Символизация в политике как элемент современной действительности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 2225 раз

Библиографическое описание:

Сапронова, П. Е. Символизация в политике как элемент современной действительности / П. Е. Сапронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 340-341. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58805/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья затрагивает один из особых видов восприятия политики — посредством символов. Символика позволяет создать прочные невербальные связи в осознании и обеспечивает считывание контекста, создавая невидимую и прочную модель коммуникации.

Ключевые слова: символ, знак, символизация, восприятие, сознание, коммуникация, ассоциация, воздействие.

Мир символов присущ не одному поколению человечества. Он существовал и существует как обозначающий фактор или средство коммуникации. Несомненно, политическую сферу жизни не могли обойти стороной отождествляющие «знаки» как способ взаимодействия и влияния на аудиторию. Политике не просто свойственна символизация, она обязана присутствовать с целью не только эффективного управления, но и манипулирования. [1, с. 136] Символы в политике часто направлены на массы с целью мгновенной ассоциации, в связи с этим они закономерно становятся упрощенным для понимания и утрированным вариантом восприятия быстрого и чёткого воздействия на массовую аудиторию. Символизация в политике действует как один из видов коммуникации в знаковом варианте. Символ с большей вероятностью подлежит определению, знаком и понятен многим. Политическая символика создает особые общественные связи, которые создают у общества атмосферу, а иногда и иллюзию сплоченности, причастности, движения к чему-то в сочетании с реальным социально-политическим процессом. Эффективность воздействия символа напрямую связана с его заранее имеющейся истинностью. Символическое не проверяется или доказывается, оно эмоционально и бессознательно переживается.

Политический символ многофункционален. В политической сфере он выполняет ряд функций:

– мобилизационная (возникновение побуждающих мотивов с целью отстаивания своих взглядов, прав и намерений; построение стойких ассоциаций, возникающих при контакте с символом);

– информационно-коммуникативная (передача определенной информации, подразумевающейся и сконцентрированной, носителем которой является символ);

– функция политической социализации (один из способов усвоения определенных политических знаний, ценностей и норм через символ);

– идентификационная (процесс отождествления себя с символикой и распознавания символа путем содержащегося в нем смысла);

– манипулятивная функции (средство скрытого воздействия посредством символа, вызывающее бессознательную апелляцию к чувствам и эмоциям).

В привычном понимании политический символ находит своё отражение в своей самой узнаваемой ипостаси: национальная атрибутика, государственные обозначения и ассоциации. Но многие забывают о том, что символ в сознании не всегда укореняется как непосредственное обозначение того или иного объекта в виде рисунка или знака, но и как действие, событие, организационная составляющая политики. Также политика как символ находит применение и в словах. Политической символикой можно считать и объекты, вычлененные из события и отражающие их.

Другим проявлением символизации политики является сама личность. [2, с. 93] Всё от тела до черт характера, от цвета костюма до элементов биографии — символ в умах и представлении граждан. Здесь также играют роль: специфика государства, культурные традиции и нравы общества, которые проявляются в символическом отражении объекта или субъекта по одной причине — найти точки соприкосновения и остаться в памяти. Для того, чтобы закрепиться и осесть в сознании, политику приходится играть четко заданную роль. В противном случае его образ рискует быть расплывчатым, ему трудно будет комплексно преподнести себя и запомниться, создавая собой нерушимый образ. Важно помнить, что эти самые роли диктуются политику самим населением, и чтобы реализоваться и остаться целостным образом, он просто обязан их исполнять, соответствуя определенным символам политического деятеля. Также политик стремится к отождествлению с любым событием, которое обладает символической ролью, чтобы дальше ассоциировать себя с позитивными изменениями, принять на себя символические плюсы этого происшествия, войти в историю как символическое начало чего-то нового. Поэтому политики стараются примкнуть к любому резонансному явлению и стать частью чего-то важного, того, к чему приковано внимание СМИ, граждан отдельной страны или всей планеты. [3, с. 108]

