Нестандартные формы и методы обучения на уроках математики с применением метода Р. Г. Хазанкина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 02.05.2019

Статья просмотрена: 934 раза

Библиографическое описание:

Гизамова, Г. З. Нестандартные формы и методы обучения на уроках математики с применением метода Р. Г. Хазанкина / Г. З. Гизамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58567/ (дата обращения: 19.12.2024).



Чтобы научить решать задачи, надо их решать.

Д Лойа

На данный момент глобальные социально-экономические преобразования в нашей стране выявили потребность в людях технического склада ума. На заводах, фабриках, на стройках необходимы грамотные рабочие и инженеры. Нашему обществу нужны люди творческие, активные, неординарно мыслящие, способные нестандартно решать поставленные задачи на основе критического анализа ситуации, формулировать новые перспективные идеи. Поэтому главной задачей школы является выполнение социального заказа общества. Существующее противоречие между желанием создать условия, способствующие творческой самореализации ребенка, выполнив социальный заказ общества, и недостатком учебного времени для изучения материала на творческом уровне поставили передо мной цель: исследовать педагогическую технологию Р. Г. Хазанкина и изучить эффективность данной технологии при обучении математике.

В программе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В документе говорится, что «школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации».Федеральный государственный общеобразовательный стандарт определяет направленность общего образования на личностное развитие детей. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). Это значит, что сегодня умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.

Современные дети рациональны, они хотят понимать, зачем им нужно то или иное знание, что даёт, где может пригодиться. Искушённые в различных видах развлечениях, играх, шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно. Имея доступ к информации через Интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение требует новых методов обучения. Жизнь диктует перемены, значит, пришла пора учить по-новому. [6,12]. «Главное в системе обучения и воспитания — поощрение творческой инициативы как всего коллектива учащихся, так и каждого ученика; органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности; управление общением старших и младших школьников»- считает Хазанкин Роман Григорьевич-учитель школы № 14 г. Белорецка Республики Башкортостан, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н. К. Крупской.

Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать учащихся, заинтересовать их, приучить их к самостоятельной работе. Основой работы преподавателя, по мнению Р. Г. Хазанкина является успешное выявление возможностей новых форм проведения урока, что нашло своё отражение в разработке новых типов уроков.

Многие учителя, в своей практике не один раз задают себе вопрос: «Что не так, почему не получается?» И каждый учитель отвечает на него по-своему. Кто-то скажет: «День неудачный», кто-то: «Дети слабые», но чаще всего учитель начинает с себя. Начинает искать другие методы и подходы, пытается применять современные педагогические технологии или их элементы. Особенно эта необходимость возникает при изучении геометрии. Идея заинтересовать, повысить качество усвоения и показать значимость и необходимость изучения геометрии привела меня к мысли использовать метод Р. Г. Хазанкина и изучить материал главы «Треугольники» по его схеме:

  1. Уроки лекции.
  2. Уроки решения ключевых задач
  3. Уроки консультации
  4. Зачетные уроки
  5. Внеклассное мероприятие

По рабочей программе на изучение темы «Треугольники " отводится 9 часов. Исходя из этого, было решено: темы распределить следующим образом:

1. Уроки лекции (2 часа)

Первые два урока по теме «Треугольники «были проведены в виде лекции.

Ученикам сложно, изучив теоретический материал в классе, сразу его применять при решении задач. В данном же случае у учеников есть возможность дома еще раз прочитать материал, изучить его более глубоко. После лекции ученики учат весь теоретический материал и начинают готовиться к зачету.

2. Уроки решения ключевых задач(3 часа)

Многие задачи в учебнике геометрии однотипные и более целесообразно разбить задачи на основные блоки.

1 блок " Решение задач по готовым чертежам» по учебному пособию

2 блок " Нахождение третьего элемента»

3 блок «Решение задач на доказательство»

3. Уроки консультации (2 часа)

Данные уроки очень важны, потому что ученики сами самостоятельно к ним готовятся. Подбирают задачи по данной теме, используя учебник, интернет-ресурсы.

4. Зачетные уроки (1 час)

Подобные уроки-зачеты проводятся нами несколько лет. Создано общество, в которое входят ученики 9 классов, которые активно участвуют при проведении зачетов.

5. Контрольная работа (1 час)

6. Внеклассное мероприятие. Такие мероприятия проходят очень часто в нашей школе и иногда их проводят сами ученики.

Было решено применить данную технологию в 7 классах, потому что с первых уроков, появились трудности в усвоении материала.

