Междисциплинарность и методологическая рефлексия в развитии исторической науки последней трети XX — начала XXI в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 10.05.2019

Статья просмотрена: 492 раза

Библиографическое описание:

Ковалев, Т. Г. Междисциплинарность и методологическая рефлексия в развитии исторической науки последней трети XX — начала XXI в. / Т. Г. Ковалев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58811/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена методологическим проблемам историографии второй половины XX века. В 1970-е годы происходят изменения в самосознании культуры запада, ознаменованные началом постнекласического этапа развития научного знания, оказавшего огромное влияние на формирование новой модели исторической науки. В историографии огромное влияние приобретает постмодернизм, побудивший историков к критическому осмыслению сложившихся в первой половине XX века методологических ориентаций. Автором были рассмотрены ключевые моменты методологической рефлексии и проанализировано явление междисциплинарности в исторической науке последней трети XX — начала XXI вв. Изучение данных явлений позволяет показать, благодаря чему оформились и утвердились перспективные и актуальные на сегодняшний день методы и направления исторического исследования.

Ключевые слова: историческая наука, историография,постмодернизм, междисциплинарность, методологическая рефлексия.

Современный этап развития научного знания, именуемый постнеклассической наукой [1], берёт своё начало в 1970-х годах и характеризуется значительными подвижками в самосознании культуры запада: появляются новые модели социального развития и оформляется новая модель науки, в том числе исторической. Главной причиной очередных изменений в исторической эпистемологии стал постмодернизм, побудивший историков к методологической рефлексии — критическому осмыслению сложившихся в первой половине XX века методологических ориентаций. Подвергнутая ревизии историческая наука ищет пути решения проблемы теоретического обновления и обращается к теориям разных социальных и гуманитарных наук, в связи с чем важной чертой историографии последней трети XX века становится междисциплинарность.

Явление постмодернизма, проникшее в историографию наряду с «историографическими поворотами» во второй половине XX века, стало основным стимулом для начала активных обсуждений исторической методологии и появления многочисленных манифестов, защищающих и критикующих историческую науку. Так, видный теоретик постмодернизма М. Фуко в своей статье «Ницше, генеалогия, история», написанной в 1971 году, рассматривает историю как «сферу деятельности бессознательного». Иными словами, исследователь отмечает неосознаваемость исторических процессов и незнание законов, по которым живёт современник описываемых историком событий. М. Фуко отрицает рациональность в повседневном сознании и делает вывод о отсутствии логических связей в истории. Таким образом, исторический источник, в его понимании, является памятником мысли, который создан носителем коллективного сознания, а текст, в связи с этим, обладает автономным содержательным смыслом [2]. Данные утверждения высказанные М. Фуко в своей основе опираются на очень важную постмодернистскую теорию «нарратива», и приводят историческое знание к важным эпистемологическим деформациям: анализ литературных текстов становится важным направлением исторического исследования и, в связи с этим исторические документы переводят в ранг литературы.

Вслед за М. Фуко американский историк Х. Уайт опираясь на «теорию нарратива» высказывает мнение о том, что историческое исследование не может претендовать на научность поскольку не обладает методом рационального познания истины и не может объективно реконструировать историческую реальность. Аргументирует Уайт своё мнение тем, что историки, описывая прошлое, пытаются найти «сюжеты» способные построить реконструируемые ими события в осмысленной и связной последовательности. Эти «сюжеты» в представлении Уайта предстают в форме романса, трагедии, сатиры и комедии [3]. Вследствие этого история, как форма словесного дискурса, по мнению исследователя, оформляется в форме специфического сюжета, в котором отсутствует научность.

Находившись под влиянием Х. Уайта свой категоричный тезис о непознаваемости исторического прошлого был так же высказал Ф. Р. Анкерсмитом. Сравнивая исторический процесс со стволом дерева, он, ассоциирует научные интересы историков с опавшими листьями: фрагментарными, разобщёнными сообщениями, об отдельных феноменах и событиях, которые историки своевольно интерпретируют.

Подводя итог анализу постмодернистского взгляда в методологической рефлексии исторической науки следует заключить, что в «постмодернистском вызове», хоть и очень радикально, были выражены наиболее злободневные проблемы современного гуманитарного знания, которые историки пытаются решить по настоящее время: ощущение кризиса исторической науки и вытекающие из него необходимости — пересмотр устоявшихся категорий исторического познания.

