Методические рекомендации по проведению занятий в вузах на тему «Трагедия Гете «Фауст» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 21.05.2019

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Ашурова, Ш. Ш. Методические рекомендации по проведению занятий в вузах на тему «Трагедия Гете «Фауст» / Ш. Ш. Ашурова, М. Б. Широва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 458-460. — URL: https://moluch.ru/archive/258/58981/ (дата обращения: 25.04.2024).



Германия ХVIII в. выдвинула немало гениальных людей, благодаря которым немецкая культура приобрела мировое значение. В области музыки это Моцарт и Бетховен. В области философии — Кант, Гегель. Литература выдвинула таких гигантов, как Лессинг, Шиллер, Гёте.

Величайшей эпопеей предстает история исканий Фауста, нашедшего в конце долгого и трудного пути “конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы-,

Кто каждый день за них идет на бой!

“Фауст” Гете является одним из немногих произведений зарубежной литературы, включенных в программу филологических факультетов в вузах. Задачей учителя является раскрыть перед учащимися идейное богатство и художественное своеобразие этого величайшего произведения, созданного гением Гете.

Перед учителем, приобщающим учащихся к произведениям зарубежной классики — будь то “Гамлет” Шекспира, “Гобсек” Бальзака, “Дон Кихот” Сервантеса и др. стоит немало сложных проблем. Но наиболее сложным, философичным из всех произведений школьной программы является “Фауст” — одно из значительнейших произведений мировой литературы.

Начальным этапом в изучении “Фауста” может стать общая характеристика творчества Гете, определение его места в немецкой и европейской просветительской литературе.

Следует обратить внимание на форму произведения, соединяющую в себе драму, лирику и эпос. Написанное в форме диалогов и монологов персонажей, оно разбито на отдельные сцены, подобно драмам. Речи персонажей нередко подобны лирическим стихотворениям. Обширность действия придает “Фаусту” эпический характер.

Гете соединил в себе и умственные, и эстетические стремления своего времени и высшим выражением этого явился его “Фауст”.

Первый урок целесообразно провести в форме лекции учителя. В ней необходимо кратко охарактеризовать эпоху Просвещения в Германии и рассказать о Гете как крупнейшем представителе немецкой литературы этого периода. При этом следует с акцентировать внимание на трагедии “Фауст”, отразившей идейные и художественные искания писателя на протяжении всего его творческого пути. Для более углубленного знакомства с личностью выдающегося писателя следует порекомендовать учащимся почитать книгу Эккермана “Разговоры с Гете”. В ней изложены заметки человека, хорошо знакомого с духовным миром поэта, в высшей степени способного воспринимать гетевские идеи и своей книгой стремившегося словно бы воздвигнуть ему памятник.

Вопрос о смысле и цели человеческой жизни составляет основную тему произведения. Фауст стремится к постижению смысла жизни посредством активного участия в ней, ибо жизнь познают лишь люди, принимающие в ней деятельное участие, готовые отдать себя борьбе за насущные потребности и интересы.

Второй урок следует посвятить комментированному чтению основных глав трагедии.

В “Прологе на небе” необходимо разъяснить смысл спора между Господом и Мефистофелем. В их споре выявляются два противоположных взгляда на человека. Мефистофель считает людей ничтожными существами. Люди настолько испорчены и так по — варварски относятся к природе, к жизни, что дьяволу нет необходимости творить зло на земле.

С точки зрения Мефистофеля Фауст — безумный мечтатель, желающий невозможного, и его можно легко сбить с пути.

В отличие от Мефистофеля Господь считает человека великим созданием, величие его заключено в разуме. Бог уверен, что положительные качества в Фаусте сильнее любых низменных соблазнов.

