Расторжение заказчиком государственного контракта в сфере государственных закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 июля, печатный экземпляр отправим 29 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 13.05.2019

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Абрамкин, М. Н. Расторжение заказчиком государственного контракта в сфере государственных закупок / М. Н. Абрамкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58782/ (дата обращения: 15.07.2020).



В статье рассматриваются вопросы расторжения заказчиком государственного контракта в сфере закупок. Расторжение государственного контракта ведет к нарушению, как принципов гражданского законодательства, так и принципов закона о контрактной системе. В статье предлагается решение названной проблемы с точки зрения внесения изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: принципы гражданского законодательства, принципы закона о государственных закупках, государственный заказчик, государственный контракт, публично-правовые образования.

Отношения в сфере государственных закупок являются частью гражданско-правовых отношений, целью которых является стабильный экономический оборот в сфере закупок публично-правовыми образованиями. Правоотношения, обусловленные расторжением государственного контракта, регламентируются Гражданским кодексом и Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Гражданский кодекс Российской Федерации. Процесс расторжения контракта базируется прежде всего, на принципе равенства участников контракта и запрета на извлечение преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения. Наряду с базовыми принципами гражданского законодательства, законодателем запрещено осуществление гражданских прав с намерением причинить вред другому лицу, в обход закона с противоправной целью, иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) в процессе осуществления закупок.

Частью 8 ст.95 Федерального закона № 44 — ФЗ предусмотрено расторжения контракта в следующих случаях: по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством [2]. Достаточно типичной является ситуация заключенного договора на поставку, выполнение работ, оказание услуг, с указанием сроков действия контракта, когда исполнитель услуг, работ выполняет их, но в силу непреодолимых обстоятельств за которые исполнитель не отвечает, исполнение государственного контракта оказывается под вопросом и органы государственной власти буквально толкуя положения контракта в одностороннем порядке расторгают контракт. В связи с односторонним расторжением контракта, государственный заказчик направляет в УФАС заявление о включении сведений об исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков. Анализ практики и контроля ФАС России по государственным закупкам показывает, что органы государственной власти, по сути, используя свой статус, препятствуют юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, при исполнении условий государственного контракта.

Так, анализ одного из дел, рассмотренных в УФАС по Оренбургской области, показал следующее. Администрацией муниципального образования был заявлен односторонний отказ от контракта с последующим направлением в Оренбургский УФАС заявления о включении в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с нарушением исполнителем сроков исполнения муниципального контракта на оказание услуг по внесению сведений о границах 15 (пятнадцати) территориальных зон муниципального образования согласно техническому заданию. На основании исходных документов, предоставленных заказчиком, был произведен сбор и анализ сведений об объектах землеустройства (координаты объектов), которые впоследствии исполнителем контракта исправлялись в соответствии с редакцией действующих правил землепользования и застройки муниципального образования, что значительно увеличило сроки выполнения работ исполнителем контракта. Заказчик, не уведомив исполнителя контракта проводил параллельные работы по внесению изменений в правила землепользования и застройки; постановке на кадастровый учет земельных участков, и зная о внесенных изменениях в исходную документацию, не уведомил и согласовал разработанные исполнителем графические материалы. Действия заказчика, по сути, меняли содержание работ, выполненных исполнителем контракта.

Подобная ситуация говорит о том, что публично-правовые образования не исполняют добросовестно положения контракта, злоупотребляя положениями законодательства и Федерального закона № 44-ФЗ. Государственный заказчик стремится отказаться от договора, используя формальный предлог о несоблюдении сроков выполнения работ добросовестным исполнителем и действия заказчика в этой ситуации подкрепляются направлением заявления о внесении исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков. Даже если исполнитель не будет включен в реестр, то он может потерять контракт и обеспечение по контракту, а далее следует судебный процесс в арбитражном суде между заказчиком и исполнителем, где процесс может затянуться по срокам. Говоря о подобных случаях, мы, прежде всего, хотим обратить внимание на следующие отрицательные аспекты:

– публично-правовые образования нарушают принципы и нормы гражданского законодательства и Федерального закона № 44 — ФЗ, и прежде всего принципов обеспечения конкуренции и профессионализма заказчиков;

– подобная тенденция негативна, так как недобросовестное поведение публично-правовых образований создает плохую «рекламу» им самим;

– создаются препятствия по формированию рыночной экономики в контексте государственных закупок и прежде всего развития малого и среднего предпринимательства.

Решение проблемы одностороннего отказа государственных заказчиков по формальным основаниям, влекущим для исполнителей значительный ущерб вследствие потери контракта возможно посредством внесения изменений в Федеральный закон № 44 — ФЗ, а именно, посредством предоставления исполнителям контракта право обжалования в УФАС принятого решения об одностороннем отказе от заключенного контракта, так и привлечение заказчика к административной ответственности за необоснованный отказ от заключенного договора по аналогии с положениями ст.7.32. КоАП РФ «Нарушение порядка заключения, изменения контракта». Подобные предложения повлекут обоснованную критику, касающуюся полномочий УФАС и судебной системы, т. е. вопросы исполнения контракта и его расторжения подлежат рассмотрению прежде всего в арбитражном суде. Но, в соответствии со ст.23.1. КоАП РФ судьи вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.7 ст.7.32 (действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности) [1], после составленного должностным лицом антимонопольного органа протокола об административном правонарушении. Полагаем, что подобное нарушение имеющее признаки необоснованного одностороннего расторжения контракта должно подлежать рассмотрению арбитражным судом после составления антимонопольным органом протокола об административном правонарушении, выявленном при рассмотрении дела о включении исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, либо по жалобе исполнителя о нарушении его прав при исполнении контракта. В целом, законодательная новелла позволит избежать нарушений прав исполнителей контрактов и принципов Федерального закона № 44 — ФЗ.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. — 2002.- № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. — 2013. — № 14. — Ст. 1652.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный контракт, исполнитель контракта, гражданское законодательство, муниципальное образование, государственный заказчик, арбитражный суд, исполнение контракта, оказание услуг, односторонний отказ, Гражданский кодекс.


