В данной статье рассматриваются основные этапы становления и развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) в России в ретроспективе. Изложены основные идеи несостоятельности должника с допетровских времен и в дореволюционный период. Освещены этапы развития института несостоятельности, включая современный период.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, конкурсный процесс, конкурсное производство, нормативно-правовое регулирование.
The basic stages of making and development of legislation of bankrupt in Russia in retrospective are considered in this article. The basic ideas of bankrupt of debtor since the time before peter the great and pre-revolution period are written here. Also the stages of development of the institute of bankrupt including the modern period of time are considered here.
Keyword: insolvency, bankruptcy, competitive process, bankruptcy proceedings, legal regulation
Тема несостоятельности (банкротства) достаточно актуальна на современном этапе и обусловлена значимостью правового регулирования несостоятельности (банкротства) в связи с тем, что оно направлено, главным образом, на восстановление платежеспособности должника и справедливое соразмерное удовлетворение требований всех кредиторов.
Несостоятельность (банкротство) является одной из древнейших экономических и юридических категорий, которые были известны еще правовой системе Древнего Рима, так как банкротство с древнейших времен предполагало стечение требований нескольких кредиторов к одному и тому же должнику. Данный институт повсеместно выступал в качестве одного из ключевых регуляторов происходящих в обществе экономических процессов, обеспечивая тем самым стабильность и устойчивость хозяйственного оборота.
История законодательства о несостоятельности (банкротстве) в России ведет свое начало с XVIII века и в своем развитии прошла несколько этапов, обладающих рядом особенностей, которые предопределялись характером развития российского общества. В связи с этим становление института банкротства можно подразделить на дореволюционный, советский, современный. Несмотря на то, что в странах Европы становление института несостоятельности возникло гораздо раньше, чем в России, стоит отметить, что элементы нормативно-правовых основ несостоятельности, направленные на регулирование конкурсных отношений, содержатся в Русской Правде, Псковской Судной грамоте, Судебниках XV-XVI вв., Соборном уложении 1649 г.
Так, в одном из древнейших отечественного права Русской Правде, статьях 68 и 69 отражены постановления о несостоятельности купцов, которые раскрывают понятия несостоятельности дворян, произошедшей по вине должника, указаны способы ее предупреждения, описывается порядок распределения имущества должника между кредиторами.
Судебник Ивана III, датированный 1497 годом, содержит постановление, в котором указывается возможность выдачи должника кредитору с целью продажи его имущества для предотвращения наступления несостоятельности ответчика.
В Русской Правде, одном из основных письменных источников и более раннем источнике русского права, датированном 1016 годом, содержался подход к несостоятельности, который был использован в Российском Соборном уложении. Менялись только первенствующие значения, усложнялось и расширялось само нормативно-правовое регулирование.
Таким образом, законодательство допетровской эпохи не было целостным, в нем отсутствовало правовое регулирование экономических отношений, вследствие чего принципы конкурсного процесса не были закреплены и не имели системного характера.
Изменение экономической ситуации в стране в конце XVII и начале XVIII породило проблемы, связанные с отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы банкротства. Данный период развития отечественного конкурсного права имел три направления: иностранное, национально-самобытное и канцелярско-кодификационное. Иностранное направление проявлялось в применении и приспособлении иностранных конкурсных законов к российским особенностям. Проблема заключалась лишь в том, что такая адаптация могла быть актуальной лишь в торговых конгломератах, где имелись иностранные кредиторы: если участники конкурсного производства не были подданными иного государства — применение норм иностранного права становилось невозможным. На смену иностранного права пришло право национально-самобытное, получившее свое закрепление в Купеческом уставе 1727 г. и Указе 1736 г., в соответствии с которым должник передавался кредитору для полного погашения долга. Фактически, такое несовершенство законодательства дало толчок к развитию третьего направления в российском конкурсном праве — канцелярско-кодификационного, в котором были разработаны конкурсные уставы, внесшие значительный вклад в регулирование конкурсных отношений в дореволюционной России: Устав о банкротах 1800 г., а после него Устав о несостоятельности 1832 г.
Стоит отметить, что в целом российская законодательная база о банкротстве в XIX в. имела разрозненный и сложный характер, но в тоже время законодательство о несостоятельности представляло собой систему правовых норм, отвечающую требованиям одной из передовых экономик мира в начале XX в. — российской экономики. Кроме того, научные труды отечественных цивилистов дореволюционного периода представляют собой образец полноты и глубины научного исследования.
