Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Современные методы формирования городских площадей

Технические науки
27.04.2019
2688
Поделиться
Библиографическое описание
Бакайкина, М. А. Современные методы формирования городских площадей / М. А. Бакайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58450/.


Каждый должен иметь право на общедоступные открытые пространства, такие как общегородские площади. Они необходимы для комфортной жизни жителей города. В статье рассматриваются современные методы создания городских площадей. Приводятся примеры современных тенденций в проектировании публичных площадей.

Ключевые слова: городская среда, общественная площадь, структура, функциональное зонирование, градостроительство

Уже с конца XX века в архитектурной практике стали появляться различные проекты по оформлению городской среды. Правительство пришло к осознанию, что многие проблемы городской структуры необходимо решать комплексно. Таким образом, на протяжении ста лет методом проб и ошибок были разработаны множество решений по проектированию городской среды [1, с. 4].

Общественные части города, его улицы, площади и парки — это фон и катализатор процессов общения, встреч, отдыха и наслаждения жизнью. Ян Гейл утверждает, что компактный город, где застройка тяготеет к маршрутам общественного транспорта, пешеходным и велосипедным дорогам, — единственно возможный вариант экологически-устойчивого города [2, с. 9].

Возрастающая общественная активность вынуждает пересмотреть множество ранее существующих тенденций в проектировании мест общественного пользования. К таким местам можно отнести городские публичные площади. Проектирование площадей является важной градостроительной задачей, связанной с вопросами совершенствования транспортно-планировочной структуры города.

Площади возникают в центральной части города или на его периферии, являются наиболее значимыми элементами планировочного каркаса, учувствуют в формировании композиции центров обслуживания и производства. Они характеризуются высоким социокультурным, архитектурно-планировочным, транспортным потенциалом, проявляющимся в высокой емкости и плотности функциональной структуры, интенсивности пешеходных и транспортных потоков.

В 1960 г. в мире начался стремительный рост числа автомобилей в городах, а вместе с ним — процесс разрушения нормальных условий жизни в городе. Перемены были столь многочисленными и масштабными, что последствия этого нашествия для качества городской жизни невозможно было даже оценить. Однако в 2009 г. в Нью-Йорке было перекрыто автомобильное движение по Бродвею между Таймс-сквер и Геральд-сквер, что послужило началом и примером, для кардинальных изменений в создании городских площадей (Рис. 1.) [3, с. 92].

Рис. 1. Таймс-сквер в Нью-Йорке, США

Площади большинства городов, как и их планировка, имели стихийный характер развития, явившийся следствием аграризации производственных процессов и раздробленности экономического и политического уровней. Отсутствие организованной системы органов самоуправления привело к беспорядочному перераспределению земельных наделов и случайному характеру связей между ними. По этой причине в настоящее время города сталкиваются с перегруженностью центральной части.

Кроме функциональных элементов общегородского уровня, на площадях реализуются различные формы деятельности — деловая, научная, культурная, просветительная, спортивная, оздоровительная, торговая. На площадях организуются общественные мероприятия, театрализованные праздники, спортивные фестивали, торжества, ярмарки, выставки и т. д. В результате правильной функциональной и транспортной организации на площадях реализуются принципы удобства, безопасности, экологического, эстетического комфорта.

Развитие городов по пути усложнения социальной, функциональной, транспортной инфраструктуры приводит к дифференциации городских пространств. В связи с этим расширяются типологические характеристики площадей. Старый СНиП по планировке и застройке городов приводил следующую их классификацию (Таблица 1) [4, с. 32].

Таблица 1

Классификация площадей

Площади взависимости от назначения

Основные функции, организуемые вграницах городской площади

1

Главные

Для пешеходных подходов к общественным зданиям и для проведения демонстраций, парадов и народных празднеств, в будничные дни, для организации различных функциональных процессов

2

Перед крупными общественными здания и сооружениями, другими местами массового посещения

Для подъезда пассажирского транспорта и похода посетителей к общественным зданиям и сооружениям

3

Транспортные и предмостные

Для распределения транспортных потоков по примыкающим улицам и дорогам, для размещения и примыканий улиц как в одном, так и в разных уровнях

4

Вокзальные

Для подъезда к зданиям и сооружениям внешнего транспорта, для развязки движения транспорта и пешеходов в одном и разных уровнях

5

Многофункциональных транспортных узлов

Для размещения общественных зданий и сооружений пригородного и городского транспорта и подходов к ним

6

Предзаводские

Для подходов к проходным предприятий, для развязки движения

7

Рыночные

Для организации движения, торговли, размещения остановочных пунктов транспорта

С учетом рассматриваемых в исследовании закономерностей развития площадных пространств предлагаются методические принципы их проектирования, которые в целом помогут улучшить архитектурно-планировочную организацию городской среды.

Городская площадь представляет собой идеализированную форму городской организации. Со временем и в силу обстоятельств Городская площадь превратилась также в более крупные городские пространства, некоторые даже не имеют квадратной формы. Например, более линейная, прямоугольная площадь часто имеет памятник на одном или обоих концах, подчеркивая их важность и подчеркивая линии перспективы. В частности, классическое городское планирование стремилось сформировать более крупные и сложные городские общественные пространства, часто подчеркивая осевые отношения между отдельными площадями и стремясь превратить их в наиболее комплексные городские структуры.

Однако по большей части городские площади и их крупные столичные братья и сестры имеют общие черты, столь неотъемлемо олицетворенные в круге. У них есть геометрия, которая фокусирует значение и подразумевает объединение и чувство общей цели. Договоренность об ограждении и общественной собственности с легкодоступными линиями обзора, наблюдаемыми с многих сторон, усиливает надзор сообщества и подотчетность.

Городская площадь, какой бы ни была ее конечная форма, является структурным проявлением психологических потребностей человека, воплощенных в этом первичном круге, пережитковые остатки которого сохраняются сегодня в устройстве этих ценных городских конструкций.

Литература:

  1. Михайлов, С. М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): дис. …д-ра искусствоведения / С. М. Михайлов. — М.: ВНИИТЭ, 2011. — 57 с.
  2. Гейл, Я. Города для людей / Я. Гейл. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 276 с.
  3. Масловская, О. В. Современные тенденции создания и преобразования городских площадей / О. В. Масловская // Теория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. — 2015. — № 1(28). — с. 91–95.
  4. Ю. В. Круглов, Е. Н. Глухова; Городская площадь: Учебное пособие; Под общ. ред. проф. Ю. В. Круглова. — Пенза: ПГАСА, 2003.-164 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
городская среда
общественная площадь
структура
функциональное зонирование
градостроительство
Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 6-8):
Часть 1 (стр. 1-67)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 6-8стр. 67

Молодой учёный