Рефункционализация депрессивных территорий на месте промышленной зоны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 сентября, печатный экземпляр отправим 30 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Жир, М. Ю. Рефункционализация депрессивных территорий на месте промышленной зоны / М. Ю. Жир. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58804/ (дата обращения: 18.09.2020).



В последнее время тема рефункционализации промышленных территорий особенно актуальна. В России и за границей активно осваивают такие территории и как правило, после преобразования эти самые территории превращаются в новые полицентры.

Ключевые слова: промышленная территория, рефункционализация, арт кластер, Санкт-Петербург.

Проблема рефункционализации территорий промышленных зон в Санкт-Петербурге остается довольно острой. Расположенные близко к историческому центру, они представляет большой интерес и для города, и для инвесторов. Современные технологии не требуют больших производственных площадок, и в тоже время, для обеспечения процессов необходимы качественные связи между компонентами. Арт кластер, уже достаточно распространенный в мировой экономике. Создание площадки с особыми условиями и процессами взаимодействия предопределяет особую пространственную среду [1]. Санкт-Петербург имеет значительный потенциал для развития подобной индустрии. Одной из подходящих площадок для размещения научно-технического кластера оказалась территория, расположенная в Выборгском районе города Санкт-Петербурга, ограниченная Гренадерской улицей, Большим Сампсониевским проспектом, Финляндским проспектом и Пироговской набережной. Площадь территории исследования составляет 62 га. Значительная часть исследуемого участка — нерационально использующиеся территории. Большинство корпусов производственных предприятий не используются в соответствии со своей функцией. Территория характеризуется своей «непроницаемостью» для жителей и непривлекательной городской средой, несмотря на транспортную доступность и близкое расположение к историческому центру.

Основные проблемы территории:

  1. Коммерческая инфраструктура развита слабо.
  2. Отсутствуют центры притяжения, общественные городские пространства, рекреационные зоны.
  3. Низкий процент зеленых насаждений.
  4. Ограничен доступ к набережным.
  5. Несанкционированные парковки.
  6. Территория близко расположена к шумных транспортным магистралям и имеет плохую экологию [2]. Среди факторов, оказывающих влияние на современное развитие территории, можно выделить основные группы: функционально-планировочные, социально-экономические, природно-экологические. По итогам проведения комплексного анализа можно сделать вывод, что потенциал для развития данной территории высок. К нему относится:

1) историко-культурный потенциал среды, возможность создания новых общественных центров притяжения;

2) транспортная доступность (развитость транспортно-коммуникационного каркаса);

3) близость расположения территории к центральным историческим районам города;

4) сложившееся направление для развития и преобразований на территориях (общественно-деловые зоны);

5) формирование панорам набережных значимое для обзора города;

6) инвестиционная привлекательность региона.

Все это создает для инвесторов благоприятные условия и обеспечивает окупаемость капиталов, вложенных в городское строительство. В рамках исследования были подобраны и рассмотрены две группы аналогов на разных уровнях — территориальном и объектном в России, Азии, Австралии, Америке и Европе [3]. На основе мирового опыта и особенностей проектного контекста были выведены стратегические принципы и методы развития промышленной территории Выборгского района, универсальные схемы функционального зонирования, послужившие прототипом для проектного зонирования, структуры и функционального наполнения научно-технического кластера. Разработана теоретическая модель организации научно-технического кластера на территории, которая обеспечивает взаимосвязь между существующими и новыми объектами. Реализация потенциала природного и культурного наследия — необходимое условие любого проекта редевелопмента территории. Концепция функционально-планировочного решения предусматривает формирование нескольких крупных зон-блоков арт кластера:

1) сегмент творческих объединений;

2) интерактивно выставочный сегмент

3) научно-производственная и образовательная зона;

4) общественно-деловые зоны;

5) рекреационная зона.

Предполагается реализация концепции в 3 этапа:

1) мероприятия по оздоровлению и восстановлению территории и окружающей среды;

2) этап последовательной рефункционализации;

3) этап комплексного развития и благоустройства всей территории.

Программа градостроительных преобразований включает комплекс последовательных мероприятий:

1) воссоздание исторических парков и скверов;

2) восстановление и создание открытых пространств — площадей, частичное воссоздание в историческом образе доминанты территории — бывшего сахарного завода с изменением функции в научно-технический музей; в коридоре видимости с улицы Куйбышева (Петроградской стороны) строительства здания с башней-доминантой;

3) реконструкция сохраняемых корпусов заводов под научно-производственные и образовательные функции; строительство новых корпусов, объединяющих здания научно-производственной зоны;

4) создание благоустроенных пешеходных путей; в большепролетных цехах, расположенных на территориях селитебных зон, организуются спортивные, торговые, экспозиционные и концертно-лекционные пространства;

5) формирование центральной парковой зоны с площадкой для проведения мероприятий, и также возможностью устройства временных конструкций; создание благоустроенных и разнообразных детских и тематических площадок;

6) благоустройство набережной;

7) заглубление магистрали Пироговской набережной;

8) обустройство причала, создание водного маршрута транспорта; устройство подземных парковок под рекреационными зонами [4].

Литература:

  1. Истомина Л. А. Кластеры и кластерная политика: генезис, эволюция, инструменты. Совет по развитии предпринимательства. URL: http://ced.by/media/publication/books/ klastery-i-klasternaja-politika/11_klastery_i_klasternaja_politika.pdf (дата обращения: 04.02.2019)
  2. ООО «КБ Стрелка» и ООО «Архитектурное бюро Практика», совместно с НКО «Фонд развития моногородов». Ревитализация территорий промышленных объектов. Методические рекомендации по реализации проектов повышения качества среды моногородов. URL: http://docplayer.ru/50333729-Revitalizaciya-territoriy-promyshlennyh-obektov.html (дата обращения: 05.02.2019).
  3. Минэкономразвития России. Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах. URL: http://textarchive.ru/c-2823582-pall.html (дата обращения: 05.02.2019)
  4. Титова Л. О. Архитектурные сценарии конверсии объектов промышленного наследия (на примере текстильных предприятий 1822–1917 годов постройки в г. Москве): дис. на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М.: 2017. 237 с.
Основные термины (генерируются автоматически): территория, научно-технический кластер, санкт-петербург, зона, исторический центр, промышленная территория, Россия, транспортная доступность.


Ключевые слова

промышленная территория, Санкт-Петербург, рефункционализация, арт кластер

Похожие статьи

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени...

Формируясь на территории региона, страны или в зоне международных транспортных коридоров, транспортно-логистический кластер может иметь региональный, межрегиональный, национальный и глобальный характер. Транспортно-логистические кластеры включают в себя...

Проблемы редевелопмента промышленных территорий...

Промышленная зона — это зона, которая включает в себя промышленные города, участки

В историческом центре Санкт-Петербурга, который занимает около 6 тысяч гектар

Несмотря на большое количество промышленных территорий, нуждающихся в преобразовании...

Кластеры как новая форма организации...

транспортная подсистема, включающая перевозчиков и транспортную инфраструктуру; − научно-техническое и кадровое обеспечение; − подсистема информационного обеспечения. Самыми главными отличиями транспортно-логистического кластера от производственного...

Методология формирования территорий инновационных центров...

Инновационные центры, научно-технологические парки, научные долины, технополисы — это

− обновление транспортно-дорожной сети и улучшение транспортной доступности

− улучшение имиджа и качества облика территории за счёт эстетических приёмов архитектуры и...

Логистизация кластерного подхода развития региональной...

Высокая конкурентоспособность территории обеспечивается положением кластеров, как

Транспортно-логистический кластер создаёт условия для эффективного функционирования

Создание кластеров — одно из основных направлений развития экономики регионов...

Зарождение и становление транспортно-логистических...

Транспортно-логистические кластеры (ТЛК) — отраслевые кластеры, конечной продукцией которых

Транспортно-логистические кластеры относятся к одной из трех категорий: портовые ТЛК

Целью создания транспортного консолидирующего центра является организация...

Проблемы и перспективы организации передвижения туристов...

Для Санкт-Петербурга, позиционирующего себя как мировой туристский центр, простота

К тому же у подавляющего большинства пользователей городской транспортной системой представление о

К первому блоку отнесем технические решения транспортной проблемы...

Сравнительный анализ различных видов особых экономических...

центры же находятся за пределами правового поля особых экономических территорий, что (позицию законодателя) можно отразить в виде схемы с помощью

Однако если обратиться к первоначальному историческому смыслу понятия СЭЗ, который освещен в «Международной...

Комплексное освоение территорий: особенности и проблемы...

Комплексное освоение территорий: особенности ипроблемы реализации (на примере Санкт-Петербурга).

Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

Такой подход позволит концентрировать жилищную и промышленную застройку в границах...

Похожие статьи

Транспортно-логистические кластеры как вызов времени...

Формируясь на территории региона, страны или в зоне международных транспортных коридоров, транспортно-логистический кластер может иметь региональный, межрегиональный, национальный и глобальный характер. Транспортно-логистические кластеры включают в себя...

Проблемы редевелопмента промышленных территорий...

Промышленная зона — это зона, которая включает в себя промышленные города, участки

В историческом центре Санкт-Петербурга, который занимает около 6 тысяч гектар

Несмотря на большое количество промышленных территорий, нуждающихся в преобразовании...

Кластеры как новая форма организации...

транспортная подсистема, включающая перевозчиков и транспортную инфраструктуру; − научно-техническое и кадровое обеспечение; − подсистема информационного обеспечения. Самыми главными отличиями транспортно-логистического кластера от производственного...

Методология формирования территорий инновационных центров...

Инновационные центры, научно-технологические парки, научные долины, технополисы — это

− обновление транспортно-дорожной сети и улучшение транспортной доступности

− улучшение имиджа и качества облика территории за счёт эстетических приёмов архитектуры и...

Логистизация кластерного подхода развития региональной...

Высокая конкурентоспособность территории обеспечивается положением кластеров, как

Транспортно-логистический кластер создаёт условия для эффективного функционирования

Создание кластеров — одно из основных направлений развития экономики регионов...

Зарождение и становление транспортно-логистических...

Транспортно-логистические кластеры (ТЛК) — отраслевые кластеры, конечной продукцией которых

Транспортно-логистические кластеры относятся к одной из трех категорий: портовые ТЛК

Целью создания транспортного консолидирующего центра является организация...

Проблемы и перспективы организации передвижения туристов...

Для Санкт-Петербурга, позиционирующего себя как мировой туристский центр, простота

К тому же у подавляющего большинства пользователей городской транспортной системой представление о

К первому блоку отнесем технические решения транспортной проблемы...

Сравнительный анализ различных видов особых экономических...

центры же находятся за пределами правового поля особых экономических территорий, что (позицию законодателя) можно отразить в виде схемы с помощью

Однако если обратиться к первоначальному историческому смыслу понятия СЭЗ, который освещен в «Международной...

Комплексное освоение территорий: особенности и проблемы...

Комплексное освоение территорий: особенности ипроблемы реализации (на примере Санкт-Петербурга).

Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

Такой подход позволит концентрировать жилищную и промышленную застройку в границах...

Задать вопрос