Таким образом, в дореволюционный период, по мнению цивилистов права, институт несостоятельности представлял собой важный элемент торгового процесса и относился к конкурсному праву, так как обладал комплексным характером, включая в себя элементы, как частного, так и публичного права. Прежде всего, это связано с применением совокупности норм, регулирующих отношения несостоятельного должника и кредиторов по соразмерному удовлетворению требований последних за счет имущества должника в определенной законом последовательности, в то время как конкурсный процесс, по мнению В. Ф. Попондопуло, представлял собой институт публичного права, определяя непосредственно порядок судебного дела о банкротстве [8].
Совершенствование конкурсного законодательства велось вплоть до революции 1917 года, после которой было прекращено действие всех дореволюционных правовых актов. Данный период являлся первым этапом развития российского законодательства о несостоятельности.
После свершения революции начался второй этап развития отечественного законодательства о несостоятельности — советский. Данный период достаточно непродолжительный, так как уже с 1930 годов правоотношения, связанные с несостоятельностью, не регулировались. Институт несостоятельности на протяжении нескольких десятилетий не получал своего развития в силу своей неактуальности.
Третий этап развития института несостоятельности — современный –начался с внедрением рыночной экономики в нашей стране. По сути, конкурсное право в Российской Федерации началось с опубликования 14 июня 1992 г., Указа Президента РФ № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур». Указанный нормативно-правовой акт являлся законодательной основой поддержки государственных предприятий, оказавшихся банкротами, а также своей целью имел обеспечение наиболее эффективного использования государственного имущества, защиту прав и интересов государства, кредиторов и трудовых коллективов несостоятельных предприятий. Указ не был проработан и содержал достаточное количество ошибок и неточностей. Именно поэтому на смену Указу Президента 19 ноября 1992 г. был принят более актуальный и содержательный Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», целью которого была подготовка предприятий к рыночной экономике. В данном законе была предпринята попытка регулирования вопросов несостоятельности в российских условиях. Однако, как показала практика, несмотря на приобретаемый опыт и навыки в практическом управлении предприятий-должников, ввода арбитражных управляющих и пополнения судебной практики, при всей сыгранной положительной роли в становлении конкурсного права, данный закон не был совершенным.
Пересмотр законодательства о несостоятельности (банкротстве) стал следующим шагом в развитии института несостоятельности. 8 января 1998 г. Государственной Думой Федерального собрания РФ был принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Юридическая категория мер по предупреждению банкротства давно известна мировой и отечественной юридической науке и используется при построении нормативных конструкций регулирования отношений по банкротству, тем самым не являясь новым правовым изобретением. Меры по предупреждению банкротства в современной российской истории в общем виде были закреплены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В истории отечественного законодательства впервые было предпринято включение в массив нормативных актов о банкротстве отдельной группы норм, регулирующих меры по его предупреждению. До недавнего времени российское законодательство не предусматривало возможности использования подобного рода процедур. Это был новый концептуальный подход к дальнейшему развитию законодательства о банкротстве, учитывающий потребности современных условий развития российской экономики. Указанный закон преследовал своей целью устранить существующие недостатки и выработать более строгий системный подход к проблеме несостоятельности (банкротства). В законе были изменены все основополагающие положения ранее действующего законодательства, которые регламентировали критерии, внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства. Одним из существенных недостатков закона являлось отсутствие гарантий интересов должника от криминального банкротства, что привело в дальнейшем к деформации функций института несостоятельности, и, как следствие, к изменению его социального назначения.
Таким образом, вышеизложенные недостатки закона привели к неотложному реформированию законодательства о несостоятельности и 26 октября 2002 года был принят ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором более полно урегулированы общественные отношения в сфере банкротства и исправлены некоторые недостатки [1].
Новшеством в законодательстве является институт конкурсного права, в котором достаточно полно раскрыта процедура финансового оздоровления, определены основания возбуждения дел о банкротстве, обязательность судебной проверки обоснованности требований заявителя к должнику; переход от конкурсного производства во внешнее управление; саморегулируемые организации арбитражных управляющих; замещение активов должника; особенности несостоятельности (банкротства) стратегических организаций и субъектов естественных монополий и некоторые другие.
