Роль православных братств в борьбе за сохранение православных традиций на примере Раковского братства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 28.04.2019

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Кудин, М. А. Роль православных братств в борьбе за сохранение православных традиций на примере Раковского братства / М. А. Кудин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58465/ (дата обращения: 24.12.2024).



«Российская империя, — как пишет священник Андрей Миронов, — до самого своего распада оставалась конфессионально пристрастным государством — официальным вероисповеданием являлось Православие, а главенствующей конфессией — Российская Православная Церковь. Лишь в начале XX ст. под влиянием революционных потрясений царское правительство сделало ряд уступок в вероисповедном вопросе» [1,с. 133].

После выхода Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. в западных регионах Российской империи начались массовые переходы людей из Православия в католичество.

За переход в латинскую веру активно агитировало католическое духовенство. С такой «миссионерской» целью 1 мая 1905 г. в сопровождении польских панов и кавалькады из 40 всадников в Раков прибыл католический митрополит — граф Георгий Шембек. Объявив людям о том, что католикам дана полная свобода, католический митрополит начал активную антиправославную проповедь, с которой объездил Минскую губернию в сопровождении конной охраны. Поездки митрополита вызвали большой подъём в среде католического населения, и многие православные решались перейти [1, с. 136].

Проповедь митрополита повлияла и на Раковского ксендза Владислава Миржвицкого. Он объявил, что предаст проклятию и отлучит от костёла тех, кто посещают православные храмы и церковноприходские школы. Были пущены слухи, что царь Николай II с его наследниками стали католиками. В Ракове началось жестокое противостояние верующих разных исповеданий.

Андрей Миронов в своём исследовании пишет: «Раковские православные крестьяне жаловались местному священнику Константину Околовичу на варварские поступки своих соседей-католиков» [1, с. 142].

Для устранения опасности, угрожающей Православию со стороны латинства, а также для защиты православных христиан на православных приходах начали создаваться братства, целью которых стало скрепление союза православных, поддержание церквей и дела благотворения. Кроме того, в задачи братств входило устранение всего того, что со стороны врагов Православия и русской самоидентификации белорусского народа может пагубно действовать на нравственность крестьян, на их хозяйственный или материальный быт [1, с. 146].

Именно таким сообществом, которое стало на защиту Православия в столь сложное время, было Раковское братство во имя Раковской иконы Божией Матери, созданное протоиереем Константином Околовичем в 1905 г. на приходе Спасо-Преображенкой церкви. В связи с агрессивными настроениями в среде католических верующих и духовенства, православное братство Спасо-Преображенского прихода возложило на себя обязанность всеми возможными с его стороны мерами содействовать распространению в крестьянском населении грамотности на религиозно-нравственных началах, развитию в среде его хозяйственного благосостояния, искоренению пьянства и возвышению нравственности. Необходимость распространения грамотности среди населения была обусловлена также тем, что главным средством окатоличивания и полонизации белорусов, кроме смешанных браков, служили тайные польские школы [1, с.176].

Братству необходимо было стать крупной материальной силой, которая бы обеспечивала наличие достаточных средств как для осуществления его задач. Был разработан устав братства, по которому церковное просвещение было главной целю, и выражалось в таких задачах: а) содействие распространению и утверждению спасительных истин православной веры и правил христианской нравственности в приходе; б) забота об ограждении православного населения прихода от вредных влияний, как со стороны сектантских лжеучений, так и со стороны инославных вероисповеданий и народных суеверий [2].Устав братства был утверждён епархиальным начальством [3].

На общем собрании члены братства приняли решение послать письмо обер-прокурору Святейшего Синода, чтобы сообщить о тех печальных переменах, которые произошли в жизни Раковского прихода после обнародования указа 17 апреля. В конце письма братчики просили «принять меры к обузданию произвола католиков [4].

На втором братском собрании 16 августа 1905 г.иер. К. Околович вновь призвал к активной деятельности в деле защиты православной веры. Он предложил предпринять целый ряд мер: завести в церкви общенародное пение; организовать православно-религиозные чтения в школах с общенародным пением на них религиозно-патриотических песен; торжественно обставлять крестные ходы; заботиться о благоукрашении приходского храма; выписывать и раздавать крестьянам антикатолические листки и брошюры, на что расходовать большую часть членских взносов и делать два раза в год сборы в церковь; выявлять и уведомлять власти о тайных польских школах, где «обрабатывают» детей против Православия и всего русского; открыть при церкви склад книг, икон православного письма, крестиков и продавать их по номинальной цене, чтобы отучить народ покупать всё это на базарах у литвинов-католиков и украсить свои дома православными иконами; фиксировать случаи насилия католиков над православными и сообщать об этом совету братства; уговаривать лиц, перешедших в католичество, возвратиться в лоно Матери-Церкви и т. д.

Весной 1907 г. Раковское братство оказало помощь 45-летней крестьянке Марии Счастной, оставшейся после смерти мужа с малолетними детьми. Мария намеревалась продолжить службу в имении, однако управляющий под угрозой лишения её места принудил Счастную перейти в католичество. Вынужденно поменяв вероисповедание, женщина хотела во что бы то ни стало оставить детей в православии. Но, несмотря на её желание, помещик и управляющий настоятельно требовали обращения в католичество и детей, угрожая в противном случае лишить женщину службы. Узнав об этом, совет братства выдал вдове единовременное денежное пособие из братских сумм, и подыскал подходящую работу «у русских людей».

