Сущность программы развития физической культуры и спорта в муниципалитетах на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 28.04.2019

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Юферова А. Г. Сущность программы развития физической культуры и спорта в муниципалитетах на современном этапе // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 252-255. — URL https://moluch.ru/archive/255/58525/ (дата обращения: 22.05.2019).



В статье сформулированы основные положения технологии разработки программы развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

Ключевые слова: физическая культура, муниципальное образование, алгоритм программы.

Управление в сфере физической культуры и спорта является одним из ключевых направлений социальной политики нашей страны, в том числе и на муниципальном уровне, что отражается в конкретных областях: международной, национальной, здравоохранительной, культурной, образовательной.

Разработать эффективную систему управления развитием физической культуры и спорта в муниципальном образовании невозможно без определения основных векторов ее дальнейшего существования, без анализа финансовых возможностей и желаемого конечного результата, без учета мнений профессионального физкультурно-спортивного объединения и жителей муниципалитета.

Базовой задачей местных органов власти является создание необходимых условий для привлечения к занятиям спортом разных категорий граждан, благодаря чему улучшается демографическая ситуация в стране, снижается загруженность медицинских учреждений. Органы местной власти и спортивные сообщества имеют возможность самостоятельно оказывать влияние на локальные особенности муниципального образования в сфере физической культуры и спорта.

Цель исследования: совершенствование деятельности местных органов власти по реализации условий для развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, анализ научно-методических литературных источников и нормативно-правовых документов в сфере физической культуры и спорта.

Разрабатывая собственную систему физической культуры и спорта, органы законодательной и исполнительной власти имеют следующие основания:

– наличие на территории муниципалитета необходимого числа спортивных сооружений и учреждений, спортивных рабочих кадров, отвечающих за реализацию целей муниципалитета в сфере физической культуры и спорта;

– степень старения и рождаемости. В связи с этими базисами формируется план по развитию физической культуры и спорта на территории муниципального образования, утверждаются программы по привлечению пожилых людей к занятиям спортом, разрабатываются комплексы по реабилитации и оздоровлению населения;

– если наблюдаются тенденции по увеличению численности населения, страдающего избыточным весом, органы местного самоуправления должны пропорционально увеличивать активность спортивно-массовой работы;

– развитие в муниципальном образовании детско-юношеского спорта оказывает влияние на снижение уровня детской и подростковой преступности;

– работа местных органов власти с частными спортивными учреждениями с целью поддержания социально значимой работы с населением, выраженная в выработке согласованной политики в области развития физической культуры и спорта на территории муниципалитета.

Алгоритм разработки программы по развитию физической культуры и спорта на муниципальном уровне прослеживается в следующих стадиях:

  1. Предварительный этап. Администрация муниципального образования совместно с отделом по физической культуре и спорту, выступая в роли инициаторов развития программы физической культуры и спорта, оценивают эффективность разработанной концепции и несут ответственность за конечный результат. Администрация формирует рабочий состав (структурные отделы администрации, эксперты, сотрудники образовательных центров), определяет исполнителей, заключает контракты с консультирующими компаниями, которые привлекаются к разработке концепции программы, которая включает в себя:

– изучение степени динамики развития физической культуры и спорта в последние десятилетия;

– анализ эффективности предыдущих концепций развития;

– формулирование плановых приоритетных вопросов развития данной сферы в муниципальном образовании в рамках программно-целевого метода.

  1. Формулирование программы. Методика разработки целевой программы для применения на территории муниципалитета:

– определение проблемных вопросов и способов их урегулирования в рамках программно-целевого подхода;

– формулирование целей и задач программы;

– определение базовых направлений действий и мероприятий в рамках программы;

– степень обеспечения базовыми ресурсами;

– методы мониторинга и контроля;

– ожидаемый эффект от воплощения программы.

В продолжение разработки программы происходит формирование групп субъектов, на которых оказывает влияние данное введение, определяются их интересы и уточняется информационная база разработки концепции. Для сбора корректной информации проводятся социологические опросы среди населения и руководителей физкультурно-спортивных организаций, благодаря результатам которых можно вносить качественные поправки в программы по развитию физической культуры и спорта на муниципальном уровне. Анализ полученных данных может быть некорректен из-за недостаточности информации по проблемам конкретного муниципального образования.