Проблема существующей на сегодняшний день политической символики на современном этапе лежит в её некомпетентном, некорректном и неподобающем использовании. Безосновательное использование государственной символики, оскорбительное к ней отношение, неаккуратно сказанное слово политика, некорректно спроектированный имидж, нарушение организационной процедуры, оскверняющее действие — всё это можно отнести к последствиям недостаточного понимания важности символики. Разрушительное действие снисходительного отношения к символической составляющей приводит к подрыву в сознании граждан уважению как к самой символике, так и к тем, кто пренебрег компетентными правилами использования. Также прослеживается тенденция заметной индивидуализированной интерпретации символики и символического выражения, что заметно сказывается на восприятии символов и приводит к искажению их ценности, неприятию в массовом сознании новых поправок. В случае сохранения данной тенденции восприятие политических символов будет претерпевать существенные изменения и приведет к постепенному обесцениванию политической символики, потере авторитета к политической платформе отражения символа. Основные устои и атрибуты отдельно взятого символа будут подрываться и разрушать устоявшиеся многими десятилетиями требования к грамотному облачению символики.

Литература:

  1. Почепцов Г. Г. Символы в политической рекламе // Киев: Принт Сервис. 1997. с. 136.
  2. Сикевич 3. В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социс, 1999, № 1. с. 93
  3. Янковская Г. А. Портрет политической элиты как зрелище власти // Власть. 2015. № 12. с. 108
Основные термины (генерируются автоматически): политическая символика, символ, политик, политический символ.


Похожие статьи

Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого, настоящего и будущего

Политические символы как способ формирования гражданской идентичности

Данная статья раскрывает понятие гражданской идентичности, выявляет роль и влияние политических символов в данном феномене, обозначение критериев оценки сформированности гражданской идентичности посредством символики.

Медиакультура как современный социальный феномен

Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...

Роль и значение межкультурных коммуникаций и рекуррентности в формировании языковой личности

Формирование «языковой личности» как реализация потенциала образования рассматривается в статье с позиции теорий межкультурных коммуникаций и рекуррентности, что позволяет понять механизм презентации и трансляции культурных и языковых норм и обозначи...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Специфика использования метафоры в политическом дискурсе

В статье рассматриваются примеры использования метафор в королевской рождественской речи 2014 года. Анализируются характер метафор и их функции.

Социальное мифотворчество и современная реклама

Определено историческое значение мифа как культурного феномена. Проанализирован механизм смыслового переноса, который дает ответ на вопрос о связи мифа и рекламы. Показано, что с помощью идей, образов, мифотехнологий реклама способна менять и усилива...

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)

В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...

Религиозная символика в современной моде

В статье рассматривается заимствование религиозной символики в европейской моде как феномена в пространстве культуры. Основываясь на социологии и культурологии, используя фактический материал и анализируя коллекции дизайнеров, автор заключает: бренды...

Похожие статьи

Массовая коммуникация и ее роль в конструировании прошлого, настоящего и будущего

Политические символы как способ формирования гражданской идентичности

Данная статья раскрывает понятие гражданской идентичности, выявляет роль и влияние политических символов в данном феномене, обозначение критериев оценки сформированности гражданской идентичности посредством символики.

Медиакультура как современный социальный феномен

Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...

Роль и значение межкультурных коммуникаций и рекуррентности в формировании языковой личности

Формирование «языковой личности» как реализация потенциала образования рассматривается в статье с позиции теорий межкультурных коммуникаций и рекуррентности, что позволяет понять механизм презентации и трансляции культурных и языковых норм и обозначи...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Специфика использования метафоры в политическом дискурсе

В статье рассматриваются примеры использования метафор в королевской рождественской речи 2014 года. Анализируются характер метафор и их функции.

Социальное мифотворчество и современная реклама

Определено историческое значение мифа как культурного феномена. Проанализирован механизм смыслового переноса, который дает ответ на вопрос о связи мифа и рекламы. Показано, что с помощью идей, образов, мифотехнологий реклама способна менять и усилива...

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)

В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...

Религиозная символика в современной моде

В статье рассматривается заимствование религиозной символики в европейской моде как феномена в пространстве культуры. Основываясь на социологии и культурологии, используя фактический материал и анализируя коллекции дизайнеров, автор заключает: бренды...

Задать вопрос