Взаимодействие как необходимое условие трансформации государства в социально ответственный инструмент общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 453 раза

Библиографическое описание:

Мардышкина, П. Р. Взаимодействие как необходимое условие трансформации государства в социально ответственный инструмент общества / П. Р. Мардышкина, В. А. Антошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 222-226. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58839/ (дата обращения: 24.04.2024).



Необходимость взаимодействия власти с населением обусловлена самой природой и сущностью власти потому, что власть в широком значении данного слова — это способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии (авторитет, силу, традиции, закон, техники манипуляции сознанием и т. д.). При определении власти следует учитывать множественность её проявлений и многоаспектность научных подходов к её анализу.

Право населения на взаимодействие с органами государственной власти закреплено в высшем законе Российской Федерации — Конституции РФ.

В ст. 32 Конституции РФ указано, что «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 1–3)» [3].

В Конституции также закреплено право населения на обращения в органы законодательной власти.

В статье 33 Конституции сказано: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления», Закрепленное право на взаимодействие с органами государственной власти призвано систематизировать и интенсифицировать контроль народа за деятельностью государственных и общественных органов, способствовать противодействию бюрократизму и другим недостаткам и слабым сторонам в их работе» [3].

Необходимость взаимодействия власти и населения обусловлено самой природой и сущностью власти.

Единого определения власти внауке не существует; подходы к определению и анализу феномена власти отличаются многоаспектностью, что обусловлено, в свою очередь, множественностью проявлений власти.

Власть внаиболее широком значении — это осуществление субъектом своей воли путем использования различных ресурсов и технологий (авторитет, сила, традиции, закон, техники манипуляции сознанием и т. д.).

Рассмотрим особенности взаимодействия с населением на уровне законодательной власти.

Законодательная власть представляет собой ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих различные стороны жизни общества. Также к прерогативам законодательной власти относится принятие бюджета страны и осуществление контроля над ним.

Важнейшим органом законодательной власти на современном этапе развития общества является парламент.

Современный парламент — это государственный представительный орган, обладающий всей полнотой законодательной власти, отвечающий за разработку и принятие законов. Парламент как избираемый орган народного представительства является одним из наиболее значимых элементов демократического механизма власти.

Выделяют следующие функции государственной власти:

«а) формирование и развитие системы законодательства через разработку и принятие законов;

б) представительство большинства населения. Кроме этого к полномочиям законодательной власти относятся контрольные и учредительные функции, но первые признаются наиболее важными» [6, C. 72].

Как уже было отмечено выше, власть, возникая в обществе, имеет в своей основе социальную природу. Существование общества без власти не представляется возможным, поскольку такое общество изначально бы несло в себе дезорганизующее начало, было бы неизбежно обречено на саморазрушение. Власть, в свою очередь, призвана установить единые для всех правила поведения, урегулированные законами и иными нормативно-правовыми актами, что, в свою очередь, позволяет достичь баланса интересов, урегулировать взаимоотношения и взаимодействие между социальными субъектами, защищая тем самым общество от дезорганизации, хаоса и распада.

В силу сложности механизма власти целесообразно рассматривать ее в разных аспектах:

– как функционирование определенных институтов — как государственных, так и общественных;

– как сложную многоплановую систему, включающую в себя всю совокупность средств и методов властного воздействия;

– как процесс осуществления деятельности субъектов власти;

– как результаты (последствия) деятельности органов власти по реализации своих полномочий и исполнению возложенных законодательством функций.

Общество на современном этапе своего развития переживает процесс переосмысления взаимного влияния граждан и государства, которое можно обозначить как взаимодействие. Стремительное усовершенствование новых технологий и повышение общего уровня образованности в обществе обусловило повышение требований населения к органам власти. Ответом государства на этот вызов со стороны граждан является поиск эффективных инструментов и механизмов управления обществом с целью максимального удовлетворения растущих потребностей различных слоев населения.

Поскольку механизм взаимодействия изначально заложен в природе власти, рассмотрим основные научные подходы к определению ее природы.

