В статье рассмотрены методы экономии затрат в путевом комплексе ОАО «РЖД», приведены мероприятия по сокращению затрат, выделены приоритетные задачи по повышению эффективности работы путевого хозяйства.
Ключевые слова: инфраструктура, путевой комплекс, железнодорожный путь, эксплуатационные расходы, усовершенствование.
В настоящее время вопрос внедрения эффективной системы экономии затрат в холдинге «РЖД», в том числе, в бизнес-блоке «Инфраструктура» набирает новые обороты, так как, в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р политика компании направлена на поэтапное повышение грузооборота и развития высокоскоростного движения поездов. [1] [2]. На сегодняшний день без качественного улучшения управления процессами инфраструктурного блока, в особенности, его фундаментальной базы — путевого комплекса, реализация мероприятий, намеченными вышеуказанными руководящими документами, практически невозможна.
Путевое хозяйство — многофункциональный комплекс, главной задачей которого является выполнение всех видов ремонта и обслуживания железнодорожного пути и сооружений в целях обеспечения устойчивой и безопасной эксплуатационной деятельности железных дорог.
Основным элементом путевой инфраструктуры является железнодорожный путь, представляющий собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отвода и предназначенных для осуществления движения поездов с установленными скоростями», и включающий в себя: верхнее строение (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма), земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения. [3] В нем сосредоточено более 50 % всех основных фондов железнодорожного транспорта. Доля расходов хозяйства пути в общих расходах компании в настоящее время составляет более 30 %.
Главной целью путевого комплекса в данный момент времени является сокращение производственных издержек при максимализации пропускной и провозной способности в условиях обеспечения безопасности движения поездов.
В связи с этим существующая система ведения путевого хозяйства должна основываться на перспективном развитии, в основе которого лежит совершенствование конструкции верхнего строения пути, дальнейшая механизация и автоматизация работ, технологий их выполнения.
Приоритетными направлениями развития путевого комплекса на сегодняшний день являются:
– повышение долговременной стабильности пути на основе использования прогрессивных конструкций и материалов, перехода на выполнение работ современными комплексами путевых машин;
– оптимизация технологий ремонта и текущего содержания пути и доведение годовой выработки машинных комплексов до их проектной мощности;
– повышение мотивации и уровня оплаты труда при внедрении новых технологий и росте производительности труда.
Сокращение затрат непосредственно связано с эффективностью развития производства. Внедрение ресурсосберегающих программ в путевом хозяйстве без повышения технического уровня производства, за счет которого достижимо значительное сокращение эксплуатационных и трудовых затрат, не демонстрирует запланированного снижения себестоимости перевозок на железнодорожном транспорте.
На сегодняшний день существенной экономии затрат в путевом комплексе возможно достигнуть только посредством его развития за счет использования более эффективных технических средств, обновления методики управления расходами, совершенствования форм организации труда и технологических процессов, включения интенсивных (качественных) факторов повышения экономической эффективности.
Введение на грузонапряженных участках модернизированного (усовершенствованного) пути с более продолжительным жизненным циклом, который позволит существенно снизить издержки — приоритетная задача путевого комплекса железных дорог.
В настоящее время «Положение о системе ведения путевого хозяйства», утвержденное распоряжением № 3212р от 31.12.2015г., предусматривает реконструкцию или капитальный ремонт пути по прохождению 1100 млн.т. брутто. Для обеспечения роста межремонтных сроков, необходимо использовать материалы верхнего строения пути, такие как:
- Рельсы мировых стандартов качества таких компаний, как «Nippon Steel» и «Voestalpine». Основным преимуществом закупки рельс «Voestalpine» — возможность транспортировки в РФ плетей длиной до 100м.
- Стрелочные переводы, обеспечивающие конструктивную скорость движения пассажирских проездов по основному ходу до 250 км/ч и по боковому пути до 120 км/ч. Российские сталелитейные заводы готовы к производству данных проектов стрелочных переводов, в 2009 году они прошли все необходимые для ввода в эксплуатацию испытания.
- Бесстыковой путь с рельсовыми петлями неограниченной длины, с полным исключением болтовых рельсовых стыков, включая стрелочные переводы. За счет использовании бесстыкового пути снижаются эксплуатационные расходы на его содержание, расходы топлива и электроэнергии на локомотивную тягу, увеличиваются сроки между планово- предупредительными работами по обслуживанию пути. Возрастает уровень безопасности движения поездов за счет уменьшения дефектов и отказов технических средств. Несмотря на высокие показатели эффективности использования, существует ряд ограничений по его укладке таких, как климатические условия, кривые малого радиуса, неустойчивое земляное полотно. Решением проблемы в развитии бесстыкового пути на территории РФ может являться расширение полигонов укладки, в том числе, в кривых радиусом менее 350–300 метров с использованием шпал с повышенным сопротивлением сдвигу с заменой щебеночного балласта.