В трагедии противопоставлены две жизненные концепции — оптимизм и пессимизм, созидание и разрушение. Она пронизана гетевской мыслью о ценности реальной жизни. Эта мысль отчетливо проявляется в сцене “Рабочая комната Фауста”. В жизни Фауста его договор с Мефистофелем становится важнейшим моментом. Заключив пари с Мефистофелем, он уверен, что будет вечно стремиться истине, никогда не успокаиваясь на достигнутом, никогда не воскликнет слова: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!”.

В “Фаусте”, отличающемся глубокой философичностью есть эпизоды, способные глубоко взволновать учащихся. Это сюжетная линия, связанная с “трагедией Маргариты”.

Фауст покорил Маргариту своим умом. Девушка, проникнутая предрассудками своей среды, принимающая мир таким, каков он есть, из речей Фауста узнает о существовании неведомого ей широкого мира, мира мысли.

В процессе третьего урока можно выяснить степень усвоения учащимся основных моментов первой части трагедии. Затем, для более полного впечатления о «Фаусте», учителю следует обратиться к заключительной сцене второй части трагедии. Кратко изложив основные этапы исканий героя, следует с акцентироваться на мысли о том, что Фауст увидел смысл человеческой жизни в созидательном труде на благо миллионов людей, в борьбе за лучшие идеалы человека. В этом и заключалась та истина, которую искал Фауст на протяжении всей своей долгой жизни.

Следует обстоятельно прокомментировать предсмертный монолог Фауста, подтвердить текстом момент обретения Фаустом истинной цели жизни. Необходимо заострить внимание на том, что Фауст, переживая «прекрасное мгновенье», мысленно обращается к будущему. Следовательно, он не остановился в движении вперед, не отказался от высоких идеалов, а поэтому, победа на его стороне.

Прославлением силы и величия человеческого разума заканчивает Гете свое великое творение, которое можно поставить в один ряд с лучшими шедеврами классической литературы.

Литература:

  1. «Добро и зло в трагедии И. В. Гете «Фауст» П. А. Горохов, Вестник Оренбургского ГУ — 2000
  2. «История о Фаусте и черте» М.Письменный, «Детская литература» Москва — 2010
Основные термины (генерируются автоматически): жизнь, часть трагедии, человеческая жизнь.


Похожие статьи

Судьба Людвига Ван Бетховена | Статья в журнале...

В жизни Бетховена было много испытаний: тяжелое детство, раннее сиротство, годы мучительной борьбы с болезнью, разочарования в любви и предательство близких. Но чистая радость творчества и уверенность в собственном высоком предназначении помогли...

Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах...

Гармоничная жизнь людей не предусматривает восхваление собственной личности, освобождение от ближних.

Винниченко пытался показать трагедию человека, который не смог сориентироваться в жизни и, руководствуясь ложными ценностями, пренебрег...

Трагическое и комическое в произведениях Шекспира

Трагедии Шекспира питают конфликты личности с бесчеловечным жизнеустройством, противоречия, от решения которых зависит будущее общества. Шекспир, осмысливая жизнь, обобщая ее ведущие тенденции, не стремится воспроизвести бытовые детали.

Специфика страдания Аркадия Ивановича Свидригайлова и Петра...

С развитием антропоцентризма возрастает интерес ученых к исследованию человеческих эмоций.

Свидригайлова и Раскольникова объединяет одна теория. Жизнь Раскольникова показывает возникновение, развитие, проверку теории, её выбор или отрицание.

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

Экзистенциализм — философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, ставящее проблемы смысла жизни, отношения человека к смерти и абсурдности бытия.

Трактовка проблем античной трагедии в контексте времени...

Как часто в нашей жизни случаются трагедии? Думаю, у каждого была и есть своя маленькая трагедия. Что же, «c’est la vie». Однако наблюдать трагедии мы можем не только в жизни, но и на сцене. Этот жанр зародился в Древней Греции из культовых обрядов богу Дионису.

Ветхозаветная книга Иова и трагедия Гете...

Жизнь героя не представляет никакой ценности для сатаны, он полон презрения к человеку («кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него, но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его

1. Гете, И. В. Фауст: трагедия/ И. В. Гете. — М.: Эксмо, 2008.