В поведенческом подходе представлена трактовка власти как особенной сущности, основным субъектом которой является отдельная личность. Сущность власти, согласно мнению представителей данного подхода, представляет собой локализованную энергию, обеспечивающую законопослушное поведение граждан; в основе природы власти лежат биологические и психические особенности человека как её носителя.

В социологическом подходе власть рассматривается в контексте социального взаимодействия между ее субъектами.

Система взаимоотношений «человек — власть» требует пристального внимания. Как отмечает В. А. Рубанов, властные отношения — это целостная система, ведущими компонентами которой «выступают ее субъекты и объекты. Взаимодействия субъектов и объектов реализуются через прямые и обратные коммуникационные связи. Целевые установки, задачи составляют содержание прямых связей, а информация о результатах взаимодействия субъектов и объектов социального менеджмента поступает через обратные связи» [5].

Итак, на современном этапе развития общества существование власти не представляется возможным как без прямых, так и без обратных связей. В связи с этим, на наш взгляд, именно социологический подход, рассматривающий обратную связь как сущностную характеристику власти, целесообразно принять за основу изучения взаимодействия законодательной власти и населения.

Эффективность и результативность взаимодействия власти с населением обусловлена множеством факторов, что позволяет классифицировать их по различным основаниям. Так, Е. Н. Заборова выделяет следующие группы факторов.

  1. Средовые факторы — совокупность факторов, лежащих в основе среды, в которой население проявляет свою гражданскую активность. Эта группа представлена широким многообразием факторов, подразделяющихся, в свою очередь, на ряд подгрупп — исторические, экономические, политические, социокультурные, поведенческие и др. Характерной чертой факторов, принадлежащих к данной группе, является их изменчивость. Следовательно, в различных условиях они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на взаимодействие законодательной власти с населением.
  2. Психологические факторы. По мнению Е. Н. Заборовой, у подавляющей части населения отсутствует мотивация к взаимодействию с органами власти. Исследователь описывает различные причины скептического отношения граждан к возможности диалога с властью. Первое место среди них занимает уверенность в людей в том, что от них ничего не зависит, их попытки вступить во взаимодействие с властными структурами все равно не изменят жизнь к лучшему. Также непрерывному и конструктивному диалогу органов власти и населения мешает поглощенность людей индивидуальными материальными и социальными проблемами. Такие взгляды и установки– «результат исторической практики функционирования власти, когда власть различными способами легко добивалась того, что хотела и роль отдельного рядового человека действительно была несущественной». Е. Н. Заборова обоснованно утверждает, что «для отношений с властью характерна слабость диалога власти и народа, отсутствие опыта отстаивания собственных интересов через коллективные формы. Более популярны индивидуальные контакты (например, административные жалобы)» [1, C. 43].

Для современного этапа развития общества характерны следующие типы взаимодействия органов законодательной власти с населением:

– очное обслуживание (личное обслуживание граждан). За очное обслуживание граждан отвечают центры обслуживания населения (общественные приемные, службы «единого окна и пр.). Данный тип взаимодействия отличается тем, что граждане ведут диалог с представителями власти не напрямую, а при посредничестве администраторов и консультантов.

– заочное обслуживание (обслуживание граждан с помощью средств связи). Данный вид обслуживания осуществляется через контакт-центр, который представляет единую централизованную справочную службу. Обратившись в контакт-центр, гражданин имеет возможность как получить, так и передать необходимую информацию исполнителю услуги посредством телефонной связи. Кроме того, гражданин может отправить свое обращение в орган законодательной власти по почте. Почтовая переписка также используется для пересылки документации, связанной с обслуживанием. Все заочные обращения, поступающие в адрес органа государственной власти, проходят обязательные процедуры регистрации и обработки. При осуществлении заочного обслуживание населения используются единые информационные базы данных, позволяющие синхронизировать деятельность контакт-центров и аннулировать повторные обращения. В случае необходимости обратившемуся через контакт-центр гражданину может быть предоставлена возможность предварительной записи на прием в центр очного обслуживания.

– интерактивное обслуживание (обслуживание граждан в сети Интернет). Данный вид обслуживания осуществляется на веб-сайте организации.

– самообслуживание и автоинформирование (автоматизированное обслуживание граждан по телефону и в сети Интернет).

