Управление педагогическим коллективом при внедрении новшеств в образовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 05.05.2019

Статья просмотрена: 604 раза

Библиографическое описание:

Пухова, Л. Р. Управление педагогическим коллективом при внедрении новшеств в образовательных учреждениях / Л. Р. Пухова, Алина Борукаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58735/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данной статье рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на перспективы управления инновационными процессами в образовании, приведены основные антииновационные барьеры и программа, рекомендации по их преодолению.

Ключевые слова: инновация, антиинновационный барьер, педагоги-новаторы, традиционализация, человеческий фактор.

Иннова́ция, нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Современное общество характеризуется развертыванием больших инновационных циклов во всех областях: политике, экономике, технике, культуре, общественной и индивидуальной жизни.

Но изменения, охватившие все сферы нашего общества, не могут быть полными и основательными, если не будет реформирована система образования. Глубокое недовольство общества состоянием образования в целом и осознать насущную необходимость кардинальных изменений в нем привели к тому, что инновационные процессы стали массовыми. Причиной этой массы являются демократические перемены последних лет, которые предоставили ученым, педагогам-новаторам дополнительные возможности для свободы педагогического творчества и реализации их смелых идей и инициатив [1]. В результате, на сегодняшний день существует достаточное количество различных педагогических изобретений — инноваций, и большинство из них доказывают свою высокую преемственность и эффективность при использовании. Но, к сожалению, лишь небольшая часть этих нововведений успешно внедряется, другая часть остается проигнорированной в сфере их дальнейшего применения из-за» сбоя " внедрения или внедрения, но безуспешной. Какое невыполнение? Неудачей внедрения можно считать такое нововведение, которое не дошло до стадии традиционализации, т. е. до стадии, когда использование нововведения уже считается традицией [5].

Эффективность инноваций в образовании в большинстве случаев зависит от ряда факторов: особенностей предлагаемой инновации, потенциала образовательного учреждения, позиции и квалификации администрации и учредителей инноваций. Все эти факторы взаимосвязаны, и каждый из них важен, но психологическое личностное отношение педагогов имеет решающее значение. Именно от этого в конечном итоге зависит реализация или провал плана.

Следует отметить, что профессорско-преподавательский состав вуза не является единым монолитным целым. Из-за многих причин (мотивация, профессиональная и личная позиция, и т. д.) педагоги по-разному относятся к инновациям. В любом коллективе есть новаторы и консерваторы, сторонники обновления истеблишмента и противники перемен.

На сегодняшний день, к сожалению, не все экспериментаторы учитывают основной человеческий фактор, влияющий на процесс внедрения образовательных инноваций, и при запуске инноваций сталкиваются с трудностями, которые впоследствии приводят к провалу внедрения или его провалу. Есть ряд вопросов: с чего начать? Как сказать? Как вести себя с педагогической организацией? Как выделить из этой группы педагогов-энтузиастов (индивидуалистов) главного реализатора нововведения? Как организовать коллективную творческую работу? Как преодолеть сопротивление преподавательского состава инновациям? Ведь, зная все это, сколько ошибок и неудач можно было бы избежать, сколько положительных изменений можно было бы внести в образовательный процесс, успешно внедряя педагогические инновации.

На сегодняшний день научно обоснованные и практически конструктивные теории, методы, технологические инновации не в полной мере раскрывают структуру опыта внедрения, последовательность, коррелирующую с личностно-творческими и психологическими характеристиками педагогов [2, с.45]. Выявленное противоречие между объективной потребностью руководителей образования в эффективном и результативном управлении педагогическими инновациями, учитывающими человеческий фактор, и отсутствием развития этих вопросов в общей педагогической теории и практике и привело к выбору нашей темы. Но, тем не менее, наше исследование опиралось на такие направления, как:

– инновации как неотъемлемая часть деятельности современного педагога для самореализации творческого потенциала на пути к высшим профессиональным достижениям; эти законы творческой деятельности взрослого человека как субъекта обучения исследуются в акмеологии;

– инновационные процессы в образовательных учреждениях;

– психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности педагога (К. Ангеловски, В. И. Долгова, И. Е. Пискарева, Д. Р. Принбекова, Н. П. Фетискин, В. А. Лопатин и др.) [3], [4];

– теоретические обоснования причин затруднений;

– социальные факторы инновационных процессов;

– проблемы инновационной политики в производственной сфере;

– взаимоотношения инноваторов и трудового;

– основной методологической базой исследования по проблеме психологических барьеров нововведений стали авторы: К. Ангеловски, В. И. Андреев, В. Л. Аношкина, К. М. Ушаков [5].

