Образование государства Серир | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 03.05.2019

Статья просмотрена: 1324 раза

Библиографическое описание:

Бабаева, Д. Х. Образование государства Серир / Д. Х. Бабаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58630/ (дата обращения: 19.12.2024).



Формирование государственной территории «царства» Серир относится к VII — XI вв. установлено, что «царство» Серир образовалось в VI в. [1]. Надо полагать, что это «царство» раннесредневекового Дагестана возникло в результате глубоких социально-экономических процессов. В его формировании, естественно известную роль играли и внешнеполитические факторы, возникшие на Северо-Восточном Кавказе к этому времени (вторжение кочевых племен и походы арабов).

Не вызывает возражений и вывод академика В. В. Бартольда, что Серир «соответствует области населенной сейчас народностью аварцев» [2]. Это ядро государственного образования, т. е. территория Серира была значительно больше этой области. Сведения, содержащиеся у арабоязычных авторов IX-X вв., не оставляют сомнений в том, что Серир был по масштабам Кавказа крупным, объединявшим целый ряд народностей и племен страны гор, государством. Эти сведения средневековых арабоязычных авторов позволили профессору В. Г. Гаджиеву справедливо поставить вопрос о Серире, как об общедагестанском государстве, предшествовавшем шамхальству [3].

В источниках говориться о Серире, то как об «области»- «атраф Сарир», то как о «стране»- «ард ас-Сарир» [4]. О далеко зашедшем политогенезе на этой территории свидетельствуют и указания Ибн Руста, что «Сарир имя государства… не города и народа» [5].

Под Сериром нужно понимать большую часть нагорного и предгорного Дагестана. Границы основного ядра территории государства Серир представляли довольно внушительные размеры, включая в себя не только нагорную и предгорную часть современного Дагестана, но и сопредельные земли. Опираясь на данные арабоязычных авторов, видно, что Серир граничил на севере с аланами и хазарами. Ал-Масуди, Ибн Руста подчеркивают соседство Серира с Аланией.

Ал-Йакуби располагает Серир между Дербентом и Аланией, а также сообщает, что большинство поселений Аррана принадлежит владетелю Серира [1]. В анонимном труде Х в. говориться, что горная цепь идет между хазарами и сарирами и доходят до пределов аланов [6].

Ал-Истахри и Ибн Хаукаль указывают, что от хазарской столицы Семендер до границ Серира 2 фарсаха [7]. Следовательно, исходя из выше приведенных сведений, граница государственной территории Серира доходит до приморского Дагестана. Очень проблематично и спорно утверждение о вхождении в Серир владений Филан. Д. М. Атаев считал, что Филан входил в Серир, основываясь на сведении Масуди, что титул Филаншах имя всех царей Серира и исходя из сведений Белазури о расположении Филана между Табасараном и Сериром [8].

А. Р. Шихсаидов и авторы «Истории народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в». считают, что Филан это территория союза обществ, известного под названием Акуша-Дарго, а также отождествляют Филан с Шанданом [9].

А. Н. Генко попытался вслед за Марквартом восстановить Филан в форме Килан, а в кийланах предполагает видеть аварцев Кельского общества, живущих по течению Аварского Койсу [10]. Мы же присоединяемся к мнению В. Ф. Минорского, считавшего, хотя и подозрительным сообщение Масуди, но допустимым возможность Серирского завоевания этих территорий, что они входили в состав Серира.

В первой половине IX в. Кайтаг и часть территории Шандана также оказались в составе Серира, а в Х в. в зависимость от Серира попал и Гумик [11].

В IX-XII вв. территория Серира значительно расширилась. Только увеличением государственной территории этого образования можно объяснить сведения автора XIII в. Йакута о влиянии Сахиба ас-Сарира на Арран.

Историк и географ Абу-л-Фида (XIVв.) основываясь на сведениях более ранних авторов, сообщает, что «Сарир- климат и обширное царство в стране ал-Лан близ Баб-ал-абваба. Страна Сахиб ас-Сарир — долгота её 70(0)4(1) и широта 40(0)8(1)» Он же сообщает, что страна Серир стоит на реке овец (Койсу) [12].