Первый и второй способы взаимодействия являются традиционными, третий и четвертый — инновационными. Население отдает предпочтение традиционным способам, особенно это касается граждан пожилого возраста, пока слабо ориентирующихся в новых технологиях и выбирающих почту или телефон в качестве основного, проверенного временем средства взаимодействия с органами власти.

При этом степень удовлетворенности заявителя решением вопроса оказывает несомненное влияние на его отношение к власти. В случае успешного решения вопроса, у обратившегося складывается положительное восприятие власти, в случае отрицательного результата или какой-либо неопределенности это восприятие будет негативным. Причем, оно будет характеризоваться устойчивостью во времени и распространяться не только на конкретный орган власти, но всей вертикали власти в стране в целом. Важную роль при оценке гражданином своего опыта взаимодействия с органами власти играет общее впечатление от общения с госслужащим. Это обусловливает высокие требования как к деловым, так и к личностным качествам государственных служащих. Во-первых, они должны проявлять профессионализм, умение четко определять суть проблемы и оперативно ее решать. Во-вторых, важную роль играет стиль общения с населением. От специалиста требуются тактичность, доброжелательность, искренняя готовность оказать содействие и помощь в решении вопроса. В данном случае наличие эффективной системы взаимодействия органов власти с населением напрямую влияет на формирование положительного образа власти и несомненно повышает уровень доверия к ней.

Таким образом, можно сказать, что законодательная власть, являясь представительной и будучи социальной по своей природе, может существовать только при условии взаимодействия с населением, которое она представляет. Отсутствие или ограничение взаимодействия противоречило бы самой сущности власти, препятствовало бы выполнению основных ее функций.

Диалог законодательной власти и населения базируется на ряде основополагающих принципов. К числу наиболее значимых относятся следующие: непрерывное информирование граждан о работе деятельности органов власти, предоставление широким слоям общественности возможности высказывать свое мнение о действиях представителей власти, постоянный контакт с населением в целях формирования доверия к структурам государственной службы через активное и открытое обсуждение возникающих проблем.

В целом, из данной совокупности требований складывается единое требование, основополагающее для всех органов государственной власти — требование информационной открытости.

Соблюдение данного требования, являющегося обязательным для органов государственной власти, обеспечивает открытость информации при выработке и принятии управленческих решений. Государственные структуры, являясь по своей природе отрытой системой, нуждаются в элементе, способном обеспечить эту открытость. И этот элемент предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации

Так, в 2009 году Государственной Думой был принят закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, целями которых является обеспечение открытости деятельности органов власти». В соответствии с данным законом, обязанности по представлению информации возлагаются на государственные структуры в регионах, а в качестве элементов, напрямую отвечающих за обеспечение данного доступа, выступают управления и отделы по связям с общественностью и средствами массовой информации.

В качестве основных принципов реализации прав на информацию о деятельности и решениях органов власти «применяются:

а) общедоступность и открытость информации;

б) информирование граждан о деятельности органов власти;

в) законность поиска, получения и передачи информации;

г) предоставление достоверной информации;

д) своевременность представления информации;

е) соблюдение прав граждан при предоставлении информации о деятельности госорганов» [7].

Наиболее важным принципом, обеспечивающим обратную связь во взаимодействии органов государственной власти с населением, является, на наш взгляд, принцип информационной открытости. Его соблюдение находится под контролем. Ежегодно в ряде регионов осуществляются аудиты информационной открытости по количественным и качественным параметрам. К количественным параметрам относятся:

– «своевременность размещения информации о деятельности законодательных органов на официальных сайтах;

– наличие на сайтах конкретной информации о деятельности органов законодательной власти;

– открытость данных при размещении информации» [2].

К качественным параметрам, по которым можно оценить степень информационной открытости органа законодательной власти, относятся следующие:

– актуальная, изложенная доступным языком информация об оказываемых услугах.

– выполнение всех необходимых процедур, в том числе по рассмотрению обращений и жалоб граждан, в установленный законодательством срок.

– эффективность взаимодействия, позволяющая в установленные сроки решать вопросы, возникающие как в ходе оказания услуги, так и непосредственно в процессе взаимодействия граждан и органов государственной власти.