Ключевые слова

государственный контракт, публично-правовые образования, принципы гражданского законодательства, принципы закона о государственных закупках, государственный заказчик

Похожие статьи

Право государственного заказчика на односторонний отказ от...

В статье рассматривается возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта, основания отказа, приводятся примеры судебной практики. Ключевые слова: государственные контракты, закупки, расторжение контракта...

Понятие государственного контракта в законодательстве...

В статье рассматривается понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации. В частности, автором приводятся мнения авторов, исследующих понятие «государственный контракт» в теории права, в том числе мнения, которые кардинально...

Особенности гражданско-правовой ответственности за...

контракту была рассмотрена на заседании Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Северо-Западного округа

Арбитражные суды невключение условия об ответственности сторон в фиксированном размере в проект контракта не рассматривают как абсолютное...

Недействительность государственных и муниципальных...

Данная статья посвящена проблемам недействительности государственных и муниципальных контрактов, проведён анализ недействительности государственных и муниципальных контрактов, рассмотрены основания их недействительности...

Государственный контракт: способы обеспечения исполнения

В статье рассматриваются проблемы обеспечения исполнения государственного контракта. В частности, возможность выдачи банковской гарантии в электронной форме; возможность применения нескольких способов обеспечения исполнения контракта.

Государственный контракт на выполнение работ для...

Определение «государственный контракт» представляется в Федеральном Законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где под государственным и муниципальным...

Односторонний отказ от исполнения обязательства...

Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства, равно как и одностороннего изменения условий договора выражена в ст.310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК). Данный принцип базируется на древнеримской максиме...

Реализация и ограничение принципа свободы договора...

При одностороннем отказе от контракта заявитель автоматически соглашается с теми

Гражданско-правовая ответственность при нарушении условий контракта тоже определяется в

По решению Конституционного суда Российской Федерации, у принципа свободы договора...

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для...

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, государственный и муниципальный контракт, официальный сайт Единой информационной системы, правовая ответственность, реестр контрактов, размещение информации. В Федеральном законе от...

Право на односторонний отказ от договора: правовая природа...

Ключевые слова: стабильность гражданского оборота, односторонний отказ от исполнения

В законодательстве до 1 июня 2015 года право на односторонний отказ от договора

Данное обстоятельство прямо указано в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №...

Похожие статьи

Право государственного заказчика на односторонний отказ от...

В статье рассматривается возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта, основания отказа, приводятся примеры судебной практики. Ключевые слова: государственные контракты, закупки, расторжение контракта...

Понятие государственного контракта в законодательстве...

В статье рассматривается понятие государственного контракта в законодательстве и праве Российской Федерации. В частности, автором приводятся мнения авторов, исследующих понятие «государственный контракт» в теории права, в том числе мнения, которые кардинально...

Особенности гражданско-правовой ответственности за...

контракту была рассмотрена на заседании Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Северо-Западного округа

Арбитражные суды невключение условия об ответственности сторон в фиксированном размере в проект контракта не рассматривают как абсолютное...

Недействительность государственных и муниципальных...

Данная статья посвящена проблемам недействительности государственных и муниципальных контрактов, проведён анализ недействительности государственных и муниципальных контрактов, рассмотрены основания их недействительности...

Государственный контракт: способы обеспечения исполнения

В статье рассматриваются проблемы обеспечения исполнения государственного контракта. В частности, возможность выдачи банковской гарантии в электронной форме; возможность применения нескольких способов обеспечения исполнения контракта.

Государственный контракт на выполнение работ для...

Определение «государственный контракт» представляется в Федеральном Законе № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где под государственным и муниципальным...

Односторонний отказ от исполнения обязательства...

Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства, равно как и одностороннего изменения условий договора выражена в ст.310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК). Данный принцип базируется на древнеримской максиме...

Реализация и ограничение принципа свободы договора...

При одностороннем отказе от контракта заявитель автоматически соглашается с теми

Гражданско-правовая ответственность при нарушении условий контракта тоже определяется в

По решению Конституционного суда Российской Федерации, у принципа свободы договора...

Некоторые особенности порядка ведения реестра контрактов для...

Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, государственный и муниципальный контракт, официальный сайт Единой информационной системы, правовая ответственность, реестр контрактов, размещение информации. В Федеральном законе от...

Право на односторонний отказ от договора: правовая природа...

Ключевые слова: стабильность гражданского оборота, односторонний отказ от исполнения

В законодательстве до 1 июня 2015 года право на односторонний отказ от договора

Данное обстоятельство прямо указано в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №...

Задать вопрос