Одной из важнейших форм технологии Р. Г. Хазанкина является НОУ (научное общество учащихся), которым руководит совет, во главе с наиболее авторитетным в области математики старшеклассником. Поэтому в нашей школе было создано школьное математическое общество «Юный математик».

Цели и задачи НОУ " Юный математик»:

  1. Расширение кругозора.
  2. Выявление наиболее одарённых учащихся.
  3. Совершенствование умений работать самостоятельно.
  4. Повышение уровня знаний и эрудиции.
  5. Организация научно- исследовательской деятельности.

Путь к окончательной организации данного общества был чрезвычайно труден, так как строился на энтузиазме школьников. Но акцент был сделан на заинтересованности учеников в результатах своего труда.

Система форм занятий общества «Юный математик»

Занятия проводятся раз в неделю, после уроков и во время каникул 1–2 дня. Во время занятий ученики 8–9 классов разбирают олимпиадные задания с учениками 5–7 классов, которые готовят сами. Далее дают задание для самостоятельного решения, в это время пока ученики думают над задачей, решают задания с учителем. Руководитель заранее контролирует подготовку к проведению занятия:

  1. Дает объявление о месте и времени занятия.
  2. Из подготовленных олимпиадных заданий учениками, она с учителем подбирает наиболее интересные и актуальные.
  3. Контролирует участие в дистанционных олимпиадах.

Каждый учитель мечтает иметь учеников умеющих думать. Исследование методики Р. Г. Хазанкина показало, что данная технология в этом отношении является эффективной. Применив, данную методику на уроках геометрии, мы убедились, в этом, проанализировав качество образования. Качество повысилось на 11 %, а самое главное: ученики стали больше думать: обобщать, анализировать, рассматривать варианты, строить контрпримеры, составлять свои задачи — не только аналогичные разобранным, но и естественным образом вытекающие из правил, формул, теорем.

Создание школьного общества также является средством повышения качества образования, решая олимпиадные задания, ученики развивают логическое мышление, а логическое мышление — непременное условие успешного овладения знаниями.

Но следует отметить также то, что изменения в школьной программе затрудняют работу, поскольку здесь необходим длительный временной отрезок, так как преподаватель берет не параллель классов, а из каждой по классу. Изменения требуют перестройки работы не только в одном классе, но и вообще. Это основной недостаток. А в остальном, я не увидела больших проблем применения данной технологии в школе. Главное здесь это заинтересовать учащихся и наладить связи. В дальнейшем планируется продолжить исследование современных образовательных технологий и внедрение их в практику.

Литература:

  1. Безрукова В. С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год
  2. Зильбергер Н. И. и др. Формы работы Р. Г. Хазанкина // Математика в школе. -1986. — № 2.
  3. Зильбергер Н. И. Урок математики. Подготовка и проведение. — М.: Просвещение, 1995.
  4. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год
  5. Ларина, В.П., Вепрева, Л. А. Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся: методическое пособие [Текст]/ под ред. В. П. Лариной — Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004. — 82с.
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации (2008г.) [Текст] // Российская газета. — 2008. — 6 ноября. — С. 6–12.
  7. Преловская М. Извлечение корня, или Откуда в Белорецке столько вундеркиндов Возвышение желаний, или Как осуществить себя. — М.: Политиздат. 1986.
  8. Хазанкин Р. Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. — 1991.-№ 1.
  9. Хазанкин Р. Г. Как увлечь учеников математикой // Народное образование. — 1987.-№ 10.
  10. Халамайзер А. В. Из опыта работы Хазанкина Р. Г. // Математика в школе. — 1987. — № 4.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, ученик, Решение задач, внеклассное мероприятие, логическое мышление, социальный заказ общества, теоретический материал, урок консультации, урок лекции, урок решения.


Похожие статьи

Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Метод кругового обучения: характеристики и особенности применения на уроках физической культуры

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя-дефектолога

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Эффективные приёмы изучения биографий писателей на примере биографии А. С. Пушкина

Инновационные интерактивные формы обучения. Сравнение традиционного и интерактивного подходов

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ

Интенсивные методы и технологии в преподавании РКИ

Похожие статьи

Методическая целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Метод кругового обучения: характеристики и особенности применения на уроках физической культуры

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя-дефектолога

Методы интерактивного обучения на уроках математики в условиях школы нового поколения

Эффективные приёмы изучения биографий писателей на примере биографии А. С. Пушкина

Инновационные интерактивные формы обучения. Сравнение традиционного и интерактивного подходов

Методика обучения студентов педагогических вузов с использованием ИКТ

Интенсивные методы и технологии в преподавании РКИ

Задать вопрос