Система государственных органов и иных субъектов, осуществляющих регулирование банковской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 15.05.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Друзь Е. П. Система государственных органов и иных субъектов, осуществляющих регулирование банковской деятельности // Молодой ученый. — 2019. — №20. — URL https://moluch.ru/archive/258/59014/ (дата обращения: 20.05.2019).

Препринт статьи



В статье рассматриваются основные аспекты системы государственных органов и иных субъектов, осуществляющих регулирование банковской деятельности.

Ключевые слова: государственные органы, регулирование, банковская деятельность, нормативные документы

Под регулированием банковской деятельности (банковским регулированием) следует понимать издание уполномоченными органами правовых актов, обязательных для исполнения всеми кредитными организациями, а также совершение юридически значимых действий, которые могут влиять на состав и структуру банковской системы [5].

На международном уровне важное место занимают Базельские соглашения, являющиеся обязательными для стран-участниц и отображающиеся в их нормативно-правовых актах. Данные соглашения разрабатываются Базельским комитетом, созданном в 1974 году, основной задачей которого считается разработка и внедрение стандартов в регулировании деятельности финансово-кредитных учреждений. В качестве основополагающих принципов при разработке указанных стандартов можно назвать следующие [6]:

а) банки должны быть равны в соблюдении стандартов и не должны иметь преимущества по отношению к другим;

б) банковское регулирование должно быть надежным [7].

Так, целью Базельского комитета является «формирование единообразного подхода к вопросам разработки стандартов деятельности финансово-кредитных учреждений и устранение недочетов и разногласий в банковском регулировании разных стран мира».

Что касается регулирования банковской деятельности в Российской Федерации, то оно, как и кредитное регулирование, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ [1], относится к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, только федеральный органы государственной власти уполномочены принимать решения в указанной сфере. Особое место среди них занимает Центральный банк Российской Федерации, который является юридическим лицом, обладающим государственно-властными полномочиями.

При осуществлении своих полномочий Центральный банк независим от других федеральных органов государственной власти (ст. 1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») [2]. Однако это не исключает его взаимодействия с этими органами по вопросам кредитно-денежной политики и развития банковской системы страны.

Так, во взаимодействии с Правительством РФ Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику (п. 1 ст. 4 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Это подтверждает и статья 15 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», где к полномочиям Правительства РФ отнесено обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики [3]. Таким образом, независимость Центрального банка следует признать относительной, поскольку экономическая политика государства не может быть эффективной без согласования основных ее элементов: финансовой и кредитно-денежной политики, поэтому «в долгосрочном плане политика Центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса Правительства». Соответственно, Правительство непосредственно влияет на регулирование банковской деятельности.

Более того, Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ (ст. 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). В частности, это проявляется в том, что Государственная Дума РФ вправе проводить парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей (ст. 5 указанного ФЗ), Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой (ст. 14 ФЗ), также Центральный банк ежегодно не позднее 15 мая предоставляет в Государственную Думу отчет Банка России (ст. 25 ФЗ) и др.

При этом Центральный банк взаимодействует и с федеральными органами исполнительной власти (министерствами, службами, агентствами), которые напрямую ответственны за реализацию правительственной экономической и денежно-кредитной политики.

В первую очередь к таким органам следует отнести Министерство финансов РФ, на которого возложены функции выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в сфере банковской деятельности и кредитной кооперации. А во взаимодействии с Центральным банком Минфин разрабатывает основные направления развития финансового рынка (п. 1 Положения о Министерстве финансов РФ) [4]. Так, являясь федеральным органом по управлению финансами в РФ, Минфин осуществляет функции, тесно связанные с деятельностью Банка России.

Важным направлением сотрудничества представляется и взаимодействие Центрального банка с Федеральной службой по финансовому мониторингу. К примеру, ими совместно осуществляется регулярное проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации доходов, полученных преступных путем, и финансирования терроризма (пп. 16.1 п. 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу).

Также, Центральный банк взаимодействует и с другими федеральными органами исполнительной власти, в т. ч. с Министерством экономического развития, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Федеральной антимонопольной службой и др.

Возвращаясь к Центральному банку как мегарегулятору российского финансового рынка [5], стоит отметить, что он обладает широким кругом полномочий государственно-властного характера, не являясь при этом государственным органом, соответственно, такие полномочия ему делегированы государством. На основании этого Банк России (с определенной долей условности) можно признать юридическим лицом публичного права.

По мнению В. Е. Чиркина к признакам юридического лица публичного права относятся следующие [5]:

1) является публично-правовым образованием;

2) имеет особое целевое назначение: реализация общественных интересов;

3) обладают полномочиями дискреционного характера (решения юридического лица публичного права, принимаемые им по усмотрению, но в пределах закона, распространяются на третьих лиц);

4) являются носителями прав и обязанностей публичного характера;

5) обладает имуществом, которое используется не для извлечения прибыли, иной хозяйственной деятельности, а для осуществления его полномочий (компетенции);

6) создается особым путем — не в порядке соглашения, учредительного договора и т. п., а путем использования распорядительного порядка (посредством издания нормативных актов);

7) несет ответственность не частного, а публично-правового характера;

8) в отношениях юридических лиц публичного права в той или иной мере и форме присутствует иерархическое начало.

Так, Банк России соответствует всем основным признакам юридического лица публичного права. Однако в связи с тем, что такого понятия нет нормативных правовых актах, а в теории оно является весьма дискуссионным, относить Центральный банк РФ к такому виду юридического лица следует лишь условно. Следовательно, более корректно определять Банк России как специализированный орган власти с широкими полномочиями в сфере публичного финансового управления, а также урегулирования хозяйственных операций и гражданского оборота.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — С. 4398.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 28. — С. 2790.
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51. — С. 5712.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (ред. от 14.04.2017) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — С. 3258.
  5. Финансовое право: учебник / А. Р. Батяева, К. С. Бельский, Т. А. Вершило и др.; отв. ред. С. В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2011. — С. 615.
  6. Базельский комитет по банковскому надзору. [Электронный ресурс]. — Режим доступа URL: http://insiders.com.ua/spravochnik/bankovskie-terminy/bazelskij-komitet-pobankovskomu-nadzoru.
  7. Никулина О. В., Броварец А. К. Международное регулирование банковской деятельности: участие Базельского комитета в регулировании деятельности коммерческих банков / О. В. Никулина, А. К. Броварец // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2017. — № 1 (19). — С. 245.


Задать вопрос