На строительном рынке кардинально сменились правила игры. Уже несколько лет объем ввода жилья бьет рекорды: так много не строили даже во времена Советского Союза — власти планируют довести цифру ежегодно вводимых в строй квадратных метров жилья до 100 млн. Как следствие — резко усилилась конкуренция. Целый ряд девелоперских компаний в стране среагировал на новый запрос и возросшую конкуренцию, предложив рынку новое качество жилья. Можно даже сказать, что на глазах формируется новое представление о том, что такое современное российское жилье [1]. Как следствие, огромную внимание стало привлекать к себе именно качество процессов проектирования и строительства, а также инструменты управления качеством. Нами предлагается рассмотреть кейс-технологию как современный востребованный эффективный инструмент управления качеством.
Сравнительно недавно (с начала 2000-г годов) в России стал внедряться как инновационный инструмент преподавания технических и естественных дисциплин так называемый кейс-метод. Хотя история данной технологии получила развитие еще с 1870 г., когда Христофор Колумб Лэнгделл внедрил анализ реальных ситуаций в школе права Гарварда, а уже 1921 г. был выпущен первого сборника бизнес-кейсов The Case Method at the Harvard Business School. В любом случае, кейс-метод нужно и можно применять в строительной сфере как один из возможных способов оценки конкретных проблем и поиска решения задач, одновременно с этим данная технология полезна и студентам вуза для более эффективного освоения материала и снижения формализации получаемых знаний.
Можно с уверенностью утверждать, что современный этап развития строительной сферы отличается большим набором нереализованных амбиций, замыслов и идей, которые не находят реального воплощения в силу нарушения связей между теорией и практикой. В этой связи как раз кейс-метод призван стать той площадкой, на которой будет осуществляться моделирование решения конкретных проблем, что позволит максимально приблизиться к реализации идеи в жизнь. При этом уже на этапе обучения для студентов появляется ряд преимуществ, раскрывающих их индивидуальные особенности, наиболее ценные для будущего работодателя. Поэтому очевидно, что интеграция кейс-технологии в строительную сферу является актуальной своевременной задачей, решение которой способно преодолеть современные вызовы.
Необходимо отметить, что применение кейс-методов до настоящего времени в строительной сфере не развито на должном уровне. Как правило, такой подход применяется в экономический среде, в сфере недвижимости и девелопменте. Но некоторые специалисты полагают, что применение такого подхода будет способствовать улучшению процессов проектирования и строительства, что отразится на сокращении эксплуатационных затрат.
Через внедрение кейс-метода возможно раскрытие творческого потенциала команды. Одной из привлекательных сторон кейсов является отсутствие единственности верного решения. В этом случае задача специалистов состоит в поиске наиболее оптимального подхода и решения поставленной проблемы с последующей аргументацией собственных выводов. Такой подход позволяет рождать альтернативные варианты, которые могут превосходить классические, но находящиеся в рамках шаблонности. Более того, это позволяет преодолеть боязни ошибки, во избежание которых при традиционных решениях они используют заранее известные методики, зачастую даже не вдумываясь в их суть.
Вторым немаловажным аспектом является самостоятельность в поиске ответа. В кейсах нет четкого алгоритма нахождения верного ответа. Существуют приемы для структуризации идей, разделения сфер поиска информации, однако еще не придумано формулы идеального ответа. В этом случае команде единомышленников приходится анализировать разрозненную информацию, грамотно систематизировать ее и вычленять главное, использовать результаты различных исследований для построения собственной гипотезы.
Задание кейса подразумевает под собой вместе с постановкой проблемы и выдача определенного объема информации. Причем не вся представленная информация может и будет использована при решении задачи. Помимо этого, существует практика, когда задание содержит только 80 % требуемой информации, остальное требуется найти самостоятельно, используя различные ресурсы (библиотеки, мнения экспертов, результаты научных исследование и т. д.). Очевидно, что данная концепция направлена на дальнейшее постоянное обучение, на самостоятельность поиска ответов, попутно пополняя знания релевантной информацией и свежими статистическими данными. В этой связи очевидно, что организации строительной сферы (и проектировщики, и непосредственно строители) становятся более привлекательными, более конкурентоспособными, при этом качество продукта существенно повышается.
