Административно-правовой механизм перевода муниципальных земель из одной категории в другую | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (256) май 2019 г.

Дата публикации: 06.05.2019

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Ермолаева, Ю. С. Административно-правовой механизм перевода муниципальных земель из одной категории в другую / Ю. С. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/archive/256/56115/ (дата обращения: 26.02.2021).



Статья посвящена административно-правовому механизма перевода муниципальных земель из одной категории в другую. Автор анализирует недостатки действующего российского законодательства, регулирующего перевод муниципальных земель из одной категории в другую, предлагает возможные направления устранения выявленных недостатков.

Ключевые слова: муниципальные земли, земельные участки, перевод земель, категории земель, земельный фонд, правовой режим земель.

В настоящий период все земельные участки, которые обладают характерными экономическими и экологическими признаками, отнесены к той или иной категории земель. Под категорией земель необходимо понимать указание на целевое или функциональное назначение земельных участков, которые являются схожими и которые выделены в особую целевую группу земель в зависимости от того, каково их социальное, природное и экономическое значение. Кроме того, категорию составляют не только земельные участки, к ней отнесённые, но также и земли, на которых не образованы земельные участки.

В положениях статьи 1 Земельного кодекса РФ получил закрепление один из основных принципов земельного права, а именно — принцип деления земель на категории в соответствии с их целевым назначением, согласно которому определение правового режима земель имеет место с учетом их принадлежности к той или иной категории и дозволенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства [1].

В соответствии с положениями статьи 7 Земельного кодекса РФ, все земли на территории Российской Федерации делятся на семь категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, энергетики, радиовещания, связи, информатики, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли водного фонда; земли лесного фонда; земли запаса.

Такого рода подразделение земель необходимо для того, чтобы можно было определить правовой статус того или иного земельного участка для обеспечения его эффективной охраны и рационального использования в соответствии с назначением, равно как и для того, чтобы можно было сохранить (по возможности) первоначальные свойства земельного участка, позволяющие эксплуатировать его в будущем.

Земли и земельные участки могут принадлежать только к одной из вышеперечисленных категорий, на территории РФ не должно быть земель или земельных участков, которые бы не были отнесены к одной из категорий.

Законодателем в положениях пункта 2 статьи 8 ЗК РФ закреплен перечень документов, в которых указывается категория земель. К таким документам относятся:

– акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, касающиеся предоставления земельных участков;

– государственный кадастр недвижимости (законодателю необходимо заменить этот термин на «единый государственный реестр недвижимости» в соответствии с положениями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ) [2];

– документы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– договоры, в качестве предмета которых выступают земельные участки;

– другие документы в тех случаях, которые установлены положениями федеральных законов и законов субъектов РФ.

Категория земель должна быть в обязательном порядке указана во всех вышеназванных документах, поскольку в противном случае считается, что они недействительны, как не соответствующие требованиям действующего законодательства РФ [3].

Необходимо отметить, что в отдельных случаях целевое назначение земель требует изменений. Например, в том случае, когда имеется необходимость строительства дорог или проведения коммуникаций, осуществления нового жилищного или промышленного строительства. Особую актуальность это имеет применительно к муниципальным землям. Изменение целевого назначения земель происходит посредством перевода земель из одной категории в другую.

Перевод муниципальных земель из одной категории в другую выступает в качестве весьма важного института земельного права. Осуществление такого перевода ведет к правовым последствиям, которые выражаются в виде изменения правового режима земель, под которым понимаются правила их использования и охраны.

Процесс перевода земель из одной категории в другую регламентируется различными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Федеральный закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [4]. После того, как был принят данный закон, получили разрешение многочисленные проблемные вопросы, связанные с правовым регулированием перевода земель из одной категории в другую, поскольку до принятия данного закона отсутствовал специализированный нормативно-правой акт, положениями которого регулировалась бы процедура перевода земель из одной категории в другую, что вело к различным трудностям в судебной практике. Однако необходимо отметить, что практика применения данного закона и сегодня не беспроблемна из-за недостатков действующих правовых норм.

Так, в частности, отсутствуют необходимые для правового регулирования легальные определения терминов, употребляемых законодателем, в частности, такие как «заинтересованное лицо» и «ненадлежащее лицо», что предоставляет произвольные возможности органам государства, уполномоченным осуществлять перевод земель из одной категории в другую. Можно лишь предположить, что под ненадлежащим лицом законодатель в данном случае понимается лицо, которое не является правообладателем и у которого отсутствует оформленное право представления правообладателя в отношениях перевода земельного участка.

Соответственно возникает опасность необоснованных отказов в переводе, поскольку одним из оснований отказа, согласно пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» выступает обращение с ходатайством «ненадлежащего лица» [4].

Что касается поданного заинтересованным лицом ходатайства, то в его содержание должно входить согласие правообладателя земельного участка на перевод. Форма такого согласия законодательно не закреплена.

