Обоснование системы методов исследования проблемы формирования устойчивости молодежи к кибербуллингу средствами медиаобразования (на примере молодежной группы 14–18 лет) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 28.04.2019

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Зунина А. И. Обоснование системы методов исследования проблемы формирования устойчивости молодежи к кибербуллингу средствами медиаобразования (на примере молодежной группы 14–18 лет) // Молодой ученый. — 2019. — №17. — С. 195-196. — URL https://moluch.ru/archive/255/58444/ (дата обращения: 22.05.2019).



В статье представлен методологический аппарат исследования проблемы, обоснован выбор методов ее исследования, установлены связи методологического аппарата проблемы и методов ее исследования, показано распределения для решения тех или иных его задач.

Ключевые слова: кибербуллинг, медиаобразование, устойчивость к кибербуллингу, особенности системного анализа и синтеза литературы, анкетирования для исследования уровня устойчивости молодежи к кибербуллингу.

Современный мир трудно представить без медиасредств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему Интернет).

Для помощи школьникам и студентам адаптации в мире медиакультуры, освоения языка средств массовой информации, умения анализировать медиатекст, было сформулировано направление «медиаобразование».

По теории Л.Мастерман существует семь причин актуальности медиаобразования в современном мире. Это:

  1. Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.
  2. Идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории.
  3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
  4. Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.
  5. Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.
  6. Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.
  7. Нарастающие национальные международные процессы приватизации информации. [1].

В связи с развитием интернет-технологий появилась такое явление как кибербуллинг.

В российской науке процесс кибербуллинга начали изучать сравнительно недавно, хотя проблема является крайне острой. По утверждениям психологов, в России кибербуллингу подвергается каждый третий ребенок [2].

Проведя аналогию этих понятий, была сформулирована цель исследования: изучение теоретических основ и возможностей медиаобразования, разработка и апробация программы внеклассных мероприятий по формированию устойчивости молодежи к кибербуллингу посредством медиаобразования.

Для достижения цели разработан ряд задач:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию медиаобразовая, раскрыть его структуру и возможности.
  2. Проанализировать научно-методическую литературу по разработке программ внеклассных мероприятий.
  3. Изучить психолого-педагогическую литературу о кибербуллинге, раскрыть его сущность.
  4. Проанализировать уровень устойчивости к кибербуллингу у молодежи 14–18 лет.
  5. Разработать программу внеклассных мероприятий по формированию устойчивости молодежи к кибербуллингу посредством медиаобразования и апробировать в образовательном учреждении.
  6. Определить результативность экспериментальной работы по применению разработанной программы путем сравнительного анализа уровня устойчивости молодежи до и после эксперимента.

Гипотезу исследования составляет предположение о том, что процесс формирования устойчивости молодежи (14–18 лет) к кибербуллингу может быть успешным если:

− средством формирования является медиаобразование;

− реализуется подробная поэтапная программа внеклассных мероприятий, обеспечивающая постепенное углубление интереса учащихся в формировании устойчивости к кибербуллингу;

− создание положительного эмоционального фона на внеклассном мероприятии, использование подходящих методов и технологий.

При решении поставленных задач используются следующие методы исследования: системного анализа и синтеза психолого-педагогической, научно-методической, психолого-педагогической литературы; систематизации фактов; опрос в форме анкетирования.

Анализ литературы позволяет целостно освоить понятия, заявленные в исследовании, качественно разработать программу внеклассных мероприятий с эффективными методами влияния на развитие устойчивости к кибербуллингу.

Опрос в форме анкетирования позволяет выявить уровень устойчивости к данному явлению, раскрывает направление работы исследования и ряд критериев, которые необходимо учитывать при разработке программы.

В ходе проведения исследования выявляется первоначальный уровень устойчивости к кибербуллингу молодежи, изучаются необходимы аспекты, разрабатывается программа внеклассных занятий по формированию устойчивости к интернет-агрессии с использованием медиаобразования. Результатом эффективности работы программы является повторное проведения опроса в форме анкетирования.

Литература:

  1. Тоискин В. С., Красильников В. В. Медиаобразование в информационно-образовательной среде: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. — 122 с.
  2. Дробышева И. Как защитить ребенка от кибербуллинга // Российская газета. Федеральный выпуск. № 5947 (274).
  3. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И. А. Фатеева. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. — 270 с.
  4. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014. № 3(35), с. 122–128.
  5. McAfee: исследование «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга» // Технологии в образовании: новости и события [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://education-events.ru
Основные термины (генерируются автоматически): форма анкетирования, психолого-педагогическая литература, мероприятие, формирование устойчивости молодежи, формирование устойчивости, уровень устойчивости, современный мир, системный анализ, массовая информация.