1 октября 2015 года вступили в силу поправки к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ о банкротстве физических лиц. Данные изменения имеют ряд положительных моментов в прохождении личного банкротства физического лица. Одно из них заключается в точном формулировании процедуры урегулирования вопросов с кредиторами. Физическому лицу дается возможность прекращения долгового бремени и аннулировании долгов, которые в рамках проведения процедуры банкротства невозможно закрыть в свет распроданного с торгов имущества.
Банкротство представляет собой цивилизованный способ урегулирования долговых проблем, что является главным достоинством решения вопроса в случае незаконных действий коллекторов или неправомерных действий кредитора. Помимо этого, процедура реализуется в судебном порядке, что служит дополнительным механизмом правовой защиты прав и интересов гражданина-должника.
Неоднозначность процедуры банкротства, по крайней мере, в том виде, в котором она существует сейчас, легко прослеживается по статистическим данным. На фоне очень большого количества физических лиц и индивидуальных предпринимателей, чье финансовое положение подпадает под признаки банкротства, проходить процедуру решаются единицы. Не демонстрируют заинтересованности в инициировании судебного процесса о несостоятельности должника и кредиторы, даже банковская сфера, где сосредоточены, пожалуй, главные обязательства граждан-должников. Однако, за три года существования процедуры личного банкротства — 2018-й — продемонстрировал ощутимый рост числа судебных решений о признании граждан несостоятельными — в 1,5 раза, до 43984, следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве [9]. Количество завершенных процедур реализации имущества увеличилось в 1,7 раза, до 21358, а объем выплат кредиторам — в 3 раза, до 5,185 млрд рублей. По данным Судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ в I полугодии 2018 года суды рассмотрели 15,3 тыс. дел о банкротстве граждан (остаток неоконченных дел — 47,7 тыс.). Это наполовину больше, чем за аналогичный период 2017 года (тогда было рассмотрено 10 тыс. дел, остаток составлял — 33,7 тыс. дел). Тем не менее, принятие данного закона положительно сказывается на решении вопроса о банкротстве физических лиц [9].
Итак, в новейшей истории России правовое регулирование несостоятельности (банкротства) можно назвать одним из самых активных законотворческих направлений. Подобная активность обуславливается, с одной стороны, сложностью и социально-экономической значимостью предмета правового регулирования, с другой стороны — имеющими место серьезнейшими ошибками, позволяющими неэкономическими способами перераспределять рычаги управления собственностью.
Литература:
- О несостоятельности (банкротстве)»: Федеральный закон от 26 окт. 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 2 июня 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 43, — ст. 4190.
- Алфёрова Л. М. Конкурсная правосубъектность должников — физических лиц: особенности реализации отдельными категориями граждан. дис.... канд.юрид.наук. М. 2017–2018 с.
- Банкротство. Правовое регулирование: науч.-практ. пособие / В. Ф. Попондопуло. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2018. — 432 с.
- Бойкова А. В. Модернизация института несостоятельности (банкротства): теория, методология, практика. Место и роль процедуры наблюдения: монография / А. В. Бойко; Федеральное агентство по образованию, Тверской гос. техн. ун-т. — Тверь: Тверской гос. техн. ун-т, 2010. — 103 с.
- Бойкова А. В. Модернизация института несостоятельности (банкротства): теория, методология, практика. Место и роль процедуры наблюдения: монография / А. В. Бойко; Федеральное агентство по образованию, Тверской гос. техн. ун-т. — Тверь: Тверской гос. техн. ун-т, 2010. — 103 с.
- Кузнецов С. А. «Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): Монография» — «Инфотропик Медиа», 2015
- Мантатова Т. Е. Конкурсное производство как процедура несостоятельности (банкротства) юридических лиц: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Мантатова Т. Е.; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. — М., 2007; [Электронный ресурс]. — URL: http://www.izak.ru/files_doc/ref20.doc (21.10.09).
- Попондопуло В. Ф. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей. СПб., 2001. С. 26.
- Электронный ресурс: https://fedresurs.ru/ — Федеральный ресурс: Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов юридической деятельности. ОБЗОР: Граждане распробовали банкротство. Итоги 2018 года. Дата публикации 14.01.2019 г.