Vox populi vox Dei (манифестация совести в главных образах...)

«Жан-Кристоф» — это и «героическая жизнь», «жизнь великого человека», и «трагедия веры». Исповедь короля и королевы в трагедии

Это разочарованный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, переживающий трагедию одиночества и затем неудачной любви.

Кино — это неотъемлемая часть жизни современных подростков.

В современной жизни активно используются интернет и новейшие технологии. Молодые люди значительное количество времени проводят в социальных сетях. Виртуальная жизнь начинает заменять реальную действительность. Чтобы привлечь аудиторию, в сети проводится...

Философия киноработ Федерико Феллини | Статья в журнале...

Однако жизнь жестока к заблудшей душе. Большая мечта Кабирии очередной раз

Любая история, рассказанная Феллини — это глубокий психологический анализ человеческой сущности.

Совокупность этих элементов создает зрелищную картину жизни, той жизни...

Похожие статьи

Судьба Людвига Ван Бетховена | Статья в журнале...

В жизни Бетховена было много испытаний: тяжелое детство, раннее сиротство, годы мучительной борьбы с болезнью, разочарования в любви и предательство близких. Но чистая радость творчества и уверенность в собственном высоком предназначении помогли...

Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах...

Гармоничная жизнь людей не предусматривает восхваление собственной личности, освобождение от ближних.

Винниченко пытался показать трагедию человека, который не смог сориентироваться в жизни и, руководствуясь ложными ценностями, пренебрег...

Трагическое и комическое в произведениях Шекспира

Трагедии Шекспира питают конфликты личности с бесчеловечным жизнеустройством, противоречия, от решения которых зависит будущее общества. Шекспир, осмысливая жизнь, обобщая ее ведущие тенденции, не стремится воспроизвести бытовые детали.

Специфика страдания Аркадия Ивановича Свидригайлова и Петра...

С развитием антропоцентризма возрастает интерес ученых к исследованию человеческих эмоций.

Свидригайлова и Раскольникова объединяет одна теория. Жизнь Раскольникова показывает возникновение, развитие, проверку теории, её выбор или отрицание.

Экзистенциальная проблематика повести А.Камю «Посторонний»

Экзистенциализм — философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, ставящее проблемы смысла жизни, отношения человека к смерти и абсурдности бытия.

Трактовка проблем античной трагедии в контексте времени...

Как часто в нашей жизни случаются трагедии? Думаю, у каждого была и есть своя маленькая трагедия. Что же, «c’est la vie». Однако наблюдать трагедии мы можем не только в жизни, но и на сцене. Этот жанр зародился в Древней Греции из культовых обрядов богу Дионису.

Ветхозаветная книга Иова и трагедия Гете...

Жизнь героя не представляет никакой ценности для сатаны, он полон презрения к человеку («кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него, но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его

1. Гете, И. В. Фауст: трагедия/ И. В. Гете. — М.: Эксмо, 2008.

Vox populi vox Dei (манифестация совести в главных образах...)

«Жан-Кристоф» — это и «героическая жизнь», «жизнь великого человека», и «трагедия веры». Исповедь короля и королевы в трагедии

Это разочарованный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, переживающий трагедию одиночества и затем неудачной любви.

Кино — это неотъемлемая часть жизни современных подростков.

В современной жизни активно используются интернет и новейшие технологии. Молодые люди значительное количество времени проводят в социальных сетях. Виртуальная жизнь начинает заменять реальную действительность. Чтобы привлечь аудиторию, в сети проводится...

Философия киноработ Федерико Феллини | Статья в журнале...

Однако жизнь жестока к заблудшей душе. Большая мечта Кабирии очередной раз

Любая история, рассказанная Феллини — это глубокий психологический анализ человеческой сущности.

Совокупность этих элементов создает зрелищную картину жизни, той жизни...

Задать вопрос