Условия развития спортивно-туристических кластеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 17.06.2019

Статья просмотрена: 1403 раза

Библиографическое описание:

Юткина, А. С. Условия развития спортивно-туристических кластеров / А. С. Юткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 378-384. — URL: https://moluch.ru/archive/262/58454/ (дата обращения: 23.04.2024).



Развитие спортивно-туристических кластеров — важная социальная задача, решение которой способствует не только сбалансированности региональных экономик, но и вовлечению в предпринимательскую деятельность наиболее прогрессивной части населения, склонной к правильному образу жизни и активному проведению досуга. Повышение предпринимательской активности в данном сегменте экономики определяется рядом факторов, к числу которых относятся политика государства по развитию спорта и туризма; наличие объектов спортивной инфраструктуры; достаточность гостиничного фонда, наличие историко-культурных объектов в регионе, число субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на развитие спортивно-туристических кластеров и др. В статье рассматривается возможность развития спортивно-туристических кластеров в России с учетом влияния на данный процесс наиболее значимых факторов.

Ключевые слова: кластер, спортивно-туристические кластеры, предпринимательство, региональное развитие

Занятия физической культурой и спортом с каждым годом становятся все более популярными в всем мире. Люди осознанно выбирают здоровый образ жизни и уже с молодых лет начинают заботиться о своем здоровье. Спорт и туризм приобретают большее значение в нашей жизни и становятся, наряду с наукой и искусством, полноправными компонентами социальной жизни общества.

Развитие спорта и туризма, эффективное использование спортивного наследия мега-мероприятий являются популярной темой научных исследований российских и зарубежных авторов [1,13,14]. Для большинства регионов России созданный за последние годы комплекс спортивных сооружений может стать важным ресурсом в развития малого и среднего предпринимательства [12]. Однако вопросы регионального развития сферы спортивно-туристической индустрии на базе объектов наследия спортивных мега-мероприятий и вовлечению в этот процесс субъектов малого бизнеса не решены и требуют дополнительных исследований, что определяет актуальность данной работы. Целью исследования является рассмотрение перспектив создания кластерных образований в сфере спортивно-туристической индустрии.

Дисбаланс регионального развития — серьезная проблема экономики страны, о необходимости решения которой отмечается в практически во всех основных программных документах [1,5]. Одним из путей решения этой проблем может стать процесс интеграции предпринимательских структур в регионе на основе создания кластеров в наиболее перспективных для региона областях экономики [15].

Основные принципы кластерной политики в Российской Федерации были представлены в 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года [1]. В этом документе формирование кластеров в высокотехнологичных отраслях производства, в перерабатывающей промышленности и производстве энергии определяется как ключевое условие модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала российских регионов определено. Возможность создания кластеров не ограничена этими областями и кластерные структуры, как формы интеграции субъектов хозяйственной деятельности с целью объединения ресурсов для создания добавленной ценности, эффективны и во многих других областях: туризме, спорте, здравоохранении, образовании и т. д.

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)», понятие «туристский кластер» определяется как сосредоточение на некоторой территории предприятий и организаций, интегрированных в одну логистическую схему и занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом, и рекреационными услугами [3]. Спортивный кластер рассматривается как объединение различных хозяйствующих субъектов в области скорее профессионального спорта для реализации программ тренировки спортсменов, проведения спортивных и масштабных культурных мероприятий [6]. В рамках данного исследования спортивно-туристический кластер рассматривается как устойчивое интеграционное объединение субъектов малого и среднего предпринимательства, расположенных в географической близости, и реализующих хозяйственную деятельность в единой цепочке создания добавленной ценности продукции/услуг социального значения.

Организационные формы кластерных структур могут быть различны. В ряде случаев кластеры рассматриваются как сетевые структуры, характеризующиеся стабильными, скорее партнерскими нежели конкурентными взаимоотношениями [19] без наличия головного (ведущего) предприятия. При реализации модели с наличием координирующих центров таковыми могут выступать департаменты региональных органов власти или некоммерческие организации, образованные именно для организации взаимодействия предпринимательских структур. Для промышленных территорий характерна структура кластера с наличием научно-образовательного или научно-исследовательского центра [9].