В географическом сочинении XIII в. на персидском языке дано также интересное и подробное описание этого владения: Сарир это область (вилайят) между Абхазом (Грузией), Кипчаком, Ширваном и Дербентом.

Область большая, очень возделанная, труднодоступная с большим количеством населения» [13].

В представлении грузинского историка XI в. Леонти Мровели в восточной части Кавказа существовала крупная этническая общность Лекетия, которая тянулась от «моря Дарубандского на востоке до реки Ломека».

В имени Лекетии, по мнению исследователей, скрывается конкретное наименование Серир [14]. Все это свидетельствует о том, что Серир объединявшее, видимо, в себе ряд обществ, стоящих на разных ступенях развития.

В зависимость от Серира попали в различные времена те или иные соседние владения. Вероятно, процесс укрепления Серира в IX-XII вв. нельзя отождествлять с образованием монолитного государства с крепкой центральной властью. Государственная территория не была стабильной.

Арабские авторы, писавшие о внутреннем Дагестане, наиболее подробные сведения дают о Серире.

Вот описание автора Х в. Ибн Русте: «Из страны хазар в Серир ты едешь двенадцать дней по открытой местности (сахара), затем поднимаешься на высокую гору и пересекаешь долины. Ты едешь в течении трех дней, пока не достигнешь царской крепости;… Царю принадлежит 20 тыс. долин населенных людьми разного рода (сунуф), которые имеют свои поместья и деревни…Их царь зовется Авар…» [4].

Анонимный автор Х в. также свидетельствует о значительной территории Серира: «Серир это область с большими богатствами, горная и степная…Хандан город, где живут военачальники…царя» [15]. В распоряжении владетеля Серира «было 12 000 селений», как писал ал-Масуди. Йакут (ум. в 1239 г.), писавший с использованием сведений предыдущих авторов, в частности X-XI вв., сохранил ценные сведения о Серире; «Арминийа… число ее владений сто восемнадцать. Среди них Сахиб ас-Серир, владения ал-Лан, Баб ал-абваб…Она (Арминийа) имеет восемнадцать тысяч селений. Арран это первое царство в Арминийи, в нем четыре тысячи селений. Большинство их (селений Арминийи) принадлежит Сахиб ас-Сериру. А остальная часть, что между ними превышает четыре тысячи селений и это меньше, чем царство Сахиб ас-Серир. К ней (Арминийе) относиться также Ширван, царь которого называется ширван-шах» [16].

Серир предстает перед нами как крупнейшее государство, которое по количеству входящих в него селений превосходит другие государства Восточного Кавказа.

Возросшая роль Серира в X-XI вв. хорошо прослеживается в дагестанском историческом сочинении «История Ширвана и Дербента». Серир активно вмешивается во внутреннюю жизнь Дербента, Ширвана, Гумика, соседних сельских обществ, заключает соглашения с другими кавказскими владениями; его правитель вступает в родственные связи со многими правителями Кавказа, (в первой половине IX в. дочь царя Серира была женой правителя Тбилиси Исхака ибн Исмаила; в первой половине Х в. между царем алан и царем Серира существуют брачные связи, поскольку каждый из них женился на сестре другого; к 1025 г. относится сообщение о женитьбе эмира Дербента Мансура на Сарийе, дочери владетеля Серира; к 1063 г. относится известие о том, жена ширван-шаха была дочерью правителя Серира, а в 1065 упоминается раис Дербента Муфарридж, тесть владетеля Серира) [4]. Династические браки в политике дагестанских правителей становятся традицией.

Столицей Серира был Хунзах, один из значительных населенных пунктов Дагестана. Ибн Русте дает также краткое описание этой «царской крепости». «Он стоит на вершине горы, которая имеет площадь 4 х 4 фарсаха, окружена каменной стеной» [4].

