Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хамитова Д. М., Фаткуллина А. Б. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан // Молодой ученый. — 2019. — №17.1. — С. 28-29. — URL https://moluch.ru/archive/255/58578/ (дата обращения: 22.05.2019).



В настоящее время в условиях мирового кризиса все большее внимание уделяется таким сферам экономики, как малый и средний бизнес. Как указано в Стратегии «Казахстан — 2050», развитое малое и среднее предпринимательство является залогом повышения уровня благосостояния большей части населения республики, залогом укрепления и развития национальной экономики [1].

Проблемы малого и среднего предпринимательства в настоящее время обусловлены разными факторами такими, как:

  1. Менталитет граждан, занимающихся малым и средним предпринимательством. Как правило, у населения еще не сформировалось правильное отношение к предпринимательской деятельности. Большинство воспринимает предпринимательство, как предмет улучшения своего финансового положения, не видя перспектив в развитии своего дела. Это оказывает влияние на то, что многие граждане из числа представителей сферы малого и среднего предпринимательства не развивают свой бизнес в выбранном направлении согласно требованиям современности, а это является необходимым условием для предпринимательской успешности.
  2. Отсутствие культуры предпринимательства, специального образования у людей, занимающихся малым и средним предпринимательством. Несмотря на то, что современная система образования предусматривает разные формы обучения населения предпринимательской культуре, навыкам введения бизнеса, большинство представителей малого и среднего бизнеса предпочитают не повышать свой культурный уровень в данной сфере, не считая это фактором успешности. Отсутствие специального образования, должного уровня культуры у предпринимателей не способствует развитию бизнеса, не позволяет предпринимателю использовать весь имеющийся потенциал в выбранном направлении.
  3. Нестабильность в отечественной экономике, обусловленной внутренними и внешними факторами, влиянием мировых экономических тенденций, кризисными явлениями. Мировой кризис оказывает негативное влияние на национальную экономику: сокращаются инвестиции в малый и средний бизнес, не выделяются в отдельных регионах средства на развитие предпринимательства. Как правило, большинство объектов малого и среднего бизнеса не могут противостоять негативным тенденциям мирового экономического кризиса в силу своей нестабильности и неразвитости.
  4. Кредитная несостоятельность большинства населения Казахстана и др. Данный фактор указывает на то, что большая часть населения Казахстана, в силу отсутствия специальной культуры в предпринимательской сфере, ряда других причин, оказывает влияние на то, что предприниматели не могут рационально распределить кредитные ресурсы. Не оценив свои финансовые возможности, представители малого и среднего бизнеса формируют «неблагоприятный кредитный портфель», который не позволяет им участвовать в дальнейшем в кредитно-денежных отношениях с банковскими структурами. Отсутствие возможности получить дополнительные финансовые ресурсы за счет кредитов, оказывают влияние на отрицательный исход предпринимательского дела конкретного бизнесмена.
  5. Отсутствием региональных программ поддержки предпринимательства и др. факторами. На республиканском уровне в настоящее время разработана нормативно-правовая база для поддержки представителей малого и среднего бизнеса. Однако, без нормативно-правовой поддержки регионального уровня невозможно реализовать большинство перспективных проектов в отношении малого и среднего уровня.

Основываясь на вышеизложенном, весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться современный предприниматель, можно распределить по следующим группам:

- проблемы кредитного и инвестиционного обеспечения;

- проблемы республиканского и регионального финансирования;

- проблемы в организации и развитии бизнеса;

- проблемы материально-технического обеспечения и правовой поддержки и др.

В этой связи, в настоящее время для поддержки развития малого и среднего предпринимательства являются необходимыми следующие меры:

  1. Создание условий для создания новых объектов малого и среднего бизнеса гражданами Казахстана. Для достижения данной цели необходимо на региональном уровне продумать меры поддержки предпринимательских инициатив граждан, подкрепляемых грамотной и четкой нормативно-правовой базой.
  2. Привлечение в сферу малого и среднего предпринимательства иностранных инвесторов. Для достижения данной цели необходимо поддерживать предпринимательские инициативы наиболее востребованных сфер экономики, которые вызывают интерес не только как предмет предпринимательства, но и необходимы для большей части населения республики как потребителей продуктов деятельности отечественного бизнеса.
  3. Создание условий для повышения уровня образованности и уровня сформированности предпринимательской культуры. Для достижения данной цели необходимо продумать мероприятия по обеспечению представителей бизнеса необходимой информацией, которая вызовет интерес у данной категории населения к повышению уровня своей предпринимательской, а также финансовой грамотности.

Таким образом, в настоящее время в Республике Казахстан созданы все условия для развития малого и среднего предпринимательства, однако до сих пор отсутствует необходимый уровень специальной грамотности среди большинства населения, не сформирована региональная политика поддержки предпринимательской сферы, ограничен доступ к финансированию сферы предпринимательства, негативный бизнес-климат, проблемы с кадровыми ресурсами и рынками сбыта и т. д. Все это и является причиной возникновения целого ряда проблем в данной сфере.