Обратная связь гражданина и органа власти подразделяется на два типа — активную и пассивную. В первом случае гражданин сам является инициатором обратной связи, во втором — организация обращается к гражданину. Как правило, во втором случае цель обращения организации к гражданину — выявление степени его удовлетворенности обслуживанием.

Аналитические отчеты по итогам изучения степени удовлетворенности населения доводятся до заинтересованных сторон различными способами. Они могут быть размещены на сайте организации, на информационных стендах в центрах очного обслуживания или в средствах массовой информации.

Следует отметить, что диалог с органами государственной власти должен быть открыт для широких слоёв населения, а при его организации должны быть использованы все современные технические возможности для обеспечения доступности и быстроты обратной связи.

Несомненно, что степень информационной открытости необходимо оценивать, например, Э. Лысенко предлагает ряд индикаторов, позволяющих оценить качество и степень информационной открытости органа законодательной власти:

  1. Информативность — полнота, актуальность и доступность и информации об объеме, порядке предоставления и стоимости услуг характеризуются индикатором
  2. Исполнительность — исполнение в установленный срок всех процедур, в том числе по рассмотрению обращений и жалоб граждан характеризуется индикатором
  3. Результативность обратной связи — наличие эффективной обратной связи с населением, позволяющей в разумные сроки разрешать возникающие в процессе деятельности вопросы, в том числе связанные с качеством и стоимостью оказываемых услуг» [5, C. 206].

Помимо основополагающего принципа информационной открытости, региональным парламентам следует придерживаться таких требований, как:

– территориальная доступность — обеспечивает гражданам, все зависимости от места проживания, оперативность и высокое качество рассмотрения обращений.

– организационная доступность — предусматривает для граждан, вне зависимости от их социального статуса, прозрачность и обязательность выполнения правил обслуживания и взаимодействия законодательного органа власти и населения.

Таким образом, взаимодействие законодательных органов власти и населения — это организованный процесс, урегулированный на законодательном уровне; в настоящее время выработан целый ряд индикаторов, по которым можно провести количественно-качественный анализ соответствия взаимодействия органов государственной власти и населения основополагающим принципам и заданным параметрам.

Вывод:

Актуальность исследования заключается в том, что работа с населением является важной и неотъемлемой частью деятельности органов государственной власти. За счет эффективных механизмов работы с населением становится возможным оказание существенного влияния на планирование деятельности и коррективы работы органов государственной власти.

Работа с населением обеспечивает реализацию конституционного права каждого гражданина направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые обязаны их рассмотреть в пределах своей компетенции, принять по ним решения и дать в установленный срок мотивированный ответ для удовлетворения запросов населения, а для того чтобы процесс взаимодействия был эффективным, он должен быть взаимным, подразумевать действия не только со стороны власти, но и непосредственно активное участие со стороны граждан.

Литература:

  1. Заборова Е. Н. Власть и население: аспекты взаимодействия на муниципальном уровне // Вопросы управления. 2014. № 4. С. 42–48.
  2. Информационная открытость региональных парламентов. Результаты аудита — 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://infometer.org
  3. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 1993, № 237.
  4. Рубанов В. А. Система взаимодействия органов власти и населения как объект социологического исследования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.bsu.by
  5. Лысенко Э. Использование современных информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности обслуживания граждан органами государственной власти // CIO. 2009. № 9. С. 205–213.
  6. Тимербаев Т. А. Конституционно-правовые пробелы в системном взаимодействии органов государственной власти в Российской Федерации // ЕврАзЮж. 2012. № 9. С. 72–74.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. № 4849. 13.02.2009.
Основные термины (генерируются автоматически): законодательная власть, государственная власть, население, орган, орган власти, власть, гражданин, информационная открытость, обратная связь, Российская Федерация.


Похожие статьи

Открытость федеральных органов исполнительной власти...

Информационная открытость органов власти повысит прозрачность деятельности и удовлетворенность граждан качеством государственного управления, расширит возможности непосредственного участия гражданского общества в разработке и экспертизе решений...

Органы государственной региональной власти как открытая...

Однако говорить о полной открытости органов государственной власти в регионах нельзя.

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть

Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата, выполняющие...

Исполнительная власть РФ в контексте информационной...