Одним из ключевых критериев для занятий физической культурой и спортом среди жителей муниципального образования является их обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами. Основными показателями, формирующую официальную статистику являются данные по численности населения, занимающегося физической культурой и спортом, количество тренерско-преподавательского состава и физкультурно-спортивных сооружений. Для наиболее корректного отражения проблем муниципального образования в данной отрасли нужно учитывать дополнительные показатели, а именно:

– пропускная способность физкультурно-спортивных учреждений;

– издержки в муниципальном бюджете на сферу физической культуры и спорта в расчете на одного жителя муниципалитета.

В итоге формируется система коэффициентов, которые позволяют наблюдать за направлениями развития физической культуры и спорта, оценивать эффективность результатов применения программы в общем и в совокупности.

  1. Осуществление базовых мероприятий по физической культуре и спорту в рамках реализации программы:

– учет возрастных категорий населения для определения потребностей в занятиях физической культурой и спортом путем увеличения числа спортивных мероприятий и более активной пропаганды здорового образа жизни;

– улучшение спортивных объектов, совершенствование основных и резервных кадров в сфере физической культуры и спорта.

Для решения вышеупомянутых задач необходимо реализовывать следующие мероприятия:

– организация массовых мероприятий, состоящих из тех видов спорта, которыми наиболее заинтересованы жители муниципального образования;

– привлечение СМИ с целью информирования населения о спортивных достижениях муниципалитета и приоритетных направлениях развития физической культуры и спорта;

– создание информационной базы для помощи в принятии управленческих решений (анкеты, опросы);

– повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров, задействованных в спортивной и физкультурно-оздоровительной работе с населением;

– материальное стимулирование кадров для повышения эффективности деятельности и снижения оттока молодых специалистов.

После определения базовых мероприятий, включенных в программу, происходит оценка бюджетных возможностей с помощью сравнения имеющихся и требующихся финансовых средств. Если выявляется недостаточность финансовых ресурсов для реализации всех разработанных в рамках программы мероприятий, то происходит их сортировка по иерархии степени воздействия на базис эффективности программы — количество населения, занимающегося физической культурой и спортом. Таким образом, в программу включаются наиболее приоритетные мероприятия, направленные на создание качественных условий для развития тенденций распространения здорового образа жизни среди населения муниципального образования.

  1. Изучение программы. Для изучения предварительно сформированного проекта программы инициируются слушания, которые проводятся администрацией муниципалитета. Участникам предоставляется возможность заранее ознакомиться с проектом программы. По итогам слушаний могут быть внесены изменения в содержание основных параграфов программы. В таких случаях программа совершенствуется субъектами утвержденной рабочей группы и в дальнейшем подлежит вторичному рассмотрению на слушаниях.
  2. Утверждение программы. Утверждение конечного варианта программы является обязанностью высшего исполнительного органа власти муниципалитета. Готовый проект программы направляется главе муниципального образования, который имеет возможность не принять на конечную реализацию данные разработки. При таком варианте программа отправляется рабочей группе с обоснованием отклонения либо с корректировочными предложениями. После утверждения за программой закрепляют статус правового акта с условием обязательного исполнения.

В рамках существующей концепции развития физической культуры и спорта необходимо разрабатывать инновационные, отвечающие современным реалиям, программы по повышению интереса жителей муниципалитета к здоровому образу жизни и занятиям спортом. Для формирования эффективной системы управления необходим качественный мониторинг физического развития и подготовки граждан. Результаты данного оперативного анализа оказывают позитивное влияние на разработку и внедрение программ по развитию физической культуры и спорта в муниципальных образованиях.

Потенциальными результатами применения предложенных программных мероприятий в рамках муниципальных образований станет повышение эффективности управления в сфере физической культуры и спорта, поддержание существующих положений в данной области, привлечение дифференцированных категорий населения в спортивное движение муниципалитета, увеличение численности населения, приобщенного к здоровому образу жизни.

Таким образом, поэтапное планирование и контроль в сочетании с адекватным и отвечающим современным требованиям алгоритмом формирования программы развития физической культуры и спорта, позволяют повысить эффективность всего технологического процесса и с высокой степенью вероятности достигнуть запланированного результата.