Литература

  1. Назарбаев Н. А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. СТРАТЕГИЯ «Казахстан — 2050», 14 декабря. — Астана: Аккорда, 2012.
  2. Жарылкасынова А. К. Разработка экономической стратегии Казахстана. Вступление в ВТО — интеграция в мировую экономику // Вестник КАСУ. — 2015. — № 3. — С. 28–33.
  3. Токсанова А. Н. Развитие систем управления малым бизнесом в Республике Казахстан // Вестник КазНУ. Серия Экономическая. — Алматы. — 2012. — № 1. — С. 102–105.
Основные термины (генерируются автоматически): среднее, Казахстан, предпринимательство, предпринимательская культура, предпринимательская сфера, национальная экономика, развитие бизнеса, региональный уровень, специальное образование, большая часть населения республики.


Похожие статьи

Предпринимательство как один из факторов развития...

предпринимательская деятельность, предпринимательство, предприниматель, рыночная экономика, выполнение работ, оказание услуг

В странах с рыночной экономикой сектору малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) уделяется большое внимание — правительство с...

Развитие малого и среднего бизнеса в республике Казахстан

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является

Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики

Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который...

Социально-предпринимательские корпорации Республики...

Ходжаев Д. Социально-предпринимательские корпорации Республики Казахстан как правовой механизм защиты интересов гражданского

«Социально-предпринимательские корпорации (СПК) — это устойчивые бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность с целью...

Проблемы инновационного развития Казахстана

инновационная активность, инновационная деятельность, предпринимательский сектор, Казахстан, предприятие, научная сфера

Сегодня региональная инновационная политика в аграрной сфере экономики Казахстана проводится без учета особенностей аграрного...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

Значение малого и среднего предпринимательства для развития современной экономики

На уровне РФ — это департамент развития малого и среднего предпринимательства

– расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам...

Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность

Предпринимательство — одна из важнейших составляющих современной экономики.

Предпринимательство и бизнес влияют на темпы экономического роста государства, объем

По размерам своей реализации бизнес, так же как и предпринимательская деятельность...

Предпринимательство в России — проблемы и возможности

Что касается адаптивности предпринимательской культуры, то ее формирование возможно при организации эффективной поддержки инновационного и

3. Насонов В. В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике...

Государственная поддержка инновационного... | Молодой ученый

В статье рассматриваются меры государственной поддержки инновационного предпринимательства в Казахстане, в контексте процесса формирования инновационной системы страны. При этом справедливо отмечается, что для Республики Казахстан всегда...

предпринимательская деятельность, рыночная экономика...

предпринимательская деятельность, рыночная экономика, самостоятельная подсистема, экономическая система, автономность

Таким образом, предпринимательская деятельность предполагает воплощение деятельности в определенной сфере либо как в законодательных...

Проблемы развития инновационной активности казахстанских...

1) предпринимательская активность в сфере инноваций очень низкая

д) развития управленческой и предпринимательской культуры.

В свою очередь научно-производственная часть инновационных систем состоит из крупных и мелких компаний...

Похожие статьи

Предпринимательство как один из факторов развития...

предпринимательская деятельность, предпринимательство, предприниматель, рыночная экономика, выполнение работ, оказание услуг

В странах с рыночной экономикой сектору малого и среднего бизнеса (далее — МСБ) уделяется большое внимание — правительство с...

Развитие малого и среднего бизнеса в республике Казахстан

Становление малого бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является

Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики

Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который...

Социально-предпринимательские корпорации Республики...

Ходжаев Д. Социально-предпринимательские корпорации Республики Казахстан как правовой механизм защиты интересов гражданского

«Социально-предпринимательские корпорации (СПК) — это устойчивые бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность с целью...

Проблемы инновационного развития Казахстана

инновационная активность, инновационная деятельность, предпринимательский сектор, Казахстан, предприятие, научная сфера

Сегодня региональная инновационная политика в аграрной сфере экономики Казахстана проводится без учета особенностей аграрного...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

Значение малого и среднего предпринимательства для развития современной экономики

На уровне РФ — это департамент развития малого и среднего предпринимательства

– расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам...

Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность

Предпринимательство — одна из важнейших составляющих современной экономики.

Предпринимательство и бизнес влияют на темпы экономического роста государства, объем

По размерам своей реализации бизнес, так же как и предпринимательская деятельность...

Предпринимательство в России — проблемы и возможности

Что касается адаптивности предпринимательской культуры, то ее формирование возможно при организации эффективной поддержки инновационного и

3. Насонов В. В. Актуальные проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике...

Государственная поддержка инновационного... | Молодой ученый

В статье рассматриваются меры государственной поддержки инновационного предпринимательства в Казахстане, в контексте процесса формирования инновационной системы страны. При этом справедливо отмечается, что для Республики Казахстан всегда...

предпринимательская деятельность, рыночная экономика...

предпринимательская деятельность, рыночная экономика, самостоятельная подсистема, экономическая система, автономность

Таким образом, предпринимательская деятельность предполагает воплощение деятельности в определенной сфере либо как в законодательных...

Проблемы развития инновационной активности казахстанских...

1) предпринимательская активность в сфере инноваций очень низкая

д) развития управленческой и предпринимательской культуры.

В свою очередь научно-производственная часть инновационных систем состоит из крупных и мелких компаний...

Задать вопрос