Анализ подходов правового регулирования деятельности субъектов электронной коммерции в зарубежных странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 09.05.2019

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Меркулов, Н. А. Анализ подходов правового регулирования деятельности субъектов электронной коммерции в зарубежных странах / Н. А. Меркулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58832/ (дата обращения: 03.03.2021).



В статье приводится анализ основных подходов зарубежных государств к решению проблемы правового регулирования субъектов электронной коммерции, анализируются подходы их налогообложения

Ключевые слова: Интернет, право, сеть Интернет, электронная коммерция, электронный рынок

Количество подключенных пользователей к сети интернет увеличивается ежегодно. В декабре 2018 года Международный союз электросвязи (ITU) представил отчет, в котором сообщил, что в интернет выходят 3,9 млрд человек или 51,2 % населения планеты. [2]

По данным международной компании GfK, к началу 2019 года аудитория Интернет-пользователей в России среди населения старше 16 лет составила 90 миллионов человек (+3 миллиона человек к прошлому году) и достигла отметки 75,4 % взрослого населения страны. [3]

Создание глобальной сети интернет повлияло на все сферы жизни общества, в том числе и на развитие предпринимательской активности по реализации товаров, работ и услуг с её использованием. Нельзя не отметить тот факт, что рынок электронной коммерции вырос также благодаря увеличению доступности устройств, позволяющих совершать покупки из любой точки земного шара в любое доступное время.

По данным исследовательского агентства Data Insight, в 2018-м году объем интернет торговли в России составил более 1 трлн. Рублей. [4] Темпы роста мирового электронного рынка по данным различных организаций в последние годы составляют в среднем от 20 до 30 %. Несмотря на наличие неоспоримых преимуществ электронной торговли и её темпы роста, негативной стороной столь стремительного развития является проблема правового обеспечения данных процессов, а также финансового контроля.

Так, например, налоговая система Российской Федерации столкнулась с тем, что многие начинающие предприниматели безосновательно полагают, что если их бизнес ведётся в интернет-пространстве, то они освобождаются от установленной ст. 57 Конституции РФ [1] обязанности об уплате налогов. Однако интернет является лишь способом коммуникации между продавцом и покупателем, который никак не отменяет налоговые обязанности, возникающие в результате сделок между ними. Таким образом, в сложившихся обстоятельствах возникает острая необходимость рассмотрения вопросов функционирования электронной коммерции в контексте ее участия в формировании налоговых поступлений, пополняющих бюджет РФ, а также исследования механизма формирования действенного правового механизма, регулирующего электронный бизнес.

Решение указанных задач в зарубежном законодательстве осуществляется в рамках трёх основных подходов к правовому регулированию деятельности субъектов электронной коммерции.

Государства, занимающие лидирующие позиции в области новых информационных технологий (США, Япония, Канада, Южная Корея, Австралия и др.) полагают необходимым установление в мире режима невмешательства (или минимального вмешательства) государств в электронный сегмент экономики с целью максимизации развития субъектов от использования экономического потенциала сети. На ранних этапах развития интернет технологий, в некоторых из этих стран, даже существовал мораторий на введение налогообложения субъектов электронной экономической деятельности.

Со временем в указанных государствах были введены различные налоги для электронного сегмента экономики.

Так, например, в 2018 году Верховный суд США пересмотрел своё решение 1992 года, в соответствии с которым власти штата не имеют права взимать налог с покупки в том случае, если продавец не имеет физического присутствия на территории этого штата.

Государства — члены Европейского Союза используют иной подход. Они заинтересованы в скорейшем устранении пробела налогообложения в сфере электронной экономической (хозяйственной) деятельности, строят внутреннюю и внешнюю налоговую политику на основе концепции максимального государственного регулирования электронных экономических отношений, исходя из своих бюджетных и налоговых интересов.