Стоит также отметить, что перевод земель и земельных участков в составе таких земель разделен, но критерии, в соответствии с которыми проводится различие между этими видами перевода, не установлены.

Для более глубокого анализа исследуемых вопросов обратимся к зарубежному законодательному опыту. В качестве примера можно взять скандинавские страны. Выбор именно скандинавской модели землеустройства обусловлен тем, что в соответствии с мнением экспертов по данному вопросу, в странах Скандинавского полуострова регистрируется наименьшее количество проблем, связанных с изменением целевого назначения земель и земельных участков.

Необходимо отметить, что в скандинавских странах нет института «категории земель». Соответственно, установление видов разрешенного землепользования имеет место в рамках схем планирования территорий, причем такие схемы начали вводиться сравнительно недавно, а именно — с конца 90-х годов прошлого века. В силу исторических особенностей расселения во всех странах данного региона есть небольшое количество крупных агломераций населения, которые занимают от 2 до 5 процентов территории страны. Что касается остальных территорий, то они заняты нетронутыми землями, представленными, в большинстве случаев, горными и болотистыми районами, а также сельскохозяйственными угодьями, в число которых входят также и леса. В силу данной причины положения различных нормативных актов регулируют вопросы, касающиеся планирования градостроительной деятельности в крупных агломерациях и на территориях сельских поселений, что представляет собой подсистему развития инфраструктуры [5, с. 49]. Что касается сельских поселений и тех территорий, которые не затронуты деятельностью человека, то здесь действует разрешительная система развития инфраструктуры, регулирование которой имеет место в соответствии с положениями отраслевого законодательства. Например, в том случае, когда земля приобретается в сельской местности, покупателю необходимо предоставление документа, который бы подтверждал соблюдение требований законодательства, касающихся обеспечения плодородия земель. Данное подтверждение выдают органы местного самоуправления.

Если говорить о природоохранных зонах, то в скандинавских странах, в числе которых необходимо особенно отметить Финляндию и Швецию, создание их большей части осуществляется на землях, которые находятся в собственности государства, а также располагаются в отдаленных северных районах, не представляющих большого значения с точки зрения сельскохозяйственной деятельности. Не допускается включать в состав особо охраняемых территорий такие земельные участки, с собственниками которых не были урегулированы вопросы, касающиеся использования такого рода участков. Соответствующее урегулирование может быть осуществлено в двух формах:

– изъятие земель для нужд государства, причем собственникам земельных участков выплачивается компенсация либо предоставляется участок в другом месте, как это происходит в Финляндии;

– выплата упущенной выгоды; такой опыт имеется в Швеции, где собственникам участков, которые покрыты лесами, выплачивается компенсация, призванная покрыть потерю дохода от лесохозяйственной деятельности в том случае, если последняя становится невозможной из-за введения природоохранных ограничений [5, с. 60]. Таким образом, для установления либо изменения целевого назначения земельного участка не обязательно обращаться к институту «категории земель» и прибегать к процедуре перевода земель из одной категории в другую.

С другой стороны, следует упомянуть и опыт тех стран, где так же, как и в Российской Федерации осуществляется процесс перевода земельных участков. Японским законодательством проводится жесткая политика по охране земель сельскохозяйственного назначения в виду недостаточности площади сельскохозяйственных угодий и огромной плотности населения страны. Законодательно закреплено разделение территории на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли (Акт о городском планировании 1919 года) [6]. Сельскохозяйственные земли используются исключительно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, изменение их целевого назначения невозможно. Что касается несельскохозяйственных земель, то они могут быть использованы как в сельскохозяйственном производстве, так и в иных целях.

Если проецировать японский опыт на современную российскую действительность, то следует сделать вывод о том, что невозможность перевода сельскохозяйственных земель в иные категории не всегда оправдана. Зачастую за счет именно земель сельскохозяйственного назначения расширяются населенные пункты, также нельзя исключить факт деградации сельскохозяйственных земель. С другой стороны, имеется смысл в установлении аналогичного категорического запрета, установленного на федеральном уровне в отношении особо ценных земель сельскохозяйственного назначения.

Выявленные в рамках настоящей статьи недостатки действующего российского законодательства требуют устранения. Для этого, по нашему мнению, стоит внести изменения в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Полагаем, что необходимо:

– закрепление законом легальных понятий: «ненадлежащее лицо» — лицо, которое не является правообладателем и у которого отсутствует оформленное право представления правообладателя в отношениях перевода земельного участка», «заинтересованное лицо» — правообладатель либо представитель правообладателя, наделенный полномочиями представления правообладателя в отношениях перевода земельного участка;

– введение критериев, в соответствии с которыми будет вестись разграничение перевода земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в частности, разрешения на законодательном уровне требуют вопросы о том, как будут определяться границы «переводимых» земель, кто выступает заинтересованным в переводе лицом, кого следует считать надлежащим лицом;

Данные изменения позволят в большей степени обеспечить защищенность интересов правообладателей при переводе земель или земельных участков (в том числе, муниципальных) из одной категории в другую и придадут такой процедуре более определенный характер с точки зрения ее правового регулирования.

