового возраста

Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

Вместе с тем подростковый возраст имеет важное значение для формирования различных навыков, необходимых в дальнейшей жизни.

В связи с этим развитие межличностных отношений в подростковом возрасте приобретает особую актуальность.

Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт...

Вопрос о возрасте начала полового воспитания в школах также неоднозначен и вызывает много

Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика

Проблема полового (сексуального) воспитания детей и подростков в современной России...

Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья...

Анализ эффективности медицинского обеспечения детей подросткового возраста

При этом число здоровых (I группа здоровья) среди детей младшего подросткового возраста

В то же время, число детей с хроническими болезнями достоверно выше среди сельских жителей...

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная...

Однако в первое десятилетие XXI в. репродуктивный потенциал девушек-подростков России имел устойчивые и преимущественно неблагоприятные

репродуктивное здоровье, ценностное отношение, здоровый образ жизни, подросток, подростковый возраст, репродуктивное...

Исследование детерминанты здорового образа жизни среди...

Профилактика здорового образа жизни среди подростков и юношей.

Подростковый возраст — это достаточно важный период для формирования здорового образа

в том числе путем систематического посещения профилакториев и формирования культуры здорового...

Задать вопрос