Тем не менее, следует отметить, что работ над психологическими аспектами инноваций явно недостаточно. В то же время практика настоятельно диктует необходимость более глубокого изучения инновационных процессов, оптимизации их управления, основных факторов, препятствующих или способствующих внедрению и распространению образовательных инноваций, а именно индивидуально-личностных и психологических характеристик педагога — как основного двигателя инновационного процесса.

Целью данной статьи является выявление оптимального уровня управления преподавательским составом при внедрении инноваций. Цель была достигнута путем решения таких задач, как:

1) определение основных факторов, влияющих на эффективность данного процесса, и причин антиинновационного сознания педагогов, программирование отказа от внедрения образовательных инноваций;

2) определение роли личностно-личностных и психологических характеристик педагога в управлении педагогическим коллективом при инновационной деятельности, выявление оптимальных путей преодоления психологических барьеров педагогов на пути внедрения образовательных инноваций;

3) составление программы управления педагогическим коллективом при внедрении инноваций.

В ходе исследования мы выявили, что успешность внедрения педагогических новшеств зависит:

– от множества неоднородных факторов: как объективных (статусных характеристик), так и субъективных;

– индивидуально-личностных особенностей педагога и социально-психологических характеристик педагогического коллектива;

– степени усовершенствования условий процесса внедрения педагогических новшеств, где учитываются поэтапность, индивидуальные, личностно-творческие и психологические особенности каждого педагога в коллективе.

В условиях перемен и высокой скорости внедрения, любое изменение, которое планируется, часто встречает сопротивление со стороны профессорско-преподавательского состава. Основными причинами сопротивления преподавателей инновациям являются отсутствие у них мотивации к инновациям, обусловленное: низким уровнем творческого потенциала и способности принимать ответственные творческие решения; некомпетентностью в результатах инновационной деятельности; недостаточной оплатой государством «знаний» и использованием педагогических технологий преподавателем, повышающих уровень образования обучающихся.

Об успехе управления профессорско-преподавательским составом в инновационном процессе можно сказать, когда команда руководствуется принципом «выиграл-выиграл». Это означает: сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов — организация процесса, в котором все благо становится главной задачей.

Обобщая анализ исследований по управлению педагогическим коллективом в инновационном процессе, мы пришли к выводу, что основным двигателем инновационного процесса новаторы и лидеры — люди с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают, активно внедрять и распространять новые. Исходя из этого принципа, мы разработали программу, которая включает в себя шесть этапов и способствует успешной реализации инноваций в образовательных учреждениях:

– выявление педагогического коллектива педагогов-энтузиастов (должно быть осуществлено как можно раньше начала инновационного процесса; вначале целесообразно ориентироваться на педагогов-энтузиастов, они всегда открыты для нового, смело его внедрять и распространять);

– создание информационной базы (доклад, семинар, совещание, лекция, демонстрация, выставка-способы передачи инноваций на теоретическом уровне). Показ фрагментов лекций и публичных лекций по данной технологии-ознакомление с инновациями на практическом уровне);

– анализ и проектирование (формулирование инновационных идей, проектирование курса работы непосредственно с преподавателями-энтузиастами-создание первого внутреннего творческого ядра);

– первое тестирование инновационных идей с участием» ведущей группы преподавателей», привлечение» предварительного/позднего " большинства и флуктуирующих в открытых лекциях-тестировании, совместный анализ тестирования инноваций и их сравнение на примере предыдущих лекций;

– мотивация других преподавателей на результаты занятий, проводимых учителями-экспериментаторами.

Преодоление этих педагогов фазами отрицания и сопротивления и переход к фазе научных исследований и взаимодействия, создания с их второго внешнего творческое ядро (тестирование инноваций учителей второе творческое ядро, сравнение, анализ результатов); совместное подведение итогов проверки на совещании, на заседании методического семинара, плюсы и минусы инновационной, решение об его дальнейшем использовании.