Внутренняя и внешняя политика в области электронной экономической (хозяйственной) деятельности исходит из понимания того, что взимание налогов с оборотов коммерческих сделок, осуществляемых в глобальной сети Интернет может стать в перспективе важной, а на определенной стадии развития мировой электронной экономики — важнейшей статьей пополнения как национального бюджете этих государств, так и консолидированного интеграционного бюджета Европейского Союза. При этом, для достижения поставленных задач предлагаются различные налогово — правовые конструкции.

Например, эксперты бельгийского Эшмановского института предлагают «ввести так называемый «побитовый налог» — поставить счетчики и взимать деньги за объем переданной информации (трафик), точнее «перекачанных битов», независимо от того, какие сведения они предоставляют и предоставляют ли вообще. По сделанной в свое время оценке бельгийского министерства коммуникаций, при ставке такого налога 1 доллар за 100 мегабит налоговые поступления этой страны могли составить порядка 10 миллиардов долларов в год.

Во Франции для целей последующего налогообложения субъектов электронной экономической (хозяйственной) деятельности рассматривается возможность обязательной государственной сертификации торговых Интернет — компаний. В докладе комиссии по финансам Национального собрания Франции предлагается ввести специальный «опознавательный знак», которым отмечались бы те торговые Интернет — компании, которые предлагают достаточные гарантии налоговой прозрачности и технологической безопасности при осуществлении платежей с использованием банковских карт.

Государства, политические системы которых не являются демократическими (или могут считаться токовыми лишь отчасти), в первую очередь Куба, Китай, Монголия, Иран, Афганистан и др., реализуют концепцию максимального контроля над информационными (а не над экономическими) отношениями в глобальной компьютерной сети Интернет. Электронные экономические отношения рассматриваются не с точки зрения налоговой политики, а сквозь призму общегосударственной политики. Среди зарубежных ученых — специалистов в области информационного права существует достаточно распространенное мнение, что широкое предоставление доступа к информации, распространяемой с использованием сети Интернет, ведет к развитию свободы слова и демократии. Поэтому большинство американских исследователей предрекали неминуемый крах политических режимов рассматриваемых государств по мере «проникновения» новых информационных технологий на территорию таких государств.

В государствах этой группы используются различные стратегии для контроля над информационными и экономическими процессами в глобальной компьютерной сети Интернет. Так, в Китае правительство поощряет желание своих граждан выходить в сеть, при этом, тщательно контролируя чаты и веб — страницы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. На сегодняшний день не существует универсального способа решения вопроса налогообложения субъектов электронной коммерции. Все существующие подходы имеют как положительные, так и отрицательные стороны
  2. В Российской Федерации необходимо оправданно придерживаться концепции максимального невмешательства, Российский интернет можно считать одним из наших национальных достоинств, а вмешательство государства, особенно в соответствии с концепцией максимального контроля, которой в настоящее время следует Правительство РФ, к сожалению, может лишь усугубить ситуацию и привести в лучшем случае к замедлению развития, а в худшем к полной стагнации его развития.
  3. При формировании законодательной базы электронной коммерции необходим комплексный подход для регулирования экономики электронного сегмента рынка.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурсы] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «Консультант
  2. Отчёт «Измерение информационного общества за 2018 год» // Международный союз электросвязи. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/misr2018.aspx (дата обращения: 06.05.2019).
  3. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России // Growth from Knowledge. URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii-1/ (дата обращения: 06.05.2019).
  4. Интернет-торговля в России 2018 // Data Insight. URL: http://datainsight.ru/ecommerce_2018 (дата обращения: 06.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, Интернет, государство, ITU, глобальная компьютерная сеть, глобальная сеть, Европейский Союз, максимальный контроль, Российская Федерация, электронный сегмент экономики.


Ключевые слова

Интернет, право, электронная коммерция, сеть Интернет, электронный рынок

Похожие статьи

Электронная коммерция в России | Статья в журнале...

Электронная коммерция непосредственно зависит от глобальной сети Интернет, ведь чем больше пользователей в сети, тем больше потенциальных покупателей в интернет-магазинах. Как сообщает Международный союз электросвязи (МСЭ)...