Литература:

  1. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ: по сост. на 29.07.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017 // СЗ РФ. — 29.10.2001. — № 44. — Ст. 4147.
  2. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
  3. Голубев А. В., Потапова А. Н. Правовые проблемы перевода земельных участков из одной в другую. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 12.12.2013 категории). — № 15. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://sibac.info/archive/guman/9(12).pdf. Дата обращения: 31.10.2017.
  4. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ: по сост. на 29.07.2017 // СЗ РФ. — 27.12.2004. — № 52 (часть 1). — Ст. 5276.
  5. Аверина К. Н. Особенности земельных отношений в Скандинавских странах // Юридические исследования. — 2014. — № 2. — С. 47–77.
  6. Дербенева Е. В., Полушкина т. м. сравнительный анализ зарубежного и российского опыта организации использования сельскохозяйственных земель // Научное обозрение. Экономические науки. — 2016. — № 6. — С. 51–54; URL: http://science-economy.ru/ru/article/view?id=855 (дата обращения: 22.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): перевод земель, земельный участок, земля, категория, участок, категория земель, правовой режим земель, сельскохозяйственное назначение, целевое назначение, целевое назначение земель.


Ключевые слова

Земельный фонд, земельные участки, категории земель, перевод земель, муниципальные земли, правовой режим земель

Похожие статьи

Проблемы, возникающие при переводе земель из одной...

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путем перевода земель и земельных участков из одной категории в другую. Данный вид правоотношений регулируется нормами Федерального закона от 21 декабря 2014 г. «О переводе земель и...

Проблемы правового регулирования перевода земель из одной...

Земли и земельные участки должны принадлежать только лишь к одной из семи категорий, не должно быть земель или земельных

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путем перевода земель и земельных участков из одной категории в другую.

Правовые проблемы земель сельскохозяйственного...

В настоящее время в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ [1] (далее ЗК РФ) все земли в пределах границ Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов...

Проблемы нецелевого использования земель... | Молодой ученый

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование, нецелевое использование.

За нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд санкций.

Правовое регулирование неиспользованных земель запаса

Земли запаса — это статус который присваивается землям чтобы обозначить на законодательном уровне что эти земли не могут быть использованы.

Следует понимать, что когда у земель запаса меняется категория, то им присваивается новое целевое назначение...

Обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения

В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования охраны земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрены рациональное использование земель как фактор правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения...

Особенности правового режима земель лесного фонда...

Категория земельземли лесного фонда. Целевое использование лесов запрещено до

земли запаса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной

Для этого надо осуществить перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли...

Особенности регулирования земель запаса в Российской...

земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность

земель сельскохозяйственного назначения, земельного участка, использования земель

земли запаса. Данное разделение предназначено для определения правового статуса земельного...

Особенности правового регулирования оборота земель...

земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование, нецелевое

перевод земель, земля, категория, Земельный Кодекс РФ, сельскохозяйственное...

Похожие статьи

Проблемы, возникающие при переводе земель из одной...

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путем перевода земель и земельных участков из одной категории в другую. Данный вид правоотношений регулируется нормами Федерального закона от 21 декабря 2014 г. «О переводе земель и...

Проблемы правового регулирования перевода земель из одной...

Земли и земельные участки должны принадлежать только лишь к одной из семи категорий, не должно быть земель или земельных

Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется путем перевода земель и земельных участков из одной категории в другую.

Правовые проблемы земель сельскохозяйственного...

В настоящее время в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ [1] (далее ЗК РФ) все земли в пределах границ Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов...

Проблемы нецелевого использования земель... | Молодой ученый

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование, нецелевое использование.

За нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд санкций.

Правовое регулирование неиспользованных земель запаса

Земли запаса — это статус который присваивается землям чтобы обозначить на законодательном уровне что эти земли не могут быть использованы.

Следует понимать, что когда у земель запаса меняется категория, то им присваивается новое целевое назначение...

Обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения

В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования охраны земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрены рациональное использование земель как фактор правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения...

Особенности правового режима земель лесного фонда...

Категория земельземли лесного фонда. Целевое использование лесов запрещено до

земли запаса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной

Для этого надо осуществить перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли...

Особенности регулирования земель запаса в Российской...

земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность

земель сельскохозяйственного назначения, земельного участка, использования земель

земли запаса. Данное разделение предназначено для определения правового статуса земельного...

Особенности правового регулирования оборота земель...

земля запаса, земельный участок, земля, участок, муниципальная собственность

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование, нецелевое

перевод земель, земля, категория, Земельный Кодекс РФ, сельскохозяйственное...

Задать вопрос