Проектная и исследовательская деятельность как формы организации работы с одаренными детьми во внеурочное время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Хертуева, Т. Г. Проектная и исследовательская деятельность как формы организации работы с одаренными детьми во внеурочное время / Т. Г. Хертуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58800/ (дата обращения: 27.01.2022).



Статья посвящена проблеме – работе с одаренными детьми: современному обществу необходимы люди, обладающие ключевыми компетенциями XXI века, профессионалы, которые могут находить новые пути решения предложенных задач. Автор статьи рассматривает методические вопросы по работе с одарёнными детьми. Эти формы работы позволяют им в полной мере раскрыть свои таланты. В данной работе автор представляет собственный опыт, выделяет ключевые моменты по организации проектной и исследовательской деятельности, на которые стоит обратить внимание при работе с этой категорией детей.

Ключевые слова: одаренные дети, исследовательская деятельность, метод проектов.

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли,

и требующий к себе огромного внимания.

В.А. Сухомлинский

Многие годы отечественная школа уделяла больше внимания отстающему ученику. Но жизнь не стоит на месте. В связи с изменением общества меняются требования к школьному образованию. Современному обществу необходимы люди, которые обладают ключевыми компетенциями, находят выход из нестандартных ситуаций. Поэтому сегодня проблема работы с одаренными детьми очень актуальна.

«Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения» [8]. Одаренный ребенок – это особенный ребёнок, любознательный, энергичный. У такого ребёнка хорошо развита речь, он обладает большим словарным запасом, ему интересно буквально всё. Одаренные дети – это дети с более высоким уровнем мотивации к собственному интеллектуальному и духовному развитию, они умеют осознанно ставить перед собой определённые цели и делают все возможное, чтобы реализовать их. Именно таким детям интересно принимать участие в научно-практических конференциях, олимпиадах.

Каждый ребёнок приходит в этот мир со своими способностями и скрытыми талантами, задача педагога и школы помочь раскрыть и развить их. Здесь важная роль, конечно, принадлежит учителю, который должен стать для ребенка авторитетом, личностью, увлеченной своей работой. Задача учителя не оставить без внимания работу одарённого ребёнка, отметить его результаты и достижения, таким образом, стимулировать интерес к последующей творческой работе.

Для выявления одаренных детей: сначала начинаем работу со всем классом, затем во время урочной и внеурочной деятельности мы отмечаем наиболее заинтересованных обучающихся. Особенно заметно проявляют себя одарённые дети при подготовке к внеурочным образовательным событиям. Следующий этап работы с такими детьми – индивидуализация: более углублённая работа с теми из них, кто проявил большую заинтересованность в той или иной предметной области.

Наиболее продуктивными формами работы являются проектная и исследовательская деятельность, участие в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.

Особенностью проектного метода является то, что после сбора необходимого материала, вещественных доказательств, их анализа, систематизации и оформления, обучающиеся должны получить некий продукт: выпуск фильма, видеоролик, презентацию, компьютерный альбом, выставку работ в школьном музее. Этот учебный метод даёт возможность одарённому ребёнку освоить навыки поисковой деятельности, научиться проводить интервьюирование, развить свои коммуникативные способности.

Выбор темы исследовательской работы или проекта обычно вызывает затруднение: одарённому ребёнку многое интересно. Именно на этом этапе очень важна роль учителя, который поможет обучающемуся определиться с выбором темы.

Это могут быть темы, связанные с историей семьи, города. Например, при выполнении проектной работы «История семьи» продуктом может стать семейный альбом с фотографиями и историями или семейная летопись.

«Путеводитель по городу», «История создания улицы…» – такой проект сможет вовлечь ученика в изучение истории родного города, истории создания улицы. «Ученик приобретает знания об архитектуре, истории города, навыки аналитической работы, работы с фотоматериалами. В качестве продукта могут выступать брошюра – путеводитель (фотоальбом) по улице, району, известным архитектурным памятникам города, видеоролик, презентации» [3].

«Мой герой» – такой проект поможет воспитать у учащихся чувство патриотизма и ответственности за судьбу своей Родины. Учащийся в своём проекте может рассказать о своих родственниках – участниках, детях Великой Отечественной войны. Продуктом такого проекта может стать памятный альбом, который пополнит экспозиции школьного музея.

Исследовательские работы и проекты, направленные на изучение традиций и обычаев своего народа, пробуждают интерес и бережное отношение к историческим и культурным ценностям, воспитывают интерес и любовь к малой родине.