Ещё одной важной вехой в методологической рефлексии второй половины XX века является период становления четвёртого поколения «школы Анналов», который характеризуется как «критический поворот». В 1988 году, в связи с усилившимися критическими настроениями в отношении сложившихся методологических ориентиров в рамках школы, редколлегия журнала выпускает статью «История и социальные науки: переломный этап» [4]. Суть статьи заключалась в том, что по причине утраты доверия некоторых исследователей к марксизму, клиометрии и структурализму, переставших выполнять свою структурирующую и интегрирующую роль, наступает кризис «Анналов», который отражает общий кризис социальных наук. В связи с этим в среде анналистов начинаются бурные дискуссии, которые приводят их к утверждению двух принципов: междисциплинарности и повороту к социальной истории [5]. В соответствии с указанными принципами новая исследовательская программа «Анналов» должна была прежде всего сконцентрироваться на проблемах самоидентификации истории как научной дисциплины и изучении социальных связей совместно с другими социальными науками [6]. Таким образом в 1994 году в школе Анналов происходит парадигмальный переход к «четвёртому поколению» исследователей. Опираясь на установленные методологические ориентиры, они выдвигают в качестве приоритетных направлений такие исследовательские направления как: микроистория, новая социальная история, культурная история и история политики. Они представляются как близкие между собой исследовательские направления, которые формируют новую методологическую целостность, основной принцип которой — междисциплинарность.

«Стратегия присвоения» со стороны историков и «обращение к прошлому» представителей других социальных наук как основной способ решения проблемы теоретического обновления становиться характерной чертой историографии со второй половины XX века. С 1960 — х годов в междисциплинарном взаимодействии оформляется следующая модель: социальная дисциплина — соответствующая историческая субдисциплина — выбор теории — ее применение к историческому материалу [7]. Так, подобная модель взаимодействия становится достаточно плодотворной для развития исторического знания, открыв перед исследователями новые способы анализа исторического материала. Историки очень быстро начинают осваивать новации в социальных и гуманитарных науках и их внимание привлекают теории социальной и культурной антропологии, так же появляются микроисторические исследования, которые по структуре соответствуют микросоциологии, микроэкономике и широко применяют её теоретический инструментарий.

Наиболее отчётливо теоретический аппарат, понятия и концепции других социальных наук применяются в исследованиях, повещенных социальной и экономической истории итальянского микроисторика Дж. Леви, чьи работы достаточно репрезентативны. Примером эффективного использования социальных теорий микроанализа в работах Дж.Леви является применение микроэкономической концепции «ограниченной реальности» поведения экономических субъектов, неоинституциональной теории функционирования рынков, а из теоретического аппарата микросоциологии Дж. Леви использует теории символического интеракционизма; «масштабов социального взаимодействия»; символической власти, сетевых взаимодействий [8].

Таким образом, необходимо отметить, что отношения истории с другими социальными науками, в целом складывались плодотворно, в связи с чем идея о «общем рынке» общественных наук по настоящее время является камнем преткновения крупнейших представителей историографии. Историки меньше стали верить в перспективность универсальных законов исторического синтеза, математических методов и «сильной теории». Благодаря влиянию постмодерна и междисциплинарности увеличилось количество интересных тем и сюжетов доступных историкам. Сегодня активно развивается микроистория, историческая антропология, локальная история и история памяти. Исследователи многое переосмыслили, однако теоретически всё ещё опираются на методы и аналитические приёмы, которые присвоили и освоили в прошлом столетии.

Несмотря на успехи принципа междисциплинарности исторический подход всегда будет оставаться общенаучным методом, поскольку историческая реальность весьма весомо присутствует во всех гуманитарных и социальных науках. Исходя из этого история всегда будет главной дисциплиной, формирующей научное знание о прошлом.

Литература:

  1. Степин В. С. Теоретическое знание. разное. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  2. Foucault M. Nietzsche, la geneologie, l’histoire // Hommage a Jean Hyppolite. P., 1971. P.153–154
  3. White H. Metahistory: The historical imagination in the nineteenth century. Baltimore; L., 1973.
  4. Histoire et science sociales: un tournant critique? // Annales: E. S. C. 1988. № 2. P.291–293.
  5. R.Chartier. Le Monde comme representation // Annales. E. S. C. 1989. № 6
  6. Русакова О. Ф. Методологические стратегии в современных исторических исследованиях: школа «Анналов» и «Новая интеллектуальная история» // Научный ежегодник ИФиП УрО РАН. 2001. № 2. С.30.
  7. Савельева И. М., Полетаев А. В. «Там, за поворотом.»..: о модусе сосуществования истории с другими социальными и гуманитарными науками // Новый образ исторической науки в век глобализации и информатизации. М.: ИВИ РАН, 2005.С. 78
  8. L’eredita’ immateriale. Carriera di un esorcista nel Piemonte del Seicento, Einaudi, Torino, 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): историческая наука, методологическая рефлексия, наука, научное знание, связь, историческая реальность, исторический материал, историческое знание, критическое осмысление, последняя треть.