В мае 1907 г. на заседании братства обсуждалась проблема униатских икон и книг, которые прихожане хранили в своих домах. о. Константин вынужден был констатировать, что народ хранит иконы таких святых, как, например, гонителя Православия Иосафата Кунцевича. В связи с этим он призвал членов братства поддержать широкое распространение полезных, душеспасительных книг и создать возможность приобретать по низкой цене молитвословы, книжки и брошюры религиозно-православного содержания, а также иконы святых. Для этой цели решили установить в притворе церкви книжный шкаф, приобрести полезные издания, иконы, крестики и др. [1, с. 182].

8 августа 1908 г. собрание Раковского братства решило присоединиться в виде отдела к Минскому народному братству Святого Животворящего Креста Господня, но с тем условием, чтобы Раковское «братство действовало и жило своим уставом, а также, чтобы денежные суммы Раковского братства оставались бы на месте в полном распоряжении наличного состава братства» [4].

В 1909 г. Раковское братство обращалось с письмами к государю и в Святейший Синод, в которых выражало протест по поводу принятия Думой постановления о свободном переходе из Православия в иную веру.

Конечно, деятельность братства не могла быть эффективной без поддержки состоятельных людей. И такую поддержку ему оказывала супруга генерал-лейтенанта С. Н. Мезенцова Елизавета Викторовна. Благодаря её стараниям в братство вступило «много интеллигентных лиц» из Петербурга и Москвы, которые внесли значительные пожертвования. Елизавета Викторовна также опекала Раковскою женскую церковно-приходскую школу [4].

Председатель братства — священник Константин Околович — активно отстаивал позиции Православия. В 1910 г. он издал несколько десятков брошюр антикатолического содержания. Конечно, при отце Константине деятельность братства не ограничивалась вышеприведёнными сюжетами, она была гораздо шире и принесла немало пользы непосредственно Спасо-Преображенскому приходу, заметно подняв религиозные настроения в среде прихожан [4].

В 1908 г. в свет вышел составленный отцом Константином православный народный молитвослов, состоявший из молитв на разные случаи жизни, краткого катехизиса и духовных песен [1, с. 187].

Можно сказать, что на 1910 г. пришёлся пик деятельности Раковского братства. А в июне 1912 г. при братстве было учреждено общество трезвости, собравшее страдающих алкоголизмом [4].

Таким образом, созданное протоиереем Константином Околовичем братство во имя Раковской иконы Божией Матери стало православным духовным центром местечка Раков, а его издательская и просветительская деятельность способствовала не только консолидации православных христиан Ракова и укрепления их в вере, но и активизации борьбы с католической экспансией в годы революционной смуты 1905–1907 гг.

Литература:

  1. Миронов, Андрей, священник. Противостояние: Минская епархия после выхода указа 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» / Андрей Миронов, священник. — Минск: Братство в честь Святого Архистратига Михаила в г. Минске, Минской епархии Белорусской Православной Церкви. — 2015.– 331 с.
  2. Гресь, С. М., Гринкевич, Н. С. Православные храмы в Воложине и Ракове (историческая ретроспектива) / С. М. Гресь., Н. С. Гринкевич // Гуманитарные научные исследования. — Март 2014. — № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/03/5995. — Дата доступа: 12.11.2015.
  3. Кривонос, Фёдор, священник. Спасо-Преображенский приход в Ракове / Фёдор Кривонос, священник // Минские епархиальные ведомости.– 2003. — № 4. — 60 с.
  4. Архив Раковской Спасо-Преображенской церкви Воложинского благочиния Минской епархии. Церковная летопись 1836–1987 гг. Братская книга 1905–1914 гг.
Основные термины (генерируются автоматически): братство, деятельность братства, икона, Православие, православная вера, Российская империя, Святейший Синод, Спасо-Преображенский приход, член братства.


Похожие статьи

Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Роль современной детской экологической журналистики в системе непрерывного экологического образования

Возрождение благотворительности в системе образования и её роль в модернизации системы образования в современных условиях

Применение инклюзивного образования в решении духовно-нравственных проблем российского общества

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Роль Русской группы Международного союза криминалистов в истории становления института условного осуждения в дореволюционной России

Роль исламского философского наследия в развитии физической культуры подрастающего поколения

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Похожие статьи

Роль сотрудничества семьи и школы в воспитании толерантности подростков

Направления и механизмы воздействия межнациональных семей на этническую толерантность в современном обществе

Роль современной детской экологической журналистики в системе непрерывного экологического образования

Возрождение благотворительности в системе образования и её роль в модернизации системы образования в современных условиях

Применение инклюзивного образования в решении духовно-нравственных проблем российского общества

Роль института семьи в социально-культурном развитии молодого поколения

Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Роль Русской группы Международного союза криминалистов в истории становления института условного осуждения в дореволюционной России

Роль исламского философского наследия в развитии физической культуры подрастающего поколения

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном развитии младшего школьника в условиях современной школы

Задать вопрос