Проблема открытости власти и доступности информации для граждан является одной из

Таким образом, можно отметить, что исполнительная власть в сфере информационной

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на...

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

Информационная открытость органов государственной и муниципальной власти предполагает эффективность не только прямой, но и обратной связи. Обратная связь органов государственной власти — это часть процесса политической коммуникации, которая...

Дифференциация государственной и социальной рекламы...

Ключевые слова: государственная реклама, коммуникации органов государственной власти, маркетинг государственных органов власти, связи с общественностью в органах государственной власти, социальная реклама. Последние годы в государственном и...

Информационная открытость органов власти является...

Формулируются предложения по расширению информационной открытости муниципальной власти в современной России.

Суммарный рейтинг открытости официальных сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010...

Некоторые проблемы применения принципа открытости...

Основные термины (генерируются автоматически): орган, исполнительная власть края, местное самоуправление, Российская Федерация

проблема, открытость информации, граждане, орган исполнительной власти, Красноярский край, предложение, заявление, жалоба, запрос.

местное самоуправление, орган, государственная власть...

Поэтому необходимо обеспечить возможность обратной связи между органами власти и общественностью одновременно с реализацией принципа прозрачности (открытости) деятельности государственных органов [1]. Также необходимо отметить проблему...

Качество рассмотрения обращения граждан, или Борьба...

Суть взаимодействия между населением и властью заключается в обязательстве органов власти реагировать на обращения со стороны населения, своевременно отвечать на них. На этом этапе просматривается ряд проблем, которые связаны с недоработками как на...

исполнительная власть, Российская Федерация, орган...

[1] Проблема открытости органов исполнительной власти в настоящее время стоит

Современная российская исполнительная власть испытывает особую потребность в новых

В свою очередь органы государственной власти и органы местного самоуправления, их...

Похожие статьи

Открытость федеральных органов исполнительной власти...

Информационная открытость органов власти повысит прозрачность деятельности и удовлетворенность граждан качеством государственного управления, расширит возможности непосредственного участия гражданского общества в разработке и экспертизе решений...

Органы государственной региональной власти как открытая...

Однако говорить о полной открытости органов государственной власти в регионах нельзя.

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть

Органы государственной власти — подразделения государственного аппарата, выполняющие...

Исполнительная власть РФ в контексте информационной...

Проблема открытости власти и доступности информации для граждан является одной из

Таким образом, можно отметить, что исполнительная власть в сфере информационной

Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на...

Муниципальный интернет-ресурс как форма эффективного...

Информационная открытость органов государственной и муниципальной власти предполагает эффективность не только прямой, но и обратной связи. Обратная связь органов государственной власти — это часть процесса политической коммуникации, которая...

Дифференциация государственной и социальной рекламы...

Ключевые слова: государственная реклама, коммуникации органов государственной власти, маркетинг государственных органов власти, связи с общественностью в органах государственной власти, социальная реклама. Последние годы в государственном и...

Информационная открытость органов власти является...

Формулируются предложения по расширению информационной открытости муниципальной власти в современной России.

Суммарный рейтинг открытости официальных сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в 2010...

Некоторые проблемы применения принципа открытости...

Основные термины (генерируются автоматически): орган, исполнительная власть края, местное самоуправление, Российская Федерация

проблема, открытость информации, граждане, орган исполнительной власти, Красноярский край, предложение, заявление, жалоба, запрос.

местное самоуправление, орган, государственная власть...

Поэтому необходимо обеспечить возможность обратной связи между органами власти и общественностью одновременно с реализацией принципа прозрачности (открытости) деятельности государственных органов [1]. Также необходимо отметить проблему...

Качество рассмотрения обращения граждан, или Борьба...

Суть взаимодействия между населением и властью заключается в обязательстве органов власти реагировать на обращения со стороны населения, своевременно отвечать на них. На этом этапе просматривается ряд проблем, которые связаны с недоработками как на...

исполнительная власть, Российская Федерация, орган...

[1] Проблема открытости органов исполнительной власти в настоящее время стоит

Современная российская исполнительная власть испытывает особую потребность в новых

В свою очередь органы государственной власти и органы местного самоуправления, их...

Задать вопрос