Согласно широко бытующему преданию, первоначально столицей Аварии был не Хунзах, а лежащее близ него селение Тануси, которое оставалось резиденцией местных правителей (нуцалов) до возвышения Хунзаха. Автор дагестанской исторической хроники Мухаммедрафи при описании событий до Х в. говорит о Тануси, но для более поздних событий он упоминает только Хунзах. Однако арабская историческая и географическая литература Х в., в частности ал-Масуди, не знает Тануси, а пишет только о Хунзахе. Вполне возможно, что предание о Тануси носит отголоски исторической действительности и что перенесение резиденции в Хунзах имело место до Х в. В противовес устной традиции о древности Тануси, существует легенда о Хунзахе, о том, что «до введения магометанства Хунзах был единственным и огромным селением во всем Хунзе и находился несколько выше нынешнего селения Итля, на северном склоне горы Чина, где и доныне видим его развалины. При начале войны с аравитянами, продолжавшихся долгое время, хунзахцы для лучшей защиты своей земли, рассеялись по ней и основали остальные и доныне существующие селения Хунза [17].

В знаменитой хронике «Жизнь картлийских царей», приписываемой грузинскому историку XI в. Леонти Мровели, при описании нашествия хазар в Армению, Грузию и Албанию на рубеже VII-VIII вв. рассказывается о взаимоотношениях Хазарии и Дагестана («удел Лекана»), и о возникновении Хунзаха («хозонихети»): отдал хазарский царь своему двоюродному брату удел Лекана от моря Дарубандского на востоке до реки Ломека.…И устроился он в уделе Лекана. Хозоних, что был самым знаменитым в роду Лекана, ушел в горную теснину, воздвиг там город и дал ему свое имя Хозанихети». Армянская версия этого же рассказа сообщает примерно то же самое: «Хузуних, сын Лекана, вступил в горные теснины и построил собственный город, названный им собственным именем Хузуних» [18].

В конце XI начале XII в. в социальной структуре и социальной жизни Серира происходят существенные изменения. Это крупное независимое единое государство, сыгравшее значительную роль в политической жизни Восточного Кавказа и в формировании аварского народа, распадается на более мелкие владения [1].

Литература:

  1. Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI-XI вв. исторические записки. М., 1963. Т.III. С.259.
  2. Бартольд В. В. Сочинение. Т. III. М., 1965. С.410.
  3. Гаджиев В. Г. Сочинение И.Гербера. С.169.
  4. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963. С.47, 51–52.
  5. Хвольсон Д. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русских. Абу Али Ахмед бек Омара ибн Даста. СПб., 1869. С.73.
  6. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. С.98.
  7. Караулов Н. А. Сведения арабских географов в IX-X вв. о Кавказе, Армении, Азербайджане.
  8. Атаев Д. М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала., 1963. С.247.
  9. Шихсаидов А. Р. К вопросу о локализации Филана. Ономастика Кавказа. Махачкала, 1976. С.78–87. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII d/ C/45/
  10. Генко А. Н. Арабский язык и кавказоведение. Труды второй сессии Ассоциации арабистов. М., 1941. С. 108.
  11. Шихсаидов А. Р. Вопросы исторической географии Дагестана X-XIV вв. (Лакз, Гумик). Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980. С.72.
  12. Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала, 1969. С.201.
  13. Миклухо-Маклай Н. Д. Географическое сочинение XIII в. на персидском языке. Учёные записки Института востоковедения. Т.IX. С.205–206.
  14. Гадло А. В. Экономическая история Северного Кавказа IV-X вв. Издательство ЛГУ. М., 1979. С.183–184.
  15. Туманский А. Г. Новооткрытый персидский географ X столетия и известия его о славянах и русских.
  16. Jacuts Geographisches Worterbuch, hrsd. Von F.Wustenfeld Leipzig I III С. 222.
  17. Комаров А. В. Народонаселение Дагестанской области. Тифлис, 1869. С.29.
  18. Мровели Леонтии. Жизнь картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. Пер. с древнегрузинского. Предисловие и комментарии Г. В. Цулая. М., 1979. С.25.
Основные термины (генерируются автоматически): серир, IX-XII, X-XI, Дербент, сведение, селение, IX-X, Восточный Кавказ, государственная территория, грузинский историк.


Задать вопрос