Таким образом, в процессе инновационной работы в первую очередь необходимо учитывать человеческий фактор как социальную основу инновационного процесса и продолжать использовать личные ресурсы, прежде всего тех педагогов, которые более открыты для новых (новаторов) и в чьем лице руководитель более авторитетен в начале.

Литература:

  1. Алексеева Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента // Учитель. — 2004. — № 3. С. 26 -28.
  2. Бысик Н. В. Изменить позицию педагога // Директор школы. — 2007. — № 2. С. 21–23.
  3. Бычков, А. В. Инновационная культура // Профильная школа. — 2005. — № 6. С. 32–35.
  4. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1999. — 479 с.
  5. Дахин А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?// Народное образование. — 2003. — № 2. С. 111–113.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационный процесс, инновация, педагогический коллектив, инновационная деятельность, основной двигатель, преподавательский состав, профессорско-преподавательский состав, психологическая характеристика педагога, творческий потенциал, творческое ядро.


Ключевые слова

инновация, человеческий фактор, антиинновационный барьер, педагоги-новаторы, традиционализация

Похожие статьи

От учителя-«инноватора» — к инновационному... | Молодой ученый

В статье освещены вопросы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, раскрыта сущность инновационных процессов, последовательность введения инноваций.

Креативность как основа инновационной педагогической...

Именно инновационная деятельность ориентирует педагога на будущее, на новейшие

Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения, т. е. с

В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие...

Творчество в деятельности современного педагога

Творческий потенциал студентов не всегда проявляется в полной мере, что может быть обусловлено особенностями среды образовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса, основами взаимодействия педагога и студентов и т. д.

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

Творческий потенциал педагога — это комплекс психических процессов и свойств личности

Становлению и развитию творческого потенциала педагога способствует реализация

Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в...

Инновационная деятельность педагога в образовании

Инновационность относится к выражению педагогической системы не только по его дидактическому построению, но и общественно значимым результатам и духовному облику педагога [1...

Условия эффективного управления инновационной...

инновационная деятельность, инновационная педагогическая деятельность, инновационный процесс, готовность, готовность учителя, педагогическая практика, система повышения квалификации... Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

Следовательно, инновационная образовательная деятельность — это деятельность

Каждый педагог дошкольного образовательного учреждения стоит перед выбором внедрения

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в...

Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Еще в 80-е годы ХХ века ряд ученых считали важным аспектом подготовки педагога к инновационной деятельности, обеспечение инновационной готовности. В настоящее время феномен готовности к инновационной деятельности активно исследуется Н.Б. Березанской...

Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании...

Креативность педагогов, коллективов на сегодняшний день является наиболее значимым

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском...

Похожие статьи

От учителя-«инноватора» — к инновационному... | Молодой ученый

В статье освещены вопросы организации инновационной деятельности педагогического коллектива, раскрыта сущность инновационных процессов, последовательность введения инноваций.

Креативность как основа инновационной педагогической...

Именно инновационная деятельность ориентирует педагога на будущее, на новейшие

Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения, т. е. с

В «Современном психологическом словаре» креативность определяется как «творческие...

Творчество в деятельности современного педагога

Творческий потенциал студентов не всегда проявляется в полной мере, что может быть обусловлено особенностями среды образовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса, основами взаимодействия педагога и студентов и т. д.

Развитие творческого потенциала педагогов... | Молодой ученый

Творческий потенциал педагога — это комплекс психических процессов и свойств личности

Становлению и развитию творческого потенциала педагога способствует реализация

Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в...

Инновационная деятельность педагога в образовании

Инновационность относится к выражению педагогической системы не только по его дидактическому построению, но и общественно значимым результатам и духовному облику педагога [1...

Условия эффективного управления инновационной...

инновационная деятельность, инновационная педагогическая деятельность, инновационный процесс, готовность, готовность учителя, педагогическая практика, система повышения квалификации... Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

Следовательно, инновационная образовательная деятельность — это деятельность

Каждый педагог дошкольного образовательного учреждения стоит перед выбором внедрения

Педагогическая инновация — нововведение в педагогическую деятельность, изменения в...

Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Еще в 80-е годы ХХ века ряд ученых считали важным аспектом подготовки педагога к инновационной деятельности, обеспечение инновационной готовности. В настоящее время феномен готовности к инновационной деятельности активно исследуется Н.Б. Березанской...

Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании...

Креативность педагогов, коллективов на сегодняшний день является наиболее значимым

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском...

Задать вопрос