Литература:

  1. Авилова, Т. И. Организация спортивно-массовой работы по месту жительства / Т. И. Авилова. — Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012. — 156 с.
  2. Баранов, В. Н. Разработка организационных проблем управления физической культурой и спортом в России / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин. — М.: Вестник спортивной науки, 2014. — № 5. — 6 с.
  3. Белова, Г. Б. Использование программно-целевого метода в управлении развитием массовой физической культуры на уровне области / Г. Б. Белова. — СПб: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, 2012. — 25 с.
  4. Братановская, М. С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности / М. С. Братановская. — Волгоград: Волгогр. акад. МВД России, 2017. — 21 с.
  5. Гуляев, М. Д. Модернизация управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне / М. Д. Гуляев. — М.: Миспорт, 2012. — 352 с.
  6. Кузин, В. В. Оптимизация системы управления отраслью «физической культуры и спорта» в России в рыночных условиях / В. В. Кузин. — М.: Теория и практика физической культуры, 2013. — 58 с.
  7. Липкина, А. В. Финансирование физкультурно-оздоровительного комплекса муниципального образования в условиях рыночных форм хозяйствования / А. В. Липкина. — Краснодар, 2015. — 168 с.
  8. Новокрещенов, В. В. Взаимодействие в управлении сферой физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации / В. В. Новокрещенов. — Волгоград: Волгоградская гос. акад. физ. культуры, 2016. — 45 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, муниципальное образование, спорт, здоровый образ жизни, территория муниципалитета, программа, муниципальный уровень, местный орган власти, мероприятие, занятие спортом.


Похожие статьи

Муниципальная политика в сфере физической культуры...

Библиографическое описание: Антонов М. В. Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые

физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, спорт, занятие спортом, учебное заведение, массовая физическая культура...

Актуальные проблемы организации физкультурно-спортивной...

место жительства, физическая культура, здоровый образ жизни, массовый спорт, молодежь, соревнование.

Физическая культура и спорт в системе высшего образования.

Физическая культура и спорт являются важной частью здорового образа жизни в целом.

здоровый образ жизни, студент, физическая культура, спорт...

Физическая культура и спорт являются нашими естественными союзниками в деле оздоровления детей и молодежи.

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое совершенствование, укрепление здоровья, спорт, физкультурно-спортивная...

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа...

Использование физической культуры и спорта для полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти, тем

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в...

Современные проблемы формирования здорового образа жизни...

Для разрешения проблем формирования здорового образа жизни на территории Владивостокского городского округа администрацией города Владивостока были разработаны две муниципальные целевые программы «Развитие физической культуры и спорта в...

Формирование здорового образа жизни населения...

Таким образом, здоровый образ жизни является, пожалуй, самой оптимальной системой поведения гражданина в повседневной жизни

В регионе был проведен месячник здоровья во всех муниципалитетах. Его мероприятия были включены в муниципальные программы...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

Министерству образования и науки Российской Федерации определены полномочия в области развития массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни подрастающего поколения. Для решения поставленных задач в российском образовании...

Физическая культура и спорт — важный элемент...

Массовая физическая культура и спорт, прежде всего социальное явление, так как несет в себе основы здорового образа жизни.

Программа развития физкультуры и спорта на долгосрочную перспективу должна стать одним из элементов стратегии развития страны до...

Социальное значение физической культуры и спорта в условиях...

Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Похожие статьи

Муниципальная политика в сфере физической культуры...

Библиографическое описание: Антонов М. В. Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые

физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, спорт, занятие спортом, учебное заведение, массовая физическая культура...

Актуальные проблемы организации физкультурно-спортивной...

место жительства, физическая культура, здоровый образ жизни, массовый спорт, молодежь, соревнование.

Физическая культура и спорт в системе высшего образования.

Физическая культура и спорт являются важной частью здорового образа жизни в целом.

здоровый образ жизни, студент, физическая культура, спорт...

Физическая культура и спорт являются нашими естественными союзниками в деле оздоровления детей и молодежи.

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое совершенствование, укрепление здоровья, спорт, физкультурно-спортивная...

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа...

Использование физической культуры и спорта для полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти, тем

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в...

Современные проблемы формирования здорового образа жизни...

Для разрешения проблем формирования здорового образа жизни на территории Владивостокского городского округа администрацией города Владивостока были разработаны две муниципальные целевые программы «Развитие физической культуры и спорта в...

Формирование здорового образа жизни населения...

Таким образом, здоровый образ жизни является, пожалуй, самой оптимальной системой поведения гражданина в повседневной жизни

В регионе был проведен месячник здоровья во всех муниципалитетах. Его мероприятия были включены в муниципальные программы...

Физическое воспитание в учреждениях дополнительного...

Министерству образования и науки Российской Федерации определены полномочия в области развития массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни подрастающего поколения. Для решения поставленных задач в российском образовании...

Физическая культура и спорт — важный элемент...

Массовая физическая культура и спорт, прежде всего социальное явление, так как несет в себе основы здорового образа жизни.

Программа развития физкультуры и спорта на долгосрочную перспективу должна стать одним из элементов стратегии развития страны до...

Социальное значение физической культуры и спорта в условиях...

Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Задать вопрос