Ключевые слова

постмодернизм, историография, междисциплинарность, историческая наука, методологическая рефлексия

Похожие статьи

Философские основания разработки и развития парадигмального подхода Т. Куна

В статье парадигмальный подход рассмотрен как междисциплинарный и соответствующий тенденциям методологического плюрализма в постнеклассической науке. Анализируются основания формирования и развития парадигмального подхода в трудах Т. Куна, в качестве...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Целью проведённого исследования является анализ взаимосвязи и взаимозависимости политической и исторической науки. Автором проведены параллели между политическими режимами И. Грозного и И. В. Сталина, выявлены их общие черты и отличия, рассмотрены ис...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Развитие науки международного частного права на рубеже XX–XXI веков

В статье рассматриваются особенности формирования системы научных знаний в отношении международного частного права до и после распада советской государственности. Анализируется положение постсоветской науки в рамках масштабных внутриполитических проц...

Рассмотрение повседневных практик питания в рамках социологических подходов

В статье автором делается попытка теоретической систематизации и раскрытия основных категорий, предмета изучения и места социологии питания в общем контексте социологических теорий. На сегодняшний день повседневные практики питания и пищевое поведени...

Явление «культурной горячки» в среде китайской интеллигенции начала 80-х годов XX века

Цель исследования «Явление «культурной горячки» в среде китайской интеллигенции начала 80-х годов XX века» — изучить влияние западных концепций на изменение основного вектора мысли представителей китайской интеллектуальной элиты в годы начала политик...

Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе

Данная статья посвящена актуализации использования историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе. В статье рассматриваются преимущества внедрения исторической антропологии в образовательный процесс и акцентируется внимание на важ...

Становление и развитие комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном процессе на первом этапе

В статье автор исследовал вклад российских ученых в становление и развитие комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном праве и процессе на первом этапе её развития. При этом, в отличие от общепризнанной этапилогизации эволюц...

Интегрированный подход к анализу медиареальности как результат синтеза теории отражения и конструктивистской парадигмы

Основываясь на синтезе диалектико-материалистической теории отражения и конструктивистской методологической традиции, автор предпринимает попытку обосновать интегрированный подход к исследованию феномена медиареальности. В статье особое внимание удел...

Правовые системы современности: общее и различное

В правоведении было разработано и принято понятие "правовая система", которое включает в себя множество определений, отражающих и раскрывающих сущностные характеристики данного явления. В трудах многих ученых-правоведов и юристов изложено достаточное...

Похожие статьи

Философские основания разработки и развития парадигмального подхода Т. Куна

В статье парадигмальный подход рассмотрен как междисциплинарный и соответствующий тенденциям методологического плюрализма в постнеклассической науке. Анализируются основания формирования и развития парадигмального подхода в трудах Т. Куна, в качестве...

Взаимосвязь политической и исторической науки

Целью проведённого исследования является анализ взаимосвязи и взаимозависимости политической и исторической науки. Автором проведены параллели между политическими режимами И. Грозного и И. В. Сталина, выявлены их общие черты и отличия, рассмотрены ис...

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Развитие науки международного частного права на рубеже XX–XXI веков

В статье рассматриваются особенности формирования системы научных знаний в отношении международного частного права до и после распада советской государственности. Анализируется положение постсоветской науки в рамках масштабных внутриполитических проц...

Рассмотрение повседневных практик питания в рамках социологических подходов

В статье автором делается попытка теоретической систематизации и раскрытия основных категорий, предмета изучения и места социологии питания в общем контексте социологических теорий. На сегодняшний день повседневные практики питания и пищевое поведени...

Явление «культурной горячки» в среде китайской интеллигенции начала 80-х годов XX века

Цель исследования «Явление «культурной горячки» в среде китайской интеллигенции начала 80-х годов XX века» — изучить влияние западных концепций на изменение основного вектора мысли представителей китайской интеллектуальной элиты в годы начала политик...

Применение историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе

Данная статья посвящена актуализации использования историко-антропологического подхода в преподавании истории в школе. В статье рассматриваются преимущества внедрения исторической антропологии в образовательный процесс и акцентируется внимание на важ...

Становление и развитие комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном процессе на первом этапе

В статье автор исследовал вклад российских ученых в становление и развитие комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном праве и процессе на первом этапе её развития. При этом, в отличие от общепризнанной этапилогизации эволюц...

Интегрированный подход к анализу медиареальности как результат синтеза теории отражения и конструктивистской парадигмы

Основываясь на синтезе диалектико-материалистической теории отражения и конструктивистской методологической традиции, автор предпринимает попытку обосновать интегрированный подход к исследованию феномена медиареальности. В статье особое внимание удел...

Правовые системы современности: общее и различное

В правоведении было разработано и принято понятие "правовая система", которое включает в себя множество определений, отражающих и раскрывающих сущностные характеристики данного явления. В трудах многих ученых-правоведов и юристов изложено достаточное...

Задать вопрос