Разработка интерактивных заданий средствами ИКТ. Компьютерное тестирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 15.05.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Бережнова Е. Н. Разработка интерактивных заданий средствами ИКТ. Компьютерное тестирование // Молодой ученый. — 2019. — №20. — URL https://moluch.ru/archive/258/59045/ (дата обращения: 20.05.2019).

Препринт статьи



Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймёте.

Конфуций

В систему современного образования России уже прочно вошли информационные технологии. При этом существенно возросли требования, как к деятельности преподавателя, так и к организации и технологии проведения контроля текущих и итоговых знаний. Одной из актуальных задач считаю использование именно тестовых технологий, позволяющих объективно и быстро оценивать знания, умения и навыки учащихся. Почему именно тестовая технология? Это весьма очевидно: данная форма контроля используется в ЕГЭ и ОГЭ, ВПР. По мнению создателей данной технологии, оценка знаний выпускников получается достаточно объективной. И что очень важно: исключает субъективизм преподавателя.

ФГОС основного общего образования обращают особое внимание на систему оценки достижения планируемых результатов учащимися, и рассматривают её как один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов учащимися направлена на обеспечение качества образования и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и учащихся. Поэтому тестирование и в нашей школе стало надёжным инструментом эффективного способа проверки знаний. Я полностью солидарна с утверждением на главной странице сайта http://mytest.klyaksa.net/: «Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Одним из основных и несомненных его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста» [3].

Любой учитель в своей практической деятельности создаёт или создавал для своей работы свой тестовый банк. А вот «разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс» [3]. На протяжении нескольких лет успешно применяю в своей деятельности программу MyTest (MyTestX, MyTestXPro), разработанную Башлаковым Александром Сергеевичем ещё с 2003 года. «Версия MyTestX — это уже не одна программа, а мощный комплекс программ для подготовки и проведения компьютерного тестирования. С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявления уровня знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. MyTestX это — система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. Программа легка и удобна в использовании. Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают ее» [3].

В программе MyTestX можно работать с десятью типами заданий. А программа MyTestXPro усовершенствовала задание № 10, суть которого заключается в том, что необходимо вставить пропуски в предложениях текста. Данный тип задания используется при проведении ГИА в форматах ОГЭ и ЕГЭ.

Рассмотрим подробнее все типы заданий, используемых мною и успешно реализованных на примере темы «Гидросфера» по географии в 6-х классах. Данная тестовая работа переведена в бумажный вариант.

Одиночный выбор

Задание #1. Вопрос: Что не относится к водам суши?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) подземные воды

2) ледники

3) моря

4) озёра

Множественный выбор:

Задание #2. Вопрос: Определите два основных свойства океанической воды:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) температура

2) плотность

3) солёность

4) подвижность

Установление порядка следования:

Задание #3. Вопрос: Разместите океаны в порядке убывания их площади:

Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:

  1. Индийский
  2. Тихий
  3. Северный Ледовитый
  4. Атлантический

Установление соответствия:

Задание #4. Вопрос: Найдите соответствие объекта его описанию:

Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа:

1) Байкал

А. Самый большой остров

2) Анхель

Б. Самый большой полуостров

3) Гренландия

В. Самая полноводная река

4) Аравийский

Г. Самый высокий водопад

5) Амазонка

Д. Самое глубокое озеро

Указание истинности или ложности утверждений:

Задание #5. Вопрос: Определите верные и неверные утверждения, ответив да или нет.

  1. Главная причина образования приливов и отливов — притяжение и удаление Луны.
  2. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку, называется водоразделом.
  3. Воды, которые содержатся в водоносном слое, не перекрытом сверху водоупорными породами, называются межпластовыми.
  4. Река Волга впадает в Каспийское море.
  5. Озёра Ладожское и Онежское имеют тектоническое происхождение.

Ручной ввод числа:

Задание #6. Вопрос: Сколько граммов соли содержится в 3-х литрах воды Красного моря, если солёность его равна 42 промилле? (такой тип задания предложен в демоверсии экзамена по географии в 9 классе в формате ОГЭ).

Запишите число:

___________________________

Ручной ввод текста:

Задание #7. Вопрос:Участки суши, глубоко вдающиеся в океан или море, называются:

Запишите ответ:

__________________________________________

Выбор места на изображении:

Задание #8. Вопрос: Определите русло реки:

Перестановка букв:

Задание #9.Вопрос: Подземные воды, содержащие повышенное количество растворённых веществ и газов, называются:

Составьте слово из букв:

ИЫМАЛЕРЬЕНН -> __________________________________________

Да/Нет: (в программе MyTestXPro — вставить пропуски в предложениях).