Вопрос эффективности какого-либо процесса, протекающего в организации, сегодня является наиболее интересным. Без внимания не остается такая функция управления как обучение персоналом, которая отвечает за соответствие знаний и опыта работников тем задачам, которые им необходимо решить для процветания организации, кейс дает возможность синтеза знаний разных сфер [2]. В представлении работодателей сотрудник XXI века — универсальный солдат. Однако специалисты имеют обыкновения концентрировать свои усилия в ограниченном круге вопросы, пренебрегая остальными, тем самым, не имея представления о всем проекте. В итоге при работе над крупными проектами, где приходится коммуницировать с представителями разных департаментов одной компании или специалистами из разных областей возникает вероятность недопонимания, что может привести к разнообразным последствиям, начиная с потери времени и заканчивая грубейшими ошибками, приводящими к существенным экономическим потерям. При решении кейса очень часто приходится обращать внимание не только на технические и технологические аспекты, но еще и определять экономические параметры, изучать правовые аспекты вопроса, анализировать тренды рынка и даже в некоторых кейсах учитывать влияние на окружающую среду, охрану труда, пожарную безопасность, кейс-средства позволяют повысить качество проектов и их воплощение.
Можно сказать, что посредством кейс-технологии осуществляется обучение работник, которые приобретают те необходимые знания, которые позволят ему более эффективно выполнять свою трудовую функцию. По мере того, как меняются требования к выполняемой работе, меняются и потребности в определенных знаниях [2].
Необходимо обратить внимание, что кейс-метод — это постоянная командная работа. Здесь важно уметь делегировать задачи, распределять обязанности между партнерами. От уровня развития данных компетенций зависит не только скорость получаемого результата, но и его качество, а значит и конечный итог работы над проектом (задачей). Для достижения подобных целей эффективно применяют инструменты структуризации: пирамида Минто и принцип МЕСЕ организации данной пирамиды. Последний используется для разбиения проблемы на непересекающиеся между собой составляющие, которые в совокупности дают исчерпывающую информацию о ней. Таким образом очень легко распределить обязанности между коллегами, а руководителям не составит труда отследить полученные результаты и скорректировать дальнейшую работу. И, наконец, кейс позволяет конверсировать знания.
Таким образом, кейс-технология, по нашему мнению, должна быть внедрена в строительную индустрию на всех этапах жизненного цикла строительного продукта (проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), так как отличительная особенность этой технологий — возможность жесткой регламентация всех стадий жизненного цикла продукции, а не требований к самой продукции, тем самым можно добиться достижения обязательных требований, отраженных в Градостроительном кодексе, технических регламента и других нормативно-правовых актах с меньшими усилиями, при одновременном использовании новых средств, повышающих качество и сокращающих издержки.
Внедрение кейс-средств в управление строительными процессами будет способствовать стабильности предоставлять продукцию и услуги, которые будут соответствовать требованиям потребителей и действующим законодательным и нормативно-правовым требованиям.
Кейс-технологию можно отнести к риск-ориентированному мышлению, позволяющему организации с учетом положений ISO 9001:2015 определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы управления качеством организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей. В этом случае, данный подход однозначно трактуется как инструмент повышения качества в системе менеджмента организации.
Литература:
- Борьба за качество [электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/economics/37006270-borba-za-kachestvo/ (дата обращения: 15.03.2019).
- Чуланова О. Л., Мухамедова М. М. Кейс-метод как эффективный инструмент в системе обучения управленческого персонала организации [электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир Науки». — 2015. — № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/01EMN115.pdf (дата обращения: 02.04.2019).