Похожие статьи

Формирование психологической устойчивости личности...

Атаскевич Н. О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости [Текст]

Интернет-зависимость является формой аддиктивного поведения, аддиктивное поведение — это стремление человека вступать во...

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости...

Таким образом, формирование эмоциональной устойчивости будущих педагогов в период обучения в вузе является их гарантией личного

Ориентировочный этап позволяет определить уровень развития психолого-педагогических особенностей будущих педагогов и в связи с...

Формирование личности безопасного типа поведения при...

Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности...

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов...

Рассматривается проблема формирования эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения, в период модернизации образования. В условиях активных изменений эмоциональная устойчивость к напряженным факторам...

Формирование психологической устойчивости средствами...

Военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел России с 1995 года выполняют служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе, где охраняют общественный порядок, урегулируют конфликтные ситуации.Для войсковой практики последних лет характерно все...

эмоциональная устойчивость, педагогическая деятельность...

Анализ современных научных исследований позволил сделать вывод о многообразии

В условиях современной модернизации образования и реализации новых Федеральных

В связи с чем, необходимым становится не только формирование знаниевого компонента, но и...

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

- внутренняя (внутренняя устойчивость) — способность сохранять равновесие к различным

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности.

От уровня толерантности молодежи как в отношении жителей страны, принадлежащих к различным этносам.

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности.

Для сбора массовых и достоверных данных по проблеме исследования мы применяли следующие методы: наблюдения на уроках, беседа и анкетирование учащихся, анализ результатов...

Методологические основы анализа финансовой устойчивости...

Целью разработки методологических основ анализа финансовой устойчивости

На уровень финансовой устойчивости предприятия оказывает значительное влияние

Амуленкан В. Ю., Близкий Р. С. Финансовая устойчивость: обзор формирования понятийного аппарата в...

Формирование профессиональной устойчивости студентов...

Кудрин А. А. Формирование профессиональной устойчивости студентов высших учебных заведений в

Исходя из анализа философской, психолого-педагогической, методической

Впервые понятие «профессиональная устойчивость личности» было выделено в качестве...

Похожие статьи

Формирование психологической устойчивости личности...

Атаскевич Н. О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости [Текст]

Интернет-зависимость является формой аддиктивного поведения, аддиктивное поведение — это стремление человека вступать во...

Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости...

Таким образом, формирование эмоциональной устойчивости будущих педагогов в период обучения в вузе является их гарантией личного

Ориентировочный этап позволяет определить уровень развития психолого-педагогических особенностей будущих педагогов и в связи с...

Формирование личности безопасного типа поведения при...

Представление о личности безопасного типа поведения и ее формировании – одно из ключевых в методике обучения основам безопасности жизнедеятельности. В литературе и научно-методических исследованиях раскрыты различные аспекты формирования личности...

Формирование эмоциональной устойчивости педагогов...

Рассматривается проблема формирования эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения, в период модернизации образования. В условиях активных изменений эмоциональная устойчивость к напряженным факторам...

Формирование психологической устойчивости средствами...

Военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел России с 1995 года выполняют служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе, где охраняют общественный порядок, урегулируют конфликтные ситуации.Для войсковой практики последних лет характерно все...

эмоциональная устойчивость, педагогическая деятельность...

Анализ современных научных исследований позволил сделать вывод о многообразии

В условиях современной модернизации образования и реализации новых Федеральных

В связи с чем, необходимым становится не только формирование знаниевого компонента, но и...

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

- внутренняя (внутренняя устойчивость) — способность сохранять равновесие к различным

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности.

От уровня толерантности молодежи как в отношении жителей страны, принадлежащих к различным этносам.

Исследование взаимосвязи толерантности с процессами...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности.

Для сбора массовых и достоверных данных по проблеме исследования мы применяли следующие методы: наблюдения на уроках, беседа и анкетирование учащихся, анализ результатов...

Методологические основы анализа финансовой устойчивости...

Целью разработки методологических основ анализа финансовой устойчивости

На уровень финансовой устойчивости предприятия оказывает значительное влияние

Амуленкан В. Ю., Близкий Р. С. Финансовая устойчивость: обзор формирования понятийного аппарата в...

Формирование профессиональной устойчивости студентов...

Кудрин А. А. Формирование профессиональной устойчивости студентов высших учебных заведений в

Исходя из анализа философской, психолого-педагогической, методической

Впервые понятие «профессиональная устойчивость личности» было выделено в качестве...

Задать вопрос