Современная интернет-индустрия и ее влияние на экономику

Глобальная сетьинтернет еще не раскрыла весь свой потенциал.

Они обеспечат повсеместный доступ в сеть, что может в корне изменить поведенческую модель между бизнесом и потребителями, а также создать угрозу традиционным отраслям экономики

Информационные технологии в экономике. Использование...

Электронная коммерция (e-commerce), виртуальные магазины». Еще несколько лет назад сеть Internet использовалась в основном для обмена почтовыми

Термин электронная коммерция (е-коммерция) — появился в результате реализации коммерческих проектов в глобальной...

Электронная коммерция — инновационная форма ведения...

В статье рассматриваются основные вопросы развития инновационных форм электронной коммерции. Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, электронные коммуникации, инновационное развитие.

Важность и необходимость развития электронной коммерции...

Ключевые слова: электронная коммерция, глобальная компьютерная сеть Интернет

Денежные средства на развитие малого бизнеса. Помощь малому бизнесу от государства.

Интернет-магазин как форма электронной коммерции. В целом, понятие «электронная...

Развитие электронных сервисов глобальной...

Развитие электронных сервисов глобальной интернет-коммуникации в малом и среднем бизнесе.

2. Предприятия реального сектора экономики, которые берут всю информацию для деятельности из сети Интернет (туристические агентства, маркетинговые агентства и пр.)

Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»...

В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной...

Проблемы налогообложения электронной коммерции на...

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области...

Эффективность использования информационных технологий...

электронная коммерция, Россия, глобальная компьютерная сеть, Российская Федерация, Интернет, платеж, продажа товаров, сеть, бытовая

Развитие информационных технологий в стране и активная продажа продуктов и услуг ИТ позволяет уйти от «сырьевой экономики» к...

Похожие статьи

Электронная коммерция в России | Статья в журнале...

Электронная коммерция непосредственно зависит от глобальной сети Интернет, ведь чем больше пользователей в сети, тем больше потенциальных покупателей в интернет-магазинах. Как сообщает Международный союз электросвязи (МСЭ)...

Современная интернет-индустрия и ее влияние на экономику

Глобальная сетьинтернет еще не раскрыла весь свой потенциал.

Они обеспечат повсеместный доступ в сеть, что может в корне изменить поведенческую модель между бизнесом и потребителями, а также создать угрозу традиционным отраслям экономики

Информационные технологии в экономике. Использование...

Электронная коммерция (e-commerce), виртуальные магазины». Еще несколько лет назад сеть Internet использовалась в основном для обмена почтовыми

Термин электронная коммерция (е-коммерция) — появился в результате реализации коммерческих проектов в глобальной...

Электронная коммерция — инновационная форма ведения...

В статье рассматриваются основные вопросы развития инновационных форм электронной коммерции. Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, электронные коммуникации, инновационное развитие.

Важность и необходимость развития электронной коммерции...

Ключевые слова: электронная коммерция, глобальная компьютерная сеть Интернет

Денежные средства на развитие малого бизнеса. Помощь малому бизнесу от государства.

Интернет-магазин как форма электронной коммерции. В целом, понятие «электронная...

Развитие электронных сервисов глобальной...

Развитие электронных сервисов глобальной интернет-коммуникации в малом и среднем бизнесе.

2. Предприятия реального сектора экономики, которые берут всю информацию для деятельности из сети Интернет (туристические агентства, маркетинговые агентства и пр.)

Обзор литературы по теме «Электронная коммерция»...

В статье автор дает обзор современных взглядов на трактовку термина «электронная коммерция», освещает мнения различных исследователей относительно основных преимуществ интернет-торговли над традиционной...

Проблемы налогообложения электронной коммерции на...

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области...

Эффективность использования информационных технологий...

электронная коммерция, Россия, глобальная компьютерная сеть, Российская Федерация, Интернет, платеж, продажа товаров, сеть, бытовая

Развитие информационных технологий в стране и активная продажа продуктов и услуг ИТ позволяет уйти от «сырьевой экономики» к...

Задать вопрос