- Долговечные пружинные рельсовые и необслуживаемые промежуточные скрепления. Эффективное использование данного типа конструкций возможно за счет перенятия зарубежного опыта и адаптирования под собственные условия эксплуатации.
- Щебень повышенного качества, соответствующий проекту ГОСТ 7392–2014. Оздоровление земляного полотна на скоростных и грузонапряженных участках путем укладки щебня из более плотных горных пород позволит сократить расходы на текущее содержание пути.
Увеличению межремонтных сроков на высокоскоростных участках поспособствует адресное повышение несущей способности основной площадки земляного полотна путем укладки подбалластных защитных слоев.
Поскольку при техническом усовершенствовании конструкции пути возрастает его надежность, следовательно, сокращается число отказов технических средств, требующих немедленного ремонта.
При производстве капитального ремонта, реконструкции пути и стрелочных переводов необходимо максимальное расширение использования технологии длительного закрытых перегонов. Данная технология высоко себя зарекомендовала на Западно — Сибирской железной дороге, на данный момент этим способом там производят более 85 % капитальных ремонтов. К примеру, при реконструкции полигона протяженностью порядка 20 км, при переходе с технологии «окон» на «длительное закрытие» затраты рабочего времени сократились в 3,5 раза, экономический эффект составил более 16 млн.рублей. [4]
На участках с высокой грузонапряженностью и высокоинтенсивным движением поездов возможно использования «ночной» технологии ремонта пути.
Для сокращения затрат на текущем содержании пути необходимо вводить в эксплуатацию новые типы основных средств.
Способствовать росту производительности труда и повышению экономической эффективности путевого комплекса будет обновление парка путевых машин и средств диагностики. В связи с дальнейшим изменением технических и технологических характеристик средств диагностики пути, необходимо пересмотреть их количественное отношение в пределах дистанции пути и трудовые затраты на их эксплуатацию при обеспечении максимального уровня безопасности перевозочного процесса.
При разработке новой методологии управления затратами, в связи с технологическими изменениями в путевом хозяйстве, необходимо учитывать несколько существенных факторов:
– фактор учета затрат на содержание пути;
– фактор задержки и снижения участковой скорости поездов при производстве работ.
Новая система управления затратами путевого комплекса должна быть основана на применении информационных и ресурсосберегающих технологий.
Для корректного отражения расходов необходимым условием является разработка нового классификатора затрат, соответствующего целям управления.
В связи с новой методикой управления путевым комплексом, следует пересмотреть и усовершенствовать действующие нормативные положения по управлению эксплуатационными расходами, в частности:
- Нормы расхода рабочей силы по текущему содержанию пути и искусственных сооружений;
- Нормы расхода материалов и изделий на текущее содержание пути, планово-предупредительную выправку, ремонт пути и других устройств путевого хозяйства. [3]
Также в них необходимо включить следующие поправки:
1. В расчет норм трудовых и материальных затрат — показатель интенсивности использования железнодорожного участков;
2. Необходимость учета в большей степени износ пути;
3. Необходимо совершенствовать технологические нормативы в связи с внедрением модернизированных МВСП.
Сегодня мы находимся в состоянии, когда важно успевать впитывать вновь появляющиеся прорывные технологии, а значит, необходимы инструменты быстрого и эффективного изменения нормативных документов под новые технологии и уделять особое внимание развитию высокотехнологичной корпоративной культуры. Все это позволит успешно решить стратегические задачи ОАО «РЖД», поставленные перед холдингом «РЖД» на ближайшие несколько лет.
Литература:
- Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р
- долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р
- «Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути». Распоряжение ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2791р.
- «Концепция реформирования ремонтного комплекса путевого хозяйства ОАО «РЖД»: утверждена протоколом заседания совета директоров ОАО «РЖД» от 20 апреля 2007 г. № 8.
- Прогрессивные технологии ремонта железнодорожной инфраструктуры// Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: Материалы II Всероссийской с международным участием научно- практической конференции студентов (17–18 марта 2015г.) / Отв.ред.: У. М. Шереметьева. — Новосибирск: Издательство ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, 2015.- 198 с.