Задание #10.Вопрос: Количество пресной воды на планете не сокращается, благодаря Мировому круговороту воды в природе:

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) Да

2) Нет

В наше время каждый учитель-предметник, владеющий компьютером и не являясь продвинутым пользователем, легко может составить свои тесты при помощи этой программы и успешно использовать их на уроках, постоянно редактируя по необходимости. В качестве эксперимента мною был организован и проведён учебный проект по географии в параллели 9-х классов по созданию итогового компьютерного теста по теме «Северо-Западный экономический район» с использованием данной программы. Класс был разбит на группы, каждая из которых проводила защиту своего созданного уникального продукта. Учащиеся легко справились с поставленной задачей. Результаты проекта превзошли мои ожидания. И что очень важно: такая форма проведения уроков вызвала живой интерес у учащихся.

Для большего удобства в программе имеется собственный текстовый редактор. И параметров в этой программе не мало! Вот только немногие из них: возможность использовать несколько вариантов постановки вопроса задания и вариантов ответа, «перемешивать задания и варианты ответов. Всё это создаёт возможность вариативности одной и той же проверяемой работы, а самое главное — значительно уменьшает возможность списывания при прохождении несколькими тестируемыми или повторном прохождении теста. В MyTestX можно использовать любую систему оценивания от 2-х до 100-бальной» [3].

Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов: обучающий, штрафной, свободный и монопольный. Использование обучающего режима «позволяет испытуемым самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать собственные меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля» [3].

Ещё в 2017г. мною было проведено анкетирование среди учащихся 6а, 6б, 6в, 6г классов (ныне 8-е классы) с целью выявления уровня сформированности навыков у них в выполнении заданий различных типов. Были получены следующие результаты:

Проанализировав данные опроса учащихся, можно сделать вывод, что данная форма проверки знаний учащихся эффективна и особенно при итоговом контроле. Ответы большинства учащихся на вопросы о трудности ответа, который заключается в знаниях предмета и проявление интереса к такой форме работы мотивирует последних на более глубокое и детальное изучение предмета. И очень важный момент — все учащиеся овладели навыком выполнения различных типов заданий.

По моему мнению, достоинства компьютерного тестирования явно преобладают. Тестовые технологии лучше решают определенный круг задач — это контроль теоретических знаний (терминов и определений) и стандартных действий — умение решать типовые задачи (которых в каждой дисциплине предостаточно). Тест незаменим при массовой проверке. При составлении заданий итогового теста по каждому изученному разделу использую весь инструментарий данной программы, что позволяет не дублировать проверяемый материал и типы заданий. Такие типы заданий, как: найти соответствие, установить последовательность, обозначить место на карте или рисунке, запись конкретного числа или слова не позволяет вариант угадывания, а предполагает только однозначный ответ, что и мотивирует учащихся получать прочные знания. Возможность не только редактирования, но и импорта заданий из других тестов, позволяет создать любое количество вариантов по одной теме, разделу, курсу.

Мною созданы тесты в двух вариантах по основным разделам всех курсов географии с пятого по девятый классы, а именно:

География. Начальный курс. 5 класс. Разделы:

– Что изучает география.

– Как люди открывали Землю.

– Земля во Вселенной.

– Виды изображений поверхности Земли.

– Природа Земли.

География. Начальный курс. 6 класс. Разделы:

– Виды изображений поверхности Земли.

– Строение Земли. Земные оболочки.

– Население Земли.

География материков и океанов. 7 класс. Разделы:

– Введение. Как люди открывали мир.

– Географическая карта.

– Земля — уникальная планета.

– Материки и океаны.

– Земля — наш дом.

География России. Природа и население. 8 класс. Разделы:

Пространства России.

Природа и человек.

– Обобщение и систематизация знаний. Итоговый контроль.

География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Разделы:

Географическое положение России. Географическое районирование России.

Хозяйство России.

Районы России.

Обобщение и систематизация знаний. Итоговый контроль.

По мнению Садвакасовой Э. М., Мансуровой Г. С., Заболотниковой Н. С., Ярыгиной С. В. переход образовательных учреждений к компьютерному тестированию отвечает запросам нового времени и компьютеризации системы образования. Данные инновационные формы позволяют измерять лучше и многограннее [1].

Данная программа является универсальной при проверке предметных и метапредметных знаний учащихся на любом уроке каждым учителем-предметником.

Литература:

  1. Садвакасова Э. М., Мансурова Г. С., Заболотникова Н. С., Ярыгина С. В. «Инновационные формы компьютерного тестирования» Костанайский медицинский Колледж, 2013.
  2. https://urokimatematiki.ru. Челнокова Оксана Васильевна. «Создание тестов различных видов для достижения новых образовательных результатов».
  3. http://mytest.klyaksa.net/ MyTestXPro — система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов.
  4. https://pandia.ru/text/82/445/49719–6.php Школа № 98. Сегодня и завтра. Часть XVIII ФГОС: обновление технологий обучения Школьный конкурс педагогических достижений «Профессиональные достижения учителя — условие лидерства школы» 2017–2018 учебный год.


Задать вопрос