Часто кластерная политика рассматривается как альтернатива традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей [23], что в определенной степени способствовало развитию кластеров в агропромышленной, фармацевтической, медицинской, туристической и других областях. Спортивно-туристические кластеры развиваются менее активно и в настоящее время по официальным данным насчитывается всего восемь кластеров [24].

Использование механизмов организации кластерных структур требует оценки основных факторов, влияющих на эффективность кластера. К числу таких факторов следует отнести: (1) политика государства по развитию спорта и туризма; (2) наличие объектов спортивной инфраструктуры; (3) достаточность гостиничного фонда, (4) наличие историко-культурных объектов в регионе, (4) число субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на развитие спортивно-туристических кластеров. Важным фактором эффективности кластерных структур является организация внутрикластерного взаимодействия [18]. Поскольку кластер представляет собой пространственно-распределенную организационную форму, то существенным является расположение потенциальных участников кластера, способное обеспечить доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе.

Развитие спортивно-туристических кластеров на начальном этапе в значительной степени определяется государственной политикой в области развития физкультуры и спорта.

В современных условиях решению задач развития физической культуры и спорта в стране уделяется огромное внимание. В результате рост числа объектов с 2010 г. по 2017 г. на 20 % привел к двукратному увеличению числа занимающихся спортом (рис.1 — рис.5)[1]. Проведение в России крупные спортивные мероприятия всемирного масштаба позволили создать и обновить материально-техническую базу в области спорта и популяризировать спорт среди населения.

Рис. 1. Количество штатных работников сферы ФКиС в России

Рис. 2. Численность занимающихся ФКиС в России

Рис. 3. Количество спортивных сооружений в России

Рис. 4. Финансирование ФКиС в России

Таким образом политическая воля руководства страны позволили сделать Российскую Федерацию центром притяжения спортивного сообщества, способствовали развитию спортивной инфраструктуры, что является сигналом бизнесу о необходимости эффективного использования спортивного наследия мега-мероприятий.

Существенно изменились условия для развития внутреннего туризма: во многих регионах России создаются гостиничные комплексы, реставрируются объекты историко-культурного наследия, воссоздаются мастерские народных промыслов. При это объемы выездного туризма пока превышают въездной туризм (рис.6), что вполне может объясняться сезонностью туризма в российских климатических условиях.

Рис. 6. Динамика рынка туристических услуг

Рис. 7. Оценка спроса на услуги в сфере въездного туризма

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#

В настоящее время существует несколько проблем развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации:

− отставание темпов модернизации и создания инженерной инфраструктуры отдельных регионов от темпов общего социально-экономического развития. Объективно региональным властям недостаточно средств для полномасштабной реконструкции, что показывает на необходимость совершенствования инвестиционной политики и привлечения частного капитала в процессы обновления инженерных сооружений;

− отставание уровня развития туристской инфраструктуры от темпов роста туристского интереса к территории. В значительной степени эта проблема связана с недостаточной готовностью малого бизнеса к увеличению инвестиций, что вызвано нестабильностью развития экономики страны за последние 10 лет, недостаточно развитым институтом частной собственности, высоким уровнем коррупции в регионах;

− недоступность долгосрочных кредитных инструментов с низкими процентными ставками, позволяющими окупить инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

− невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

− недостаточность программ по развитию внутреннего туризма в России, позволяющих вовлечь молодежь и людей старшего возраста в путешествия по России. В условиях снижения покупательского спроса населения только рекламы в СМИ недостаточно, необходимы серьезные программы финансирования туризма для определенных групп населения.

Согласно концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)», утвержденной правительством в мае 2018 года, предполагается в том числе обустроить инфраструктуру туристических объектов, повысить квалификацию персонала отрасли, субсидировать предпринимателей, занятых на туристическом рынке. В результате реализации данной программы планируется увеличение доли туризма в ВВП страны до 5–6 %, при нынешнем показателе на 2018 год 3,47 %.