«Метод проектов – один из методов обучения детей, стимулирующий интерес учащихся к актуальным и значимым проблемам современности. И в этом плане краеведческий компонент не только дает учащимся теоретические знания, но и активно включает учащихся в работу, позволяет провести самостоятельное практическое исследование по истории. Приобщение детей к истории и культуре родного края развивает в них чувство ответственности, патриотизма, трудолюбия, наблюдательность, дружелюбие, заинтересованность и помогает не только в реализации системно – деятельностного подхода, но и влияет на формирование человека – гражданина своей страны» [6].

Таким образом, технологию проектирования можно определить как совокупность методов создания нового на основе творческого преобразования имеющегося.

Главной целью проектной и исследовательской работы является развитие личности учащегося. Цель исследовательской деятельности в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Учащиеся, занимающиеся проектной и исследовательской деятельностью, приобретают положительный, развивающий их результат:

  1. при формулировании выводов они могут интегрировать знания из различных предметных областей;
  2. они самостоятельны при выборе решений проблемных ситуаций;
  3. они развивают коммуникативные умения, ораторские способности;
  4. они приобретают возможность развить культуру умственного труда;
  5. учащиеся – победители и призеры конкурсов и научно-практических конференций разного уровня – получают дополнительный стимул к развитию своего творческого потенциала.

Творческие формы работы помогают одарённым детям в выборе профессии и дальнейшем самоопределении.

Таким образом, исследовательская деятельность предполагает личностное общение ученика и учителя. Происходит передача жизненного опыта и нравственных установок от учителя к ученику. А это отвечает главной цели исследовательской и проектной работы – развитие личности учащегося. Обеспечивает дальнейшее творческое развитие одарённого ребёнка.

Литература:

  1. Краснова В.В. проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения// Юный ученый. – 2016. – №6.1.- С. 31 – 33. URL https://yun.moluch.ru. (дата обращения 12.01.2019).
  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // "Завуч", № 1, 2001.
  3. Нарышкина В.С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5 – 7 классов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г.Казань: Бук, 2018. – С.44-46.- URL https://moluch.ru (дата обращения 03.02.2019).
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., АРКТИ, 2003.
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996 –р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
  6. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  7. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Педагогич. соч.: 6 т.- Т.1. – М.: Педагогика,1988. – с.253.
  8. Н.Б. Шумякова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред Н.Б. Шумяковой. Одаренный ребёнок: особенности в обучении: пособие для учителя. М.; Просвещение, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, одаренный ребенок, ребенок, работа, исследовательская работа, история создания улицы, метод проектов, проектная работа, современное общество, школьный музей.


Похожие статьи

Проектная деятельность как метод работы с одаренными...

Для работы с детьми с повышенными способностями в современном мире все больше развивается разнообразных форм и методов. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических...

Проектная деятельность как форма работы с одаренными...

Предлагается начать эту работу с младшего школьного возраста, вовлекая детей в исследовательскую и проектную деятельность.

Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

Современная школа — это место, где дети и подростки проводят большую часть своего времени. От того, как организованно это время, зачастую зависит будущее наших детей. Именно в школе закладывается первоначальные знания...

Проектно-исследовательская работа в начальных классах

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует...

Работа с одарёнными детьми средствами...

Библиографическое описание: Водопьянова Т. М. Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности

Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для...

Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во...

Библиографическое описание: Коломыйцова И. Н. Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во внеурочное время

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют...

Развитие творческого потенциала одаренных детей через...

Целью работы школьного научного общества с одаренными детьми являются:выявление одаренных детей;создание условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Автор в статье раскрывает возможности использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников. Основу метода проектов составляет развитие таких исследовательских умений младших школьников...

Похожие статьи

Проектная деятельность как метод работы с одаренными...

Для работы с детьми с повышенными способностями в современном мире все больше развивается разнообразных форм и методов. Однако, очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических...

Проектная деятельность как форма работы с одаренными...

Предлагается начать эту работу с младшего школьного возраста, вовлекая детей в исследовательскую и проектную деятельность.

Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

Современная школа — это место, где дети и подростки проводят большую часть своего времени. От того, как организованно это время, зачастую зависит будущее наших детей. Именно в школе закладывается первоначальные знания...

Проектно-исследовательская работа в начальных классах

Проектно-исследовательская деятельность — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует...

Работа с одарёнными детьми средствами...

Библиографическое описание: Водопьянова Т. М. Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности

Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для...

Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во...

Библиографическое описание: Коломыйцова И. Н. Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста во внеурочное время

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют...

Развитие творческого потенциала одаренных детей через...

Целью работы школьного научного общества с одаренными детьми являются:выявление одаренных детей;создание условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок...

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют...

Метод проектов как средство развития исследовательской...

Автор в статье раскрывает возможности использования метода проектов как средства развития исследовательской деятельности младших школьников. Основу метода проектов составляет развитие таких исследовательских умений младших школьников...

Задать вопрос