Таким образом, предпосылки для развития спортивно-туристических кластеров определенно существуют. Кроме развития спортивной инфраструктуры и активного роста рекреационного и познавательного туризма в обществе существует потребность в сочетании спортивных занятий и отдыха. Она должна быть удовлетворена с высоким качеством, что определяет значимость механизмов взаимодействия субъектов спортивно-туристических кластеров. Определенные требования предъявляются к информированности участников, внутрифирменным стандартам обслуживания клиентов и необходимости их согласования в кластере. Основные принципы формирования кластеров, наиболее важные именно для создания спортивно-туристических кластеров, представлены на рисунке 6.

Литература:

  1. Об утверждении «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 28 сентября 2018 года)» [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения 15.03.2019 г.)
  2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс] URL:http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/201828113 (дата обращения 10.03.2019 г.)
  3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)" URL: http://docs.cntd.ru/document/557414759 ((дата обращения 15.03.2019 г.)
  4. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации (с изменениями на 27 июня 2018 года)» " [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420242984 (дата обращения 10.03.2019 г.)
  5. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902075039 (дата обращения 10.03.2019 г.)
  6. Ананишнев В. В., Корепова В. В. Проблемы формирования спортивных кластеров в России // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. № 2 (3).
  7. Друк В. Ю., Найденов А. М. Формирование туристических кластеров в контексте устойчивого развития регионов // Экономика и банки. 2017. № 1. С.59–62.
  8. Завьялов Д. В. Агропромышленные кластеры: проблемы и ограничения развития // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. № 17. С. 2541–2552. DOI: 10.18334/rp.18.17.3828
  9. Завьялов Д. В. Организационные модели создания и развития кластеров // Российское предпринимательство. — 2014. — Том 15. — № 20. — с. 124–136.
  10. Завьялов Д. В., Сагинова О. В., Завьялова Н. Б. Управление развитием агропромышленных кластеров //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т. 9. № 1. С. 123–136 DOI: 10.18184/2079–4665.2018.9.1.123–136.
  11. Зарова Е. В., Солнцев И. В. Эконометрические модели в исследовании влияния спортивной индустрии на социально-экономическое развитие региона (на примере Республики Мордовия) // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2016. № 4 (88).
  12. Иванов В. Ю., Горшкова Н. В. Роль и место государственных мегаобъектов событийно-стратегического назначения в сбалансированности территориального развития российской Федерации // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. № 4 (37). С.104–113.
  13. Ковалева М. К. «Олимпийское наследие» как составной элемент регионального туристского продукта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2016. № 2 (180).
  14. Крамин М. В., Леонов В. А. Оценка влияния крупных региональных инвестиционных проектов на социально-экономическое развитие региона на примере проекта «Универсиада-2013» // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2014. № 2
  15. Кулакова Л. И. Кластерный подход — основа эффективного развития регионов // Российское предпринимательство. — 2013. — Том 14. — № 22. — С. 121–130.
  16. Марков Л. С. Методологические основы кластерного подхода // Федерализм. 2014. № 3. С. 57–72. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=22030130
  17. Мозокина С. Л., Борисова М. В. Влияние олимпийского наследия на развитие спортивного и оздоровительного туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 3 (25).
  18. Неустроева Н. А. Теоретические подходы и принципы формирования кластерных структур // Российское предпринимательство. — 2013. — Том 14. — № 10. — с. 114–126.
  19. Тютюшев А. П., Гасанов М. А., Васечко Д. Ю. Кластеры как инновационные экономические структуры сетевого типа // Вестник ТГПУ. 2011. № 12.
  20. Porter, M. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction / M. Porter. — N.Y.: The Free Press, 1990. — 855 p.
  21. Porter M. E. Competition. Transl. from English/ M. E. Porter. M, “Vilyams” Publishing, 2006. 608 pp.
  22. Zemtsov S. P., Pavlov P. N., Sorokina A. V. Specifics of Cluster Policy in Russia. Equilibrium // Quarterly Journal of Economics and Economic Policy. 2016. № 11 (3). С. 499–536
  23. Центр кластерного развития ханты-мансийского округа URL: http://ckr-ugra.ru/cluster_policy/policy_in/(дата обращения 30.03.2019 г.)
  24. Сводная база данных по кластерам России. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081707 дата обращения 30.03.2019 г.)

[1] По данным сводной формы 1-ФК Министерства спорта и физической культуры РФ URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, въездной туризм, кластер, развитие, Российская Федерация, спортивная инфраструктура, развитие спорта, внутренний туризм, гостиничный фонд, Федеральная целевая программа.


Ключевые слова

кластер, предпринимательство, региональное развитие, спортивно-туристические кластеры

Похожие статьи

Анализ современного состояния развития туризма в Российской...

Ключевые слова: развитие туризма, туристический поток, въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм. На современном этапе развития туризм является одной из наиболее важных и динамично развивающихся сфер, приносящих доход нашей стране.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, стратегия развития, всемирная торговая организация (ВТО)

С этой целью на территории области реализуется целевая программа «Развитие

В 2013 году спада по въездному туризму не наблюдалось. Один вид туризма замещался другим.

Сдерживающие факторы развития внутреннего туризма...

Развитие внутреннего туризма в России должно придерживаться ряда необходимых условий, тем не менее, именно эти же условия являются сдерживающими факторами. Неравномерное развитие внутреннего туризма в России одно из ярких тому доказательств.

Государственное и региональное регулирование в области...

В России существует комплекс мер для развития и регулирования туризма. Так, например, для улучшения ситуации в сфере туризма со стороны государства действует Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации...

Опыт реализации туристских инвестиционных проектов в России

Первым шагом в развитии внутреннего туризма было создание особых экономических зон

В основу Федеральной целевой программы развития туризма с 2012 по 2018 год был

Туристские кластеры приобрели широкое распространение в Италии, Франции, Японии и...

Государственное регулирование инвестирования туристской...

Ставропольский край, Российская Федерация, туризм , туристская индустрия , развитие , Россия, въездной туризм , туристский комплекс

В рамках концепции федеральной целевой программы « Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации...

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма...

1. Федеральное агентство по туризму/Концепция развития туризма от 11 июля 2002 года №954-р на период до 2015 года, С 95

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний туризм...

Межрегиональная интеграция как фактор развития внутреннего...

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

В Российской Федерации и до 2015 года развитие внутреннего и въездного туризма неоднократно заявлялось приоритетом [36, ст. 4; 22

Показатели динамики въездного туризма можно проанализировать по данным центрального органа исполнительной власти в сфере...

Похожие статьи

Анализ современного состояния развития туризма в Российской...

Ключевые слова: развитие туризма, туристический поток, въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм. На современном этапе развития туризм является одной из наиболее важных и динамично развивающихся сфер, приносящих доход нашей стране.

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, стратегия развития, всемирная торговая организация (ВТО)

С этой целью на территории области реализуется целевая программа «Развитие

В 2013 году спада по въездному туризму не наблюдалось. Один вид туризма замещался другим.

Сдерживающие факторы развития внутреннего туризма...

Развитие внутреннего туризма в России должно придерживаться ряда необходимых условий, тем не менее, именно эти же условия являются сдерживающими факторами. Неравномерное развитие внутреннего туризма в России одно из ярких тому доказательств.

Государственное и региональное регулирование в области...

В России существует комплекс мер для развития и регулирования туризма. Так, например, для улучшения ситуации в сфере туризма со стороны государства действует Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации...

Опыт реализации туристских инвестиционных проектов в России

Первым шагом в развитии внутреннего туризма было создание особых экономических зон

В основу Федеральной целевой программы развития туризма с 2012 по 2018 год был

Туристские кластеры приобрели широкое распространение в Италии, Франции, Японии и...

Государственное регулирование инвестирования туристской...

Ставропольский край, Российская Федерация, туризм , туристская индустрия , развитие , Россия, въездной туризм , туристский комплекс

В рамках концепции федеральной целевой программы « Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации...

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма...

1. Федеральное агентство по туризму/Концепция развития туризма от 11 июля 2002 года №954-р на период до 2015 года, С 95

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма, туристическая территория, внутренний туризм...

Межрегиональная интеграция как фактор развития внутреннего...

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

В Российской Федерации и до 2015 года развитие внутреннего и въездного туризма неоднократно заявлялось приоритетом [36, ст. 4; 22

Показатели динамики въездного туризма можно проанализировать по данным центрального органа исполнительной